kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Профессиональное самооопределение подростков с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе представлено календарно- тематическое планирование занятий для подростков с ЗПР. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Профессиональное самооопределение подростков с ЗПР"»



КГУ «Урицкая школа- лицей»











ПРОГРАММА


«ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ С ЗПР»






Составитель: Макарова Е.А.






Сарыколь 2017


АННОТАЦИЯ



Составитель: Е.А. Макарова. Программа занятий «Профессионального самоопределения подростков с ЗПР».

КГУ «Урицкая школа-лицей акимата Сарыкольского района» п.Сарыколь Костанайская область.


На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому обучению как одному из компонентов будущей самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.




















Пояснительная записка

Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван).

Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями.

Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.

На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.

Таким образом, можно увидеть, что учащиеся с ЗПР, с одной стороны, адекватно оценивают свои силы, выбирая в основном рабочие профессии и выполняя работу в коллективе, но с другой стороны, специфика представлений о будущей профессии у школьников с ЗПР проявляется в узком диапазоне предпочитаемых профессий и их формальным выбором. Подростки с ЗПР часто даже не имеют необходимых сведений о выбранных профессиях, однако хотят получать хорошую зарплату.
Мы полагаем, что причинами вышеуказанной специфики являются недостаточное информирование подростков с ЗПР о рынке труда, отсутствие специально подобранных профессиограмм, нацеленных именно на этот контингент, методическая недоработка профконсультирования и профдиагностики.
Наша программа будет направлена на целевое построение профконсультационной работы с подростками с ЗПР, которая будет включать диагностический блок, профконсультации с учетом особенностей интеллектуального развития, подбор профессиограмм, знакомство школьников с миром профессий, с ориентацией на область интересов каждого уча

Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы психолога:

Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии.

Второе направление – проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию.

Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной.

Решению проблемы самоопределения может способствовать спецкурс “Профессиональное самоопределение”, разработанный для учащихся 9 класса.

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Цели:

  • сформировать готовность учащихся с ЗПР к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;

  • повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников;

  • формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Содержание курса.

1. Внутренний мир человека и система представлений о себе .

Личность. Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции “Я”. Структура “образа “Я” – знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание собственного “Я”. Самооценка. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности.

Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики “Карта интересов” (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей.

3. Способности, условия их проявления и развития.

Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития и развития способностей.

4. Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности).

Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии.

Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения.

Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность.

6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Сущность понятий “мотивы”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности – методика “Мотивы выбора профессии”.

7. Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности).

Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий – “Дифференциально-диагностический опросник” (Климова). Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональных предпочтений”.

8. Человек среди людей.

Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия “сработанность” и “совместимость”. Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации – методика “Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации” (Томаса).

9. Профессиональная консультация.

Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление “Индивидуальной карты” по профессиональной консультации. Групповая профконсультация (тренинг, игра).









Календарно- тематическое планирование


п.п.

Тема

Кол- во

часов

Дата

1

Тренинг общения «Мы с тобой выпускники».

1

7.09

2

Коррекционные упражнения «Мои чувства».

1

14.09

3

Упражнения на коррекцию самооценки учащихся.

1

21.09

4

Мир профессий. Помечтаем о будущей карьере.

1

28.09

5

Алгоритм выбора профессии «Надо — Хочу — Могу».

1

5.10

6

Профессионально-диагностический опросник Климова.

1

12.10

7

Профессии «Человек- человек».

1

19.10

8

Профессии «Человек-техника».

1

26.10

9

Профессии «Человек- природа».

1

2.11

10

Профессии «Человек- знаковая система».

1

16.11

11

Профессии «Человек – художественный образ».

1

23.11

12

Профориентационная игра «Инопланетяне».

1

30.11

13

Диагностика «Способности и выбор профессии».

1

7.12

14

Последствия выбора профессии: реальность и мечты.

1

14.12

15

Профориентационная игра «Общественное мнение».

1

21.12

16

Диагностика «ОПГШ», Йоваши.

1

28.12

17

Диагностика «Оценка и развитие коммуникативных умений».

1


18

Профориентационная игра «Перспектива».

1


19

Индивидуальные свойства человека Тест «Художник или мыслитель» Свойства нервной системы..

1


20

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

1


21

Коммуникативные качества личности и типы профессий

1


22

Значение темперамента в профессиональном становлении личности.

1


23

Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности.

1


24

Игровое упражнение «Человек- профессия»

1


25

Игровое упражнение «Автопортрет».

1


26

Игровое упражнение «Цепочка профессий»

1


27

Игровое упражнение «Сейчас и потом»

1


28

Игровое упражнение «Самая, самая профессия»

1


29

Профессьянс «Кто? Что? Где?»

1


30

Профориентационная игра «Ловушки- капканчики».

1


31

Игровое упражнение «Дом, который построил….»

1


32

Игровое упражнение «Один день из жизни»

1


33

Игровое упражнение «Пять шагов к профессии»

1


34

Игровое упражнение «Мой путь в мир профессий».

1

















Использованная литература:

  1. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.

  2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

  3. Организация психологической службы в школе. Под ред. А.С.Чернышева, Е.И. Полонского и др. Курск, 1991.

  4. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

  5. Материалы к программе “Профессиональное самоопределение” В.Д. Симоненко. Волгоград, 2005.

























































































12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа "Профессиональное самооопределение подростков с ЗПР"

Автор: Макарова Елена Анатольевна

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455322

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства