Просмотр содержимого документа
«Программа "Профессиональное самооопределение подростков с ЗПР"»
КГУ «Урицкая школа- лицей»
ПРОГРАММА
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ С ЗПР»
Составитель: Макарова Е.А.
Сарыколь 2017
АННОТАЦИЯ
Составитель: Е.А. Макарова. Программа занятий «Профессионального самоопределения подростков с ЗПР».
КГУ «Урицкая школа-лицей акимата Сарыкольского района» п.Сарыколь Костанайская область.
На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому обучению как одному из компонентов будущей самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.
Пояснительная записка
Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван).
Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями.
Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.
На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.
Таким образом, можно увидеть, что учащиеся с ЗПР, с одной стороны, адекватно оценивают свои силы, выбирая в основном рабочие профессии и выполняя работу в коллективе, но с другой стороны, специфика представлений о будущей профессии у школьников с ЗПР проявляется в узком диапазоне предпочитаемых профессий и их формальным выбором. Подростки с ЗПР часто даже не имеют необходимых сведений о выбранных профессиях, однако хотят получать хорошую зарплату. Мы полагаем, что причинами вышеуказанной специфики являются недостаточное информирование подростков с ЗПР о рынке труда, отсутствие специально подобранных профессиограмм, нацеленных именно на этот контингент, методическая недоработка профконсультирования и профдиагностики. Наша программа будет направлена на целевое построение профконсультационной работы с подростками с ЗПР, которая будет включать диагностический блок, профконсультации с учетом особенностей интеллектуального развития, подбор профессиограмм, знакомство школьников с миром профессий, с ориентацией на область интересов каждого уча
Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы психолога:
Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии.
Второе направление – проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию.
Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной.
Решению проблемы самоопределения может способствовать спецкурс “Профессиональное самоопределение”, разработанный для учащихся 9 класса.
Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Цели:
сформировать готовность учащихся с ЗПР к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи:
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;
повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Содержание курса.
1. Внутренний мир человека и система представлений о себе .
Личность. Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции “Я”. Структура “образа “Я” – знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание собственного “Я”. Самооценка. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.
2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности.
Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики “Карта интересов” (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей.
3. Способности, условия их проявления и развития.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития и развития способностей.
4. Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности).
Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии.
Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения.
Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность.
6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
Сущность понятий “мотивы”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности – методика “Мотивы выбора профессии”.
7. Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности).
Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий – “Дифференциально-диагностический опросник” (Климова). Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональных предпочтений”.
8. Человек среди людей.
Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия “сработанность” и “совместимость”. Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации – методика “Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации” (Томаса).
9. Профессиональная консультация.
Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление “Индивидуальной карты” по профессиональной консультации. Групповая профконсультация (тренинг, игра).
Календарно- тематическое планирование
№
п.п.
Тема
Кол- во
часов
Дата
1
Тренинг общения «Мы с тобой выпускники».
1
7.09
2
Коррекционные упражнения «Мои чувства».
1
14.09
3
Упражнения на коррекцию самооценки учащихся.
1
21.09
4
Мир профессий. Помечтаем о будущей карьере.
1
28.09
5
Алгоритм выбора профессии «Надо — Хочу — Могу».
1
5.10
6
Профессионально-диагностический опросник Климова.
1
12.10
7
Профессии «Человек- человек».
1
19.10
8
Профессии «Человек-техника».
1
26.10
9
Профессии «Человек- природа».
1
2.11
10
Профессии «Человек- знаковая система».
1
16.11
11
Профессии «Человек – художественный образ».
1
23.11
12
Профориентационная игра «Инопланетяне».
1
30.11
13
Диагностика «Способности и выбор профессии».
1
7.12
14
Последствия выбора профессии: реальность и мечты.
1
14.12
15
Профориентационная игра «Общественное мнение».
1
21.12
16
Диагностика «ОПГШ», Йоваши.
1
28.12
17
Диагностика «Оценка и развитие коммуникативных умений».
1
18
Профориентационная игра «Перспектива».
1
19
Индивидуальные свойства человека Тест «Художник или мыслитель» Свойства нервной системы..
1
20
Склонности и интересы в профессиональном выборе.
1
21
Коммуникативные качества личности и типы профессий
1
22
Значение темперамента в профессиональном становлении личности.
1
23
Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности.
1
24
Игровое упражнение «Человек- профессия»
1
25
Игровое упражнение «Автопортрет».
1
26
Игровое упражнение «Цепочка профессий»
1
27
Игровое упражнение «Сейчас и потом»
1
28
Игровое упражнение «Самая, самая профессия»
1
29
Профессьянс «Кто? Что? Где?»
1
30
Профориентационная игра «Ловушки- капканчики».
1
31
Игровое упражнение «Дом, который построил….»
1
32
Игровое упражнение «Один день из жизни»
1
33
Игровое упражнение «Пять шагов к профессии»
1
34
Игровое упражнение «Мой путь в мир профессий».
1
Использованная литература:
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
Организация психологической службы в школе. Под ред. А.С.Чернышева, Е.И. Полонского и др. Курск, 1991.
Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
Материалы к программе “Профессиональное самоопределение” В.Д. Симоненко. Волгоград, 2005.