kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы по профилактике употребления ПАВ, алкогоя несовершеннолетними

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по профилактике употребления ПАВ

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по профилактике употребления ПАВ, алкогоя несовершеннолетними»






Программа профилактики употребления ПАВ и пропаганда здорового образа жизни




МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Социальный педагог: Подгорбунских Е.А.



Статус документа


Программа профилактики употребления ПАВ веществ несовершеннолетними была разработана в соответствии с концепцией профилактики злоупотребления психо-активными веществами в образовательной сфере, утвержденная приказом №28.02 2000г. №619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000г.


Структура документа


1.Пояснительная записка.

2. План работы по профилактики употребления ПАВ.

3. Диагностический материал.

4. Промежуточные итоги реализации программы

4. Список литературы.

5. Приложение.


Содержание проблемы


Содержание проблемы профилактики ПАВ среди несовершеннолетних ОУ и обоснования необходимости ее решения.

За последнее время курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания стали одной из черт «нового русского» стиля жизни, они перестали быть лишь индивидуальной, личной проблемой, а превратились в проблему социальной безопасности каждой семьи и общества в целом.

Важным фактором злоупотребления ПАВ является снижение у большинства детей нравственной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать психоактивные вещества находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны – массовое распространение алкоголя, табака, наркотиков, мощный прессинг рекламных рекламных предложений нового стиля и новых ощущений, связанных с употреблением табака, алкоголя в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой стороны – растерянность и некомпетентность педагогов, родителей; с третьей - борьба правоохранительных органов с потребителями ПАВ.

Семья сегодня стала наиболее слабым и уязвимым звеном в системе мер по созданию детей жизненной среды, надежно защищенной от наркотиков, алкоголя, табака.

Практически все родители, столкнувшиеся с проблемой потребления ПАВ, оказываются застигнутыми врасплох. Существующая кризисная социальная ситуация привела к разрушению системы ценностей, норм морали и поведения, что привело к таким негативным явлениям, как наркотики, ВИЧ-инфекция. Одной из причин оказалась некомпетентность в данном вопросе, сказывается низкий уровень информированности населения, а также порой искаженность сведений ПАВ.



Основные цели и задачи программы.


Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формиро­вания у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотиче­ских веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

  2. выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

  3. обосновать систему педагогических условий предупрежде­ния детской и подростковой наркомании;

  4. разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

  5. определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.


Основные направления работы


1. Профилактическая работа с родителями:

- Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей;

- Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

2. Профилактическая работа с детьми:

  • воспитание подрастающего поколения в духе непринятия наркотических веществ;

  • включение подростков в организованную борьбу против ал­коголизма, наркомании, токсикомании и курения;

  • развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств, для
    физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

  • формирование у учащихся убеждения в том, что употребле­ние наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого обще­ния, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

  • развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духов­
    ному общению с интересными людьми.

3. Работа с педагогическим составом:

- подготовка учителей к ведению профилактической работы;

- организационно-методическая антинаркотическая работа.

4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики.


Принципы работы:


Комплексность или согласованное взаимодействие:

  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные,
    школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

• органов управления образования (на федеральном, регио­нальном, муниципальном уровне).

Дифференцированиость: дифференциация целей, за­дач, методов и форм работы с учетом:

• возраста детей;

• степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой цен­ности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотиче­ских веществ);

• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических ве­ществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обя­занностей детей и молодежи).

Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

  • анализ, обобщение и использование уже существующих тех­нологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы обществен­ных организаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ог­раничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополни­тельного образования

Систематичность. Работа по профилактике должна вес­тись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.


Этапы работы:


Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь (начало месяца).

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. определить степень информированности детей и подростков по проблеме;

  2. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;

  3. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

  1. изучение материалов общероссийских, областных и район­ных социологических исследований с целью получения информа­ции о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения со­ стояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при
работе с определенной группой детей.

Примечание. Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета - набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследова­ния, что должно обеспечить получение достоверной и значимой инфор­мации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о сте­пени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических ве­ществ;

  • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

  • подростки, имеющие четко сформированное негативное от­ношение к употреблению наркотиков.


Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: сентябрь - май.

Цель: реализация антинаркотической работы в образователь­ном учреждении.

Задачи:

  1. предоставить детям объективную, соответствующую возрас­ту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

  2. способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуж­дения проблем, связанных с наркоманией;

  3. учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

  4. создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

  5. обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  1. информационный;

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание кон­кретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1)лекция;

  1. беседа;

  2. семинар;

  3. конференция;

  4. мини-спектакль;

  5. психотерапевтические занятия;

  6. тренинг;

  7. ролевая и деловая игра;

  8. мозговой штурм;

  1. круглый стол;

  2. дискуссия;

12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет,книжная выставка);

  1. социологический опрос;

  2. показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Тематика мероприятий:

  1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века».

  2. Соревнования по массовым видам спорта:

  • «Спорт против наркотиков»

  • «Будущее за нами»

  • «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

3. Классные часы:

  • «Школа без наркотиков»

  • «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»

  • «Умей сказать нет наркотикам»

  • «Пивной алкоголизм»

  • «Волшебная страна здоровья»

  • «Мир без табачного дыма»

  • «Мир без наркотиков»

  • «Мир в наших руках»

4. Беседы со школьниками:

  • «СПИД - чума XX века»

  • «Курение и здоровье»

  • «Алкоголь и здоровье»

  • «В чем вред курения?»

  • «Опасность «пассивного курения»

  • «Эффективные методы отказа от курения»

  • «Программа малых шагов»

  • «Препараты, применяемые против курения»

  • «Здоровый образ жизни - школа выживания»

  • «Профилактика вредных привычек»

  • «Войдем в мир здоровья»

  • «Наркоманам скажем: «НЕТ!»

  • «От чего мы зависим»

5. Общешкольные мероприятия:

  • «День без вредных привычек»

  • «Молодежь против наркотиков»

  • «Благодеяние».

6. Научно-исследовательские работы:

  • «Психология общения»,

  • «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

  • «Стресс и способы борьбы с ним»

7. Подготовка буклетов:

  • «Исправь свое настроение сам»

  • «Как стать сильным и привлекательным»

  • «Как стать красивой и привлекательной»

  • «На «игле».

8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».

Значение этапа:

  1. развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, напри­мер, навыки принятия решения, общения, ответственного поведе­ния, противостояния стрессам, сопротивления негативным соци­альным влияниям;

  2. формирование потребности в здоровом образе жизни, осоз­нание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

  3. повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей ис­пользование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.


Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

  1. выделить основные недостатки и достижения в проделаннойработе;

  2. определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

  3. определить дальнейшее направление работы по предупреж­дению наркомании.

Методы:

  1. анализ отчетной документации;

  2. опрос, беседа;

  3. анонимное анкетирование.

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анке­тирования дает возможность:

  1. изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

  2. выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приоб­щению детей и подростков к наркотикам;

  3. определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

  1. позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

  2. сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике
наркомании.


Ожидаемые конечные результаты программы:

  1. Уменьшение фактора риска употребления ПАВ среди подростков.

  2. Формирование здорового стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

  3. Повышение антинаркотической ориентации подростков.


Оценка эффективности реализации программы.

  1. Наличие квалифицированных специалистов по профилактике ПАВ.

  2. Овладевание объективной, достоверной информацией о проблеме употребления ПАВ учениками, педагогами, родителями.

  3. Осознание учащимися собственного здоровья как ценности.

  4. Увеличение количества детей занимающихся в кружках, секциях на базе школы и в учреждениях дополнительного образования.

План работы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни

на 2013-2014 учебный год


Мероприятия

Рекомендации

Ответственные

Примечание

1

2

3

4

5

Август

Работа с педагогическим коллективом

Доклады на МО, совещаниях, семинарах




Работа с документацией

Доклад об итогах работы по профилактике употребления ПАВ за прошлый учебный год и планирование профилактической работы на новый учебный год.

