Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»
Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»
Цели проекта: мотивирование родителей (отцов) на более активное участие в воспитании детей, совершенствование психолого-педагогической работы ДОУ по гармонизации детско-родительских отношений через комплексное воздействие на участников образовательных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»»
Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»
Знакома ситуация, когда папа всю неделю пропадает на работе, один из выходных тоже посвящает делам, а во второй отдыхает и трогать его нельзя. Общение с ребенком, участие в его воспитании сводится к минимуму. К тому же многие папы не осознают, насколько они важны в жизни своих детей. Изменить данную ситуацию помогут специально организованные мероприятия, предполагающие тесное взаимодействие детей и отцов.
«Один отец значит больше, чем сто учителей».
Д. Герберт
Семья была и есть главным институтом воспитания ребенка, его развития, формирования личных качеств, опорой и поддержкой. Чаще всего большую часть времени рядом с ребенком проводит мама. Современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец — не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», — часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей стало стереотипом нашей «культуры отцовства»1.
На вопросы психологов: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли с ним, в какие игры?» — большинство молодых отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело». Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с ребенком, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии на взаимопонимании между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.
Исходя из сказанного выше был разработан и реализован проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу!», призванный вовлечь отцов в процесс воспитания детей.
Цели проекта: мотивирование родителей (отцов) на более активное участие в воспитании детей, совершенствование психолого-педагогической работы ДОУ по гармонизации детско-родительских отношений через комплексное воздействие на участников образовательных отношений.
Задачи:
1) создание в семье атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки; 2) активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях; 3) способствование формированию у родителя потребности в частом индивидуальном общении с ребенком; 4) создание условий для поддержания традиции уважительного отношения к отцу.
Участники проекта: дошкольники всех возрастных групп, их родители, педагоги и специалисты.
Предполагаемый результат реализации проекта:
выход на новый уровень партнерских отношений педагогов с семьей каждого воспитанника;
формирование атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в семье;
повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей и саморазвития;
развитие новых направлений взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный. Включает: изучение психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам взаимодействия с семьей; изучение детско-родительских взаимоотношений (опрос детей, педагогов, анкетирование родителей, отслеживание через наблюдение динамики посещаемости отцами детского сада). На этом этапе составляется план работы, создается материальная база проекта: изготавливаются медали «Самый лучший папа», «Самый лучший дедушка» и т. п., оформляются и размещаются в фойе МБДОУ тематические плакаты с пословицами и высказываниями известных людей, посвященными семье, воспитанию, роли отца; подбирается музыкальное сопровождение.
2. Основной. Включает: ознакомление педагогического коллектива с планом мероприятий (таблица); размещение на информационном стенде каждой группы плана работы по проекту, обращения психологической службы ДОУ к родителям; реализацию запланированных мероприятий.
План мероприятий проекта «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»
День недели/дата
Мероприятие
Участники
Время
Понедельник
Акция «В садик с папой!» В последний день работы МБДОУ перед реализацией проекта необходимо довести до родителей следующую информацию: «Дорогие папы и дедушки! При возможности просим именно вас привести ребенка в понедельник в детский сад». (Примечание. В МБДОУ есть семьи, в которых нет отцов, но активное участие в воспитании ребенка принимают дедушки, поэтому целесообразно их привлечение к проекту.)
Воспитанники всех групп, педагоги, папы, дедушки
07:00—08:00
Создание фильма «В садик с папой» Снимается утренний приход пап и дедушек с детьми. Фильм создается в программе Pinnacle studio 14 с наложением музыкального сопровождения — песен про пап и дедушек. В дальнейшем используется на мероприятиях проекта
Вручение памятных медалей, фотосъемка на память Весь процесс входит в содержание фильма «В садик с папой»
Старт конкурса газет «Я горжусь тобой, милый папа мой!» В первый день проекта психологическая служба обращается со следующим предложением: «Дорогие мамы! Просим вас вместе с ребенком принять активное участие в создании газет о папе»
Воспитанники всех групп, мамы
Утренний и вечерний прием
Вторник
Аудиописьмо от детей «Мой папа самый, самый…» За неделю до акции с детьми проводится беседа на тему «Мой папа». Вопросы: Какой он — твой папа? Чем ты любишь заниматься с ним? Твоя любимая игра с папой? Как ласково называет тебя папа? Чем любит заниматься папа в выходные?
Воспитанники всех групп
Утренний и вечерний прием
На каждую возрастную группу в программе Pinnacle studio 14 создается аудиозапись, которая во время реализации проекта утром и вечером включается в группах
Конкурс чтецов «Мой папа — лучший друг» Необходимо заранее обратиться к мамам с просьбой: выучить с ребенком стихотворение о папе или дедушке. Папы приглашаются в жюри
Участники — воспитанники старших групп, зрители — воспитанники средних групп
10:00
Выступление участников конкурса чтецов перед воспитанниками младших групп
Воспитанники старших и младших групп
Вторая половина дня
Среда
Акция «В садик с папой!» под девизом «Папа может всё!» Необходимо заранее повесить следующее объявление: «Дорогие папы и дедушки! Просим именно вас по возможности привести ребенка в среду в детский сад и с собой принести поделку или рисунок, выполненные совместно с ребенком вечером во вторник. В приемных групп будут организованы выставки совместной деятельности ребенка с папой, дедушкой. Участников ждут призы!»
Воспитанники всех групп, педагоги, папы, дедушки
07:00—08:00
Мини-презентации «Расскажу я вам про папу (дедушку)!». Накануне необходимо повесить и довести до сведения родителей следующую информацию: «Уважаемые родители! Просим вас во вторник вечером вместе с ребенком выбрать из вашего семейного архива одну фотографию папы (дедушки) и составить о нем рассказ»
Воспитанники подготовительных групп
Вторая половина дня
Встреча в психологической гостиной «Играем вместе с папой!» Игровое детско-родительское занятие (приложение 1)
Воспитанники младших групп, папы, дедушки
17:30 — 1-я младшая группа, 18:00 — 2-я младшая группа
Четверг
Аудиописьмо от детей «Мой папа самый, самый…» (см. выше)
Воспитанники всех групп
Утренний и вечерний прием
Встреча в психологической гостиной «Я познаю отцовство через радость» (приложение 2)
Папы и дедушки воспитанников средних и старших групп, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги
18:00
Пятница
Детско-родительская викторина «Для меня всегда герой — самый лучший папа мой!» (приложение 3)
1) оформление в фойе ДОУ фотовыставки «В садик с папой»; 2) изучение мнения родителей и педагогов о проведенной работе (анкетирование); 3) анализ результатов работы на заседании методического объединения педагогов-психологов, отчет о результатах реализации проекта на педагогическом совете; 4) постановка задач на будущее.
Приложение 1 План-конспект встречи в психологической гостиной «Играем вместе с папой!»
Цели: гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение папы и ребенка через совместную игровую деятельность.
Ход встречи
1. Организационная часть Просмотр фильма «В садик с папой!»
2. Игровое упражнение «Здравствуйте» Цели: создание позитивного настроя, знакомство участников друг с другом. Музыкальное сопровождение: песня «Здравствуйте!» из сборника «Пой, играй, танцуй, малыш! Детские песни в аранжировке Ляйли Хисматуллиной». Педагог-психолог: Добрый вечер, дорогие дети, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! Предлагаю всем вместе встать в круг и поздороваться. (Звучит песня «Здравствуйте!».)
3. Упражнение «Поздоровайтесь любыми частями тела» Цели: обогащение сенсорного опыта в детско-родительских парах, сплочение группы, развитие невербальных средств общения. Детям и родителям предлагается поздороваться друг с другом разными частями тела: носами, головами, ушами, руками и т. д.
4. Игра «Путешествие» Цели: активизация телесно-эмоциональных связей, повышение уровня проявления интереса друг к другу в диаде «родитель — ребенок», развитие воображения, формирование чувства безопасности и доверия. Педагог-психолог: Меня дружок мой зайка в гости пригласил. Я знаю — путь мне предстоит неблизкий. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?.. Ребята готовы. А папы и дедушки?.. Замечательно, отправляемся в путешествие. А на чем же мы поедем?.. (Участники предлагают свои варианты.) Далее педагог-психолог проводит игры-имитации: «Самолет» (участники производят следующие движения — заводят мотор, расправляют крылья, летят), «Машина» (проводится по аналогии с первой игрой).
5. Встреча с зайкой Цели: развитие эмоциональной сферы детей, формирование умения сочувствовать. Музыкальное сопровождение: «Ножки» (Е. Поплянова). Участники двигаются по дорожке под музыку и находят под кустом зайку (его роль исполняет педагог). Педагог-психолог: Зайка, почему ты грустный, почему дрожишь? Зайка: Без домика остался, замерз и волка боюсь. Педагог-психолог предлагает детям подойти к зайке, погладить его, пожалеть, подарить тепло своих сердец. Педагог-психолог: Зайка, мы знаем игру, которая поможет тебе побороть свой страх! Пойдем поиграем вместе с нами.
6. Игра «Скачут зайки» Цели: снижение психоэмоционального напряжения, развитие доверия между ребенком и папой. Во время игры дети превращаются в зайчат и повторяют все движения за педагогом, исполняющим роль зайки. Папы стоят в стороне и держат в руках большой парашют — крышу домика зайки.
Скачут зайки на лужайке прыг-скок, прыг-скок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают, Не идет ли волк?
После последних слов выбегает волк (его роль исполняет педагог) и пытается поймать зайчат. Задача детей — спрятаться в домике у пап. Игра повторяется 2–3 раза.
7. Игра «Строим дом для зайки» Цели: мотивирование на сближение в диаде «родитель — ребенок», развитие воображения и фантазии, сплочение группы. Музыкальное сопровождение: песня «Строим дом» Е. Попляновой. Педагог-психолог: Ну, зайка, повеселел ты? Зайка: Нет. Вам хорошо, у вас есть дом, а у меня нет. Педагог-психолог: Ну, в этом мы тебе поможем! Все вместе построим для тебя дом. Участники из модулей строят один большой дом для зайки, после чего все вместе гуляют вокруг него.
8. Подведение итогов Вопросы для беседы:
Что вам понравилось на нашей встрече?
Какая из сегодняшних игр может стать вашей домашней любимой игрой?
Ваши пожелания.
Приложение 2 План-конспект встречи в психологической гостиной «Я познаю отцовство через радость»
Цели: обогатить знания родителей о психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек, стимулировать отцов к обмену родительским опытом, помочь им стать активными участниками в воспитании своих детей.
Материал: мультимедийная презентация, опросник «Мальчики и девочки», аудиозапись с ответами детей.
Ход встречи
1. Организационная часть Просмотр фильма «В садик с папой!»
2. Игровое упражнение «Мой ребенок самый…» Цели: создание положительной эмоционально комфортной обстановки, мотивирование отцов на выражение позитивного отношения к своему ребенку. Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! Предлагаю всем встать в круг. Ваша задача — передавая мяч по кругу, назвать качество личности, присущее вашему ребенку. Свой ответ начните с фразы «Мой ребенок самый…».
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те…» Цели: знакомство участников друг с другом, актуализация темы встречи. Педагог-психолог предлагает поменяться местами тем, кто приводит ребенка утром в детский сад (играет со своим ребенком, посещает детские утренники, гуляет с ним в выходные дни, будит его утром, читает сказки на ночь и т. п.).
4. Упражнение «Объединение по группам» Цель: актуализация невербальных средств общения. Задача участников — не переговариваясь, используя только мимику и жесты, разделиться на три команды: 1) воспитывающие сына; 2) воспитывающие дочь; 3) папы-универсалы — воспитывающие сына и дочь. После того как родители разделились на команды, им раздаются соответствующие эмблемы («мальчик», «девочка», «мальчик и девочка») и предлагается придумать название команды.
5. Мини-дискуссия «Мальчишки и девчонки» Цель: помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей при воспитании мальчиков и девочек. Педагог-психолог: Давайте вернемся на пять-шесть лет назад. Вспомните тот день, когда вы с волнением ждали ответа на вопрос: «Кто у меня, мальчик или девочка?»… У мальчиков и девочек разные пути развития, разное жизненное назначение, а значит, им требуются разные подходы в обучении и воспитании. Сейчас я предлагаю вам пройти тест «Мальчишки и девчонки». Ваша задача — рядом с каждым утверждением поставить «да» или «нет» в зависимости от того, согласны вы с ним или нет.
Опросник «Мальчишки и девчонки»
1) Девочки более послушны, чем мальчики. 2) Девочки лучше относятся к природе. 3) Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят логически. 4) Мальчики испытывают большее желание отличиться. 5) Мальчики больше одарены в математике. 6) Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание. 7) Девочки умеют лучше выразить свои мысли. 8) У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая. 9) Мальчики лучше ориентируются в пространстве. 10) Мальчики агрессивнее. 11) Девочки менее активны. 12) Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. 13) Девочки более ласковы. 14) Девочки легче подпадают под чужое влияние. 15) Мальчики более предприимчивы. 16) Девочки более трусливы. 17) Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. 18) Девочки реже соперничают между собой. 19) Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. 20) У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
По завершении участникам предлагается сравнить свои ответы с мнением людей, профессионально занимающихся детской психологией. Ответы представлены в виде презентации, педагог-психолог зачитывает их с экрана. По желанию, родители могут озвучить свое мнение, особенно если оно не совпадает с мнением специалиста, проводится обсуждение.
Ответы к опроснику «Мальчишки и девчонки»
1) В раннем детстве девочки действительно более послушны. 2) Пока не установлены факты, которые давали бы повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6–9 лет. 3) Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков. 4) До 10–12 лет девочки развиваются быстрее, и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем. 5) Девочки и мальчики одарены одинаково. Все зависит от того, как мы их ориентируем. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Когда мы избавимся от этого предрассудка, то заметим, что разницы нет. 6) Мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого раннего возраста их учат — мужчина не должен плакать. 7) До 10–13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики. 8) Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная. 9) До наступления половой зрелости разницы нет. Становясь старше, мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила. 10) Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2–3 года, когда начинает формироваться их личность. 11) Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны. 12) Девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм. 13) До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения. 14) Мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании — при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения. 15) В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом мальчикам. Быть может, сознательно. 16) Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх. 17) Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны. 18) В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики, и девочки. 19) Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и идут на поводу у компании сверстников. Девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны. 20) В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
6. Упражнение «Мамины, папины…» Цель: продемонстрировать родителям, как дети смотрят на мир семейных отношений. Материал: картинки с изображением различных предметов, мультимедийная презентация с ответами детей. На столах у участников лежат картинки с изображением различных предметов (молотка, лыж, книги, кастрюли, телевизора, пылесоса, газеты, дивана, швабры, стиральной машины, гвоздей, кресла и т. д.). Задача — разделить предметы на две группы: «мамины» и «папины». По завершении участникам предлагается объяснить свой выбор. После обсуждения педагог-психолог, используя мультимедийную презентацию, демонстрирует участникам ответы детей.
Комментарий. Как правило, ответы родителей и детей разнятся. Если папы в большинстве случаев правильно соотносят предметы по группам, то дети нет. «Мамины», на их взгляд, предметы: стиральная машина, пылесос, швабра, даже молоток с гвоздями. «Папины» — телевизор, книги, газеты, лыжи и мягкое кресло. Это — повод для пап поразмышлять о том, как устроен семейный уклад. Педагог-психолог подводит участников к следующему выводу: отец должен своим примером показать, как нужно относиться к женщине (делить все хлопоты, заботы). Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения. Отец — пример для подражания сыну, а повзрослевшая дочь, выбирая спутника жизни, будет во многом ориентироваться на типаж собственного отца или, наоборот, избегать. И если родители хотят видеть своих детей успешными, счастливыми, то в первую очередь нужно приглядеться к себе.
7. Игра «Угадай-ка» Цель: актуализация зрительного и слухового восприятия. На экране появляются пронумерованные части лица детей с улыбкой. За кадром звучат голоса: «Папочка, люблю тебя. Угадай, где я?». Задача каждого участника — найти улыбку своего ребенка. Если ответ правильный — на экране появляется полностью фотография ребенка.
8. Прослушивание аудиозаписи «Расскажу я вам про папу» Цель: дать родителям возможность посмотреть на себя глазами собственного ребенка. После прослушивания участникам предлагается обменяться впечатлениями.
9. Заключительная часть Педагог-психолог: Наша встреча подошла к концу. И уже по доброй традиции давайте соберемся в круг и одним словом выразим свои эмоции от сегодняшнего мероприятия (участники передают мяч по кругу и высказываются). У вас замечательные дети, они все добрые и по-своему прекрасные. Мы желаем вам удачи в их воспитании. А для ваших мам мы приготовили небольшое послание (раздаются памятки «Как помочь папе обрести взаимопонимание с ребенком»).
Памятка для мамы
Как помочь папе обрести взаимопонимание с ребенком
1) Пусть папа приобщается к уходу за ребенком с первых дней жизни. Поначалу это выражается в простом уходе: купании, прогулке, кормлении из бутылочки. Каждое действие должно сопровождаться словами и улыбкой, обращенными к ребенку. 2) Папы отличаются от мам тем, что играют с детьми в другие игры — более подвижные и энергичные. И дети просто обожают это! Не реагируйте негативно на игру, если она вам не нравится только потому, что не похожа на ваши игры с ребенком. 3) Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах, таких как зоопарк или цирк. Чаще устраивайте подобные выходы в свет! 4) Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой малыш следует в будущем. Чем активнее такое общение, тем лучше воздействие, оказываемое на психическое состояние ребенка. 5) Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении: ребенок должен четко знать, чего от него ждут. Проще поддерживать желательное поведение, чем бороться с нежелательным. 6) Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому важно следить за тем, насколько категорично отец высказывается. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте это в присутствии ребенка, поговорите наедине. 7) Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу — нельзя оставлять его заслуги и достижения незамеченными. 8) Помните, что ваши супружеские отношения — пример для ребенка, которым он будет руководствоваться в своей будущей семейной жизни.
Приложение 3 Детско-родительская викторина «Для меня всегда герой — самый лучший папа мой!»
Задачи: 1. Помочь каждому ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи. 2. Формировать у дошкольников интерес к профессиям отцов, чувство гордости и уважения к отцу. 3. Вызвать положительные эмоции, способствовать сплочению семьи.
Предварительная работа: перед проведением викторины участники формируют команды, придумывают название и эмблему.
Ход викторины
1. Организационная часть Просмотр фильма «В садик с папой!»
2. Вступительное слово педагога-психолога. Представление команд
Проведем мы состязанье. Проверим ваши знания. Пап все любят, уважают. Посмотрим, все ли про них дети знают.
В нашей викторине участвуют три команды. Поприветствуем их… (представление команд — название, эмблема, капитан).
Пусть жюри весь ход игры Без промашки проследит. Кто окажется дружнее Тот у нас и победит.
А теперь поприветствуем членов жюри… (идет представление членов жюри).
3. Конкурс «Угадай-ка» Цели: уточнение представлений детей о предметах, используемых мужчинами, развитие речи, любознательности. Детям предлагается отгадать загадки.
Как оса, она жужжит, Бороду остричь спешит. Утром со щетиной битва — Потому серьезна… (Бритва.)
Вот предмет из черной кожи, Своим видом с сумкой схожий. На работу каждый день Папочка берет… (Портфель.)
Четырехколесный зверь у папы в гараже теперь. От колес клубится пыль — Едет наш… (Автомобиль.)
Что за шелковая лента Под воротничком надета? Говорит всем папа «здравствуй», Чуть поправив модный… (Галстук.)
Папин номер наберем, Трубку к уху поднесем. С папой свяжет быстро он — Наш мобильный… (Телефон.)
У него большая пряжка, Ну, а сам он худ, бедняжка. Носит папа целый день Жесткий кожаный… (Ремень.)
Баллы ставятся за каждый правильный ответ.
4. Конкурс «Нарисуй портрет папы» Цели: для детей — осмысление своего отношения к папе, для пап — осмысление существующих взаимоотношений с ребенком; развитие воображения, творческих способностей. Детям предлагается нарисовать один общий портрет папы. Каждый участник команды рисует какую-то одну деталь. Жюри оценивает законченность портрета, его оригинальность.
5. Конкурс силачей Цели: развитие ловкости, смекалки, умения взаимодействовать в команде, укрепление эмоциональных контактов. Дети соревнуются с родителями. Посередине зала лежит ленточка, обозначающая границу, с обеих сторон лежат воздушные шары (по количеству участников). Команды по свистку начинают «передувать» воздушные шарики на территорию противника (для выполнения задания участники встают на четвереньки — шарики перемещаются по полу, а не по воздуху). У кого на территории окажется больше шариков, тот и проиграл.
6. Конкурс «Очумелые ручки» Цели: актуализация знаний детей о том, что умеет и может делать папа, развитие познавательного интереса, воображения. На столах лежат предметы (например, игрушечный строительный набор, набор плотницких инструментов, прищепки, атласные ленты, лак для ногтей, гантели и т. п.). Задача детей — обсудить с командой и определить, какие из предметов для какой деятельности понадобятся папам, что они могут ими делать, для чего использовать (предполагается творческий подход детей к решению задачи).
7. Конкурс «Принеси погоны» Цели: развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми, формирование эмоциональной отзывчивости. Папы исполняют роль военных, они сидят на стульях. Дети кладут на плечи мешочки с песком. Задача — донести «погоны», не уронив, до пап.
8. Конкурс «Покажи папину профессию» Цели: развитие взаимопонимания, воображения, активизация невербальных средств общения.
Вариант 1. Папы вытягивают карточки с изображенными на них мужскими профессиями. Задача — показать данную профессию детям с помощью жестов. Дети угадывают.
Вариант 2. Папы вытягивают карточки с изображенными на них мужскими профессиями. Задача — рассказать о данной профессии детям, не называя ее. Дети угадывают.
9. Игра со зрителями Игра проводится для того, чтобы дать жюри возможность подвести результаты викторины. Зрителям предлагается ответить «да» или «нет» на вопросы ведущего.
Наша армия сильна? Защищает мир она? Мальчишки в армию пойдут? Девочек с собой возьмут?
Илья Муромец — герой? На фронт ушел он молодой? Соловья он победил? Из автомата подстрелил?
У Буратино длинный нос? На корабле он был матрос? В пруду он плавал в тине? Враги утопят Буратино?
Стоит летчик на границе? Мир важней всего на свете? Знают это даже дети?