Сведения о ребёнке: Катя К., пол – женский, возраст – 6 лет 2 мес.
Продолжительность обследования: 45 мин (без беседы с семьей).
Сведения о семье ребёнка: Семья полная. Мать: домохозяйка, возраст 35 лет, образование среднее (повар). Отец: возраст 42 года, образование высшее (инженер), работает в частной компании. В семье есть старший сын (родной брат Кати), возраст 12 лет, обучается удовлетворительно, занимается плаванием. Семья проживает в отдельной квартире, у детей свои раздельные комнаты. Материальные условия удовлетворительные.
Жалобы со слов родителей: Катя неусидчива, дома слушается плохо, ничем не хочет заниматься, не любит слушать книжки, очень поздно заговорила, с трудом одевается сама, поздно научилась пользоваться горшком, речь неразборчива до сих пор. Девочка добрая, любит обниматься.
Краткая история развития ребёнка: Катя – второй ребёнок в семье. Беременность протекала с осложнениями, мать лежала на сохранении в первом и втором триместре беременности, была угроза выкидыша. Роды состоялись в срок, без особенностей (выписаны на 4 сутки). На первом году жизни Катя была спокойная, быстро набирала вес, мало плакала. Сроки моторного развития: села к 10 мес., не ползала, пошла в 1год и 5 мес. Гуление и лепет – по возрасту, первые лепетные слова появились к 1,5 годам, простая фраза – после 4 лет. Девочка в настоящее время находится на диспансерном учете у эндокринолога. Навыки опрятности формировались с задержкой, сама стала проситься на горшок ближе к 4 годам, к этому возрасту самостоятельно научилась есть, снимать часть одежды. Привита по возрасту. Детский сад посещает с 4-х лет, адаптировалась быстро. С 5,5 лет занимается с логопедом.
Внешний вид ребёнка: Девочка по физическим признакам – повышенного питания, крупная, имеются единичные внешние стигмы (узкий лоб, близко посаженные глаза, утолщенные фаланги пальцев).
Поведение ребенка на обследовании: В ситуации обследования Катя в поведении расторможена, много двигается, несколько возбуждена, дистанцию с чужими взрослыми не удерживает, в коммуникации назойлива. В целом ситуацию экспертизы не принимает. Не сразу понимает предложенные задания, нуждается в повторе, упрощениях, в контроле и организации деятельности со стороны взрослого. Моторное развитие – неловкая, работает правой рукой. К концу обследования в поведении становится еще более неупорядоченной, «не слышит» взрослого, начинает перебирать одни и те же игрушки.
Время продуктивной работы: 20 минут. Признаки утомления появляются после 20 минут работы.
Результаты диагностики ребёнка:
Методика «Рисунок по заданию». Рисунок примитивный (солнышко, человек в виде головонога). Инструкции не удерживает. Кроме человека продолжает рисовать дальше.
Методика «Последовательность событий» (4 картинки, сюжет «Пирожки»). Складывает неверно, рассказ примитивный, речь смазанная, в речи имеются аграмматизмы: «Вот тут варенье, кладет варить, пирожки я люблю».
Методика «Конструктивные задания» (доска Сегена №3, кубики Кооса). Выполняет в стратегии проб и ошибок, часто без учета проб, иногда с силовым приемом. Фигуру из нескольких частей без помощи взрослого собрать не может.
Кубики Кооса – складывает простые узоры (№2, №3) из шести и более кубиков вытянутых по горизонтали. Более сложные узоры складывает неверно, «как мне нравится».
Методика «Кто, что ест». Знает какие звуки издают животные (лошадь, коза, свинья, гусь, обезьяна). Соотносит животное с едой (обезьяна – банан, лошадь – трава, но корова – молоко). При этом много говорит о еде, о том, что она любит есть.
Методика «Простые пробы на регуляцию». При инструкции: «Повтори за мной движения», движения на возраст ребенка 3-4 лет удаются, по возрасту – с грубыми ошибками. В процессе выполнения этих методик все время показывает свои накрашенные ногти.
Методика «Рассказы со скрытым смыслом» («Сахар», «Саша»). Повторяет частично, скрытый смысл не понимает.
Методика «Запоминание двух групп слов» (5+3). Пять слов удерживает с пятого повторения, три слова – со второго. При отсроченном воспроизведении остается смешенная группа из пяти слов (три слова из второй группы, два слова из первой). Предложения из доступных к произнесению запоминает быстрее.
Методика «Классификация предметов». Собирает «подходящие», в основном по цвету, редко по ситуации, а также в основном по теме «еда» (фрукты-овощи).
Методика «Посчитай, сколько курочек». Пересчитывает ножки, итоговое число ножек называет неправильно. Количество курочек равно количеству ножек.
Методика «Матрицы Равена (серия А)». Нуждается в обучении. После периода обучения выполняют аналогичные задания (А2, А3, АВ1, АВ2), другие задания серии АВ и серии В отказывается выполнять, капризничает.
Проба «Понимание простых предлогов»: «На…», «В…» - правильное, сложные предлоги «Из-под…», «Из-за…» не понимает. Затруднена собственная актуализация предлогов в речи. Есть «на, выше, ниже, тут, около, пред». Иногда (случайно) возникает «слева-справа».
Дополнительная информация: К 30 минуте обследования Катя «уходит» от работы с методиками, ложится на стол, потом на ковер, хнычет, соглашается играть. Наблюдение за сюжетной игрой ребёнка: с усилием раздевает куклу, одеть обратно не может, голую куклу кладет на ковер, начинает кормить «лежа». Игра девочке быстро надоедает, она становится расторможенной, по очереди перебирает все игрушки, находящиеся в поле досягаемости. Игра девочки становится хаотичной, она виснет на чужом взрослом, обнимается, не хочет уходить.