Принятие плана воспитательной работы на 2013-2014 учебный год

Принятие плана профилактической работы на 2013-2014 учебный год

Составление списка литературы антинаркотического содержания

Соц. педагог

Завуч. по ВР


Кл. руководители

Соц. педагог, психолог

Библиотекари


Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Социально-педагогический мониторинг микрорайона ОУ

Рейд по микрорайону школы

Все педагоги школы


Сентябрь

Работа с педагогическим коллективом

МО классных руководителей

Сбор информации о детях и семьях «группы риска», составление социального паспорта школы, класса.

Кл. руководители

Соц. педагог


Работа с родителями

Общешкольные родительские собрания

Организация и проведение общешкольных родительских собраний по параллелям с 1 по 11 классы, с приглашением инспектора ПДН «Проблемы и успехи семейного воспитания».

Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Составление индивидуального плана работа с обучающимися состоящими на ВШУ

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ


Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН



Классные часы

Организация и проведение классных часов на тему профилактика употребления ПАВ для 5-6 классов «От пороков – до недугов».

Кл. руководители

Врач-нарколог

Инспектор ПДН

Социальный педагог


Работа с внешкольными организациями

Консультации

Сверка списков обучающихся и семей состоящих на учете в ПДН, КДН и ВШК.

Планирование совместной работы по профилактике ПАВ

Соц. педагог


Октябрь

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам


Психолог

Соц. педагог


МО классных руководителей

Организация работы и обеспечение занятости обучающихся «группы риска» в дни осенних каникул

Завуч. по ВР



Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам


Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН



Оформление стенда на тему профилактики употребления ПАВ

Психолог

Соц. педагог




Организация осеннего оздоровительного лагеря при ОУ в дни осенних каникул

Педагоги школы


Ноябрь

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам


Психолог

Соц. педагог



Разработка памяток для педагогов на тему профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними

Психолог

Соц. педагог


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам


Психолог

Соц. педагог




Разработка памяток для родителей на тему профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Классные часы

Организация и проведение классных часов на тему профилактика употребления ПАВ для 7-8 классов «Юридическая ответственность за употребление ПАВ»

Кл. руководители

Врач-нарколог

Инспектор ПДН

Социальный педагог



Проведение конкурса рисунков на тему профилактика употребления ПАВ

Завуч. по ВР

Кл. руководители


Декабрь

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам

Психолог

Соц. педагог


МО классных руководителей

Семинар «Формы работы по профилактике вредных привычек среди учащихся»

Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Классные часы

Организация и проведение классных часов на тему профилактика употребления ПАВ для 9-11 классов «Жизненные ценности».

Кл. руководители

Врач-нарколог

Инспектор ПДН

Социальный педагог


Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам




Психолог

Соц. педагог



Родительские собрания

Проведение родительских собраний «Вредные привычки подростков и их профилактика» 5-11 классы.

Кл. руководители

Врач-нарколог

Инспектор ПДН

Социальный педагог


Январь

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам




Психолог

Соц. педагог


Февраль

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам




Психолог

Соц. педагог


Март

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам




Психолог

Соц. педагог


Общешкольное родительское собрание

Профилактика социальных заболеваний

Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог



Апрель

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации для педагогов

Получение информации по интересующим вопросам

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам



Психолог

Соц. педагог


Май

Работа с педагогическим коллективом

Доклады на МО, совещаниях, семинарах


Работа с документацией



Индивидуальные консультации для педагогов

Подведение итогов работы по профилактике употребления ПАВ за учебный год и планирование профилактической работы на новый учебный год.


Составление плана воспитательной работы на 2014-2015 учебный год

Составление плана профилактической работы на 2014-2015 учебный год

Получение информации по интересующим вопросам

Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог


Работа с обучающимися

Совет профилактики

Профилактические индивидуальные беседы с несовершеннолетними состоящими на ВШУ



Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог

Инспектор ПДН


Работа с документацией

Планирование работы с детьми «группы риска» в летний период

Завуч. по ВР

Психолог

Соц. педагог



Диагностика

Диагностика латентной преступности

Соц. педагог


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Получение информации по интересующим вопросам



Психолог

Соц. педагог




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация работы по профилактике употребления ПАВ, алкогоя несовершеннолетними

Автор: Подгорбунских Елена Александровна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381524

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства