kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии"В мире эмоций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

 Сам термин “арттерапия” (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.  В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достаёт «материала» для того, что бы научиться подобному управлению.

Данная программа составлена для дошкольников с ЗПР и реализуется в рамках «Школы будущего первоклассника»

Состоит из 20 занятий из которых 2 (первое и последнее) направлено на диагностику готовности к школе (По А и М.Семаго  Психолого-педагогическая оценка готовности к началу обучения» Продолжительность занятий -25 мин. Группа-6-7 человек.  В начале каждого занятия в ребенок на лесенке эмоций выбирает "Пиктограмму с различными эмоциями"и вклеивает в дневник настроения.

Цели:

1. Образовательная.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

2. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

  • формированию представлений о себе;
  • изучению и выражению своих чувств и эмоций;
  • формированию позитивного самовосприятия;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • снятию психоэмоционального напряжения;
  • развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии"В мире эмоций"»



Пояснительная записка

Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности. Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Сам термин “арттерапия” (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достаёт «материала» для того, что бы научиться подобному управлению.

Данная программа составлена для дошкольников с ЗПР и реализуется в рамках «Школы будущего первоклассника»

Состоит из 20 занятий из которых 2 (первое и последнее) направлено на диагностику готовности к школе (По А и М.Семаго Психолого-педагогическая оценка готовности к началу обучения» Продолжительность занятий -25 мин. Группа-6-7 человек.  В начале каждого занятия в ребенок на лесенке эмоций выбирает "Пиктограмму с различными эмоциями"и вклеивает в дневник настроения.

Цели:

1. Образовательная.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
признакам (мимика, пантомимика, интонация);

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

2. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

  • формированию представлений о себе;

  • изучению и выражению своих чувств и эмоций;

  • формированию позитивного самовосприятия;

  • развитию коммуникативных навыков;

  • снятию психоэмоционального напряжения;

  • развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во занятий

Установление эмоционального контакта. Проведение диагностики.

Знакомство с «Дневником настроения» и «Лесенкой эмоций»


Определение степени готовности к школе на основе методики Н.Семаго, М.Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

1

Рисование цветным песком -6 «Насыпная картинка»

Соотношение цвета и формы

Основные геометрические фигуры

1

Эмоции радость грусть

Цветы с эмоциями радости и грусти

1

Эмоции удивление, страх

Грибок (удивляется),заяц (боится)

1

Обида, злость

Цветок василек (обиделся), волк (злится)

1

Интерес, спокойствие

Ежик (интересуется), сова(спойная)

1

Мое настроение

Все герои повторяются. Ребенок должен вспомнить и нарисовать соответствующую эмоцию героям.

1

Лепка из соленого теста -6

Мальчик, девочка

Ориентация в схеме своего тела. Гендерные различия Вначале мальчик лепит мальчика, затем мальчик лепит девочку. И наоборот. Работы подсыхают и на следующем занятии – раскрашиваются.

2

Девочка(для мальчика)

Ориентация в схеме своего тела. Гендерные различия

2

«Мое настроение»

Лепка из теста тех героев «Полянки эмоций», которых запомнил ребенок. Расположение их на листе. Покраска высушенных изображений

2

Основы литотерапии Рисунок на камне»-6

Жители полянки эмоций

Рисунок на камне «Грибок»

1

Жители полянки эмоций

Рисунок на камне Божья коровка»

1

Жители полянки эмоций

Рисунок на камне»Ежик»

1

Жители полянки эмоций

Рисунок на камне «Черепашка»

1

Жители полянки эмоций

Рисунок на камне «Зайчик»

1

Жители полянки эмоций

Рисунок на камне «Сова»

1

Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов по «Дневникам настроения» Выбирается цвет, который чаще всего выбирал ребенок. Он ставится на 1 место.

Определение степени готовности к школе на основе методики Н.Семаго, М.Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

1











































ДНЕВНИК

НАСТРОЕНИЯ



________________










Выбери цвет

Выбери картинку

Занятие 1



Занятие 2



Занятие 3



Занятие 4



Занятие 5



Занятие 6



Занятие7



Занятие 8



Занятие 9



Занятие 10



Занятие 11



Занятие 12



Занятие 13



Занятие 14



Занятие 15



Занятие 16



Занятие 17



Занятие 18



Занятие 19



Занятие 20





Цвет 1_________________________________

2__________________________________

3____________________________________








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Радионова Нина Владимировна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370823

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства