Модель деятельности педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической помощи трудным подросткам
Модель деятельности педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической помощи трудным подросткам
С каждым годом увеличивается количество детей, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. В любом общеобразовательном учреждении существует множество проблем: снижение уровня успеваемости; пропуски занятий по неуважительной причине; наличие конфликтных ситуаций и др. Соответственно и в нашем учебном заведении эти проблемы налицо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель деятельности педагога-психолога по оказанию психолого-педагогической помощи трудным подросткам»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа – интернат №2»
Модель деятельности педагога – психолога
по оказанию психолого-педагогической помощи
трудным подросткам.
Педагог – психолог МБОУ «СОШИ №2»
Терентьева Ольга Евгеньевна.
Тверская область, Бологовский район,
П. Лыкошино.
2013 г.
Введение.
С каждым годом увеличивается количество детей, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения.
В любом общеобразовательном учреждении существует множество проблем:
- снижение уровня успеваемости;
- пропуски занятий по неуважительной причине;
- наличие конфликтных ситуаций и др.
Соответственно и в нашем учебном заведении эти проблемы налицо. Поэтому проблема «трудных» детей, организация работы с ними в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.
Характеристика проблемы, ее описание.
Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст от 10 до 15 лет.
Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В его поведении нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, возникают конфликты со сверстниками и взрослыми, которые приводят к серьезным внутренним переживаниям.
Понятие «трудный» - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.
Психологическая работа с трудными детьми и подростками – одно из важнейших направлений деятельности педагога – психолога. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем.
Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка, как с взрослыми, так и со сверстниками. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания.
Таким образом, проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционные работы с трудными подростками и их родителями.
Анализ причин возникновения проблемы.
По мнению современных психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.
Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего они еще не умеют.
Причин, по которым ребенок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно.
- Взрослая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится все менее цивилизованным.
- Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объемов и интенсивности занятий, повышении темпов.
- Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.
- Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.
- Интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей.
- Неблагоприятная наследственность.
- Дефекты самооценки, завышение ее, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.
- Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения.
- Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).
- Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т. п.)
- Полное безразличие к ребенку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.
- Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.
- Неблагополучное течение кризисных периодов ребенка, бунт против ограничения самостоятельности.
- Замедленные темпы умственного, социального и морального развития.
- Педагогическая запущенность.
К «трудным» можно отнести и недисциплинированных школьников. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплинированности. Мы считаем, что для ее преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребенок работает не в полную силу, ленится, – он тоже «трудный». У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Опираясь на опыт отечественных и зарубежных психологов, данные отклонения в поведении детей и подростков можно объяснить следующими группами факторов:
- педагогической запущенностью, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствием необходимых знаний, умений, навыков;
- социальной запущенностью, т. е. испорченностью неправильным воспитанием;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным негативным психологическим микроклиматом в семье, неуспехами в учебе, несложившимися взаимоотношениями в классе, грубым или жестоким отношением к нему со стороны родителей, старших;
- отклонениями в состоянии физического и психического здоровья, возрастными кризами;
- незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием лично значимых жизненных планов и целей, безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как свое одиночество, ненужность, заброшенность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребенок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Во всех этих случаях наносится вред не только обществу, но и личности, ее формированию. Очень часто человек становится ущербным всю жизнь.
В.А. Сухