Программа и календарно-тематическое планирование кружка «Менің болашақ мамандығым» для 5-х классов.
Программа и календарно-тематическое планирование кружка «Менің болашақ мамандығым» для 5-х классов.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов, объем – 17 академических часов.
Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа и календарно-тематическое планирование кружка «Менің болашақ мамандығым» для 5-х классов.»
П Р О Г Р А М М А
и календарно-тематическое планирование
кружка «Менің болашақ мамандығым»
для 5-х классов на 2016 - 2017 учебный год
Руководитель кружка
педагог-психолог
Огнева Т.В.
Пояснительная записка
Изменяющаяся структура экономики Казахстана влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Выбор профессии очень важное дело. Чем раньше человек решает, кем он хочет быть, тем быстрее добивается успеха в жизни. Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Поэтому эффективно начинать знакомиться, определяться с миром профессий как можно раньше. Данная программа помогает пятиклассникам определиться с профессией, учитывая свои способности, жизненные ценности, интересы. Разработать план достижения поставленной цели, алгоритм принятия решения, сформировать адекватную самооценку и поверить в свои силы. Таким образом, в данной программе идет личностное развитие младших подростков. Также учащиеся знакомятся с азами межличностного взаимодействия и отрабатывают полученные знания в группе.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Учащимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
Эти аспекты являются составляющими успеха и помогают добиваться поставленной цели. И если человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает правильный выбор, то появляется профессионал своего дела, который в дальнейшем будет способствовать развитию экономики нашей страны.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван кружок «Менің болашақ мамандығым».
Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов, объем – 17 академических часов.
Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи. Задачи программы:
– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
– психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
– моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
– принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
– принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
– принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
Методы:
– лекционное изложение материала;
– дискуссия;
– ролевые игры;
– игры, упражнения;
– анализ конкретных ситуаций;
– психодиагностические процедуры.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Критерии и показатели усвоения материала. 1) Информационные
- сформированность представления о мире профессий;
- знание и значение предприятий находящихся на территории города. Знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.
2) Исследовательские
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон своей профессии;
- изучение путей овладения избранными профессиями
3) Практические
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городских центров занятости.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Структура программы
Продолжительность занятий – один раз в две недели по 40-45 мин. Всего 17 занятий.
Работа по программе осуществляется с помощью групповых занятий. Занятия носят обучающий и развивающий характер (не оценочный). Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций. Четыре предпоследних занятия посвящены моделированию индивидуального пути предпрофильной подготовки каждым участником программы презентации своей будущей профессии.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, учащиеся смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.