Первый класс. Кто боится больше дети или родители? Ваш ребенок отправится в первый класс? В этот момент многие родители начинают испытывать тревогу: он еще маленький, а если он не справится, что скажут про мое воспитание учителя, а вдруг дети в классе будут плохими и злыми, хватит ли мне времени и сил успеть сделать с ребенком уроки и прочее. Ваше восприятие школы и обучения сейчас очень важно для ребенка. Чем волнительнее вам, тем опаснее ему будет казаться погружение в школьную жизнь. Адаптация в первом классе —сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых привычек поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Дети не одинаково «вживаются» в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем; требовательности к дисциплине, формирование чувства ответственности. Советы и рекомендации, как снизить состояние тревожности до 1го сентября: 1. Вспомните день, когда вы сами пошли в школу. Кто вас вел? Как вы были одеты? Что испытывали (трепет, волнение, гордость, радость)? Что запомнилось с линейки (музыка, букеты цветов, учительница, может быть кто-то из одноклассников)? Поделитесь этой историей с вашим ребенком. Расскажите как много интересного и нового вы узнали в начальной школе. 2. Уроков в первый год будет не много. Даже, если вы планируете, что вы или кто-то знакомый будет отводить ребенка в школу и забирать, обратите внимание на этот пункт. Пройдите с ребенком весь маршрут несколько раз, обращайте его внимание на детали: яркие вывески, скамейки, светофоры, номера домов и названия улиц. Попросите довести вас до школы, как будто вы не знаете куда идти. Чем лучше ребенок знает дорогу домой, тем спокойнее будет вам. Если встречаются автодороги, напомните правила безопасного перехода улиц. 3. Попробуйте придумать и рассказать историю или несколько историй о том как кто-то похожий на вашего ребенка переживал перед походом в школу, а потом его сильные качества (доброта, храбрость, внимательность и т.д) помогли ему в первый дни учебы, завести друзей и начать делать успехи в учебе. 4. Пофантазируйте вместе о том, какие правила могут быть в школе и что будет, если никто не соблюдает эти правила. 5. Если есть возможность, погуляйте по школьному двору. Пусть появится ощущение его гостеприимности. |