Программа курса по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии"В мире эмоций"
Программа курса по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии"В мире эмоций"
Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Сам термин “арттерапия” (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достаёт «материала» для того, что бы научиться подобному управлению.
Данная программа составлена для дошкольников с ЗПР и реализуется в рамках «Школы будущего первоклассника»
Состоит из 20 занятий из которых 2 (первое и последнее) направлено на диагностику готовности к школе (По А и М.Семаго Психолого-педагогическая оценка готовности к началу обучения» Продолжительность занятий -25 мин. Группа-6-7 человек. В начале каждого занятия в ребенок на лесенке эмоций выбирает "Пиктограмму с различными эмоциями"и вклеивает в дневник настроения.
Цели:
1. Образовательная.
а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;
б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
2. Воспитательная.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
формированию представлений о себе;
изучению и выражению своих чувств и эмоций;
формированию позитивного самовосприятия;
развитию коммуникативных навыков;
снятию психоэмоционального напряжения;
развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии"В мире эмоций"»
Пояснительная записка
Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности.Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Сам термин “арттерапия” (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достаёт «материала» для того, что бы научиться подобному управлению.
Данная программа составлена для дошкольников с ЗПР и реализуется в рамках «Школы будущего первоклассника»
Состоит из 20 занятий из которых 2 (первое и последнее) направлено на диагностику готовности к школе (По А и М.Семаго Психолого-педагогическая оценка готовности к началу обучения» Продолжительность занятий -25 мин. Группа-6-7 человек. В начале каждого занятия в ребенок на лесенке эмоций выбирает "Пиктограмму с различными эмоциями"и вклеивает в дневник настроения.
Цели:
1. Образовательная.
а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;
б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
2. Воспитательная.
а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
в) отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
формированию представлений о себе;
изучению и выражению своих чувств и эмоций;
формированию позитивного самовосприятия;
развитию коммуникативных навыков;
снятию психоэмоционального напряжения;
развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Тематическое планирование
Тема
Содержание
Кол-во занятий
Установление эмоционального контакта. Проведение диагностики.
Знакомство с «Дневником настроения» и «Лесенкой эмоций»
Определение степени готовности к школе на основе методики Н.Семаго, М.Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»
1
Рисование цветным песком -6 «Насыпная картинка»
Соотношение цвета и формы
Основные геометрические фигуры
1
Эмоции радость грусть
Цветы с эмоциями радости и грусти
1
Эмоции удивление, страх
Грибок (удивляется),заяц (боится)
1
Обида, злость
Цветок василек (обиделся), волк (злится)
1
Интерес, спокойствие
Ежик (интересуется), сова(спойная)
1
Мое настроение
Все герои повторяются. Ребенок должен вспомнить и нарисовать соответствующую эмоцию героям.
1
Лепка из соленого теста -6
Мальчик, девочка
Ориентация в схеме своего тела. Гендерные различия Вначале мальчик лепит мальчика, затем мальчик лепит девочку. И наоборот. Работы подсыхают и на следующем занятии – раскрашиваются.
2
Девочка(для мальчика)
Ориентация в схеме своего тела. Гендерные различия
2
«Мое настроение»
Лепка из теста тех героев «Полянки эмоций», которых запомнил ребенок. Расположение их на листе. Покраска высушенных изображений
2
Основы литотерапии Рисунок на камне»-6
Жители полянки эмоций
Рисунок на камне «Грибок»
1
Жители полянки эмоций
Рисунок на камне Божья коровка»
1
Жители полянки эмоций
Рисунок на камне»Ежик»
1
Жители полянки эмоций
Рисунок на камне «Черепашка»
1
Жители полянки эмоций
Рисунок на камне «Зайчик»
1
Жители полянки эмоций
Рисунок на камне «Сова»
1
Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов по «Дневникам настроения» Выбирается цвет, который чаще всего выбирал ребенок. Он ставится на 1 место.
Определение степени готовности к школе на основе методики Н.Семаго, М.Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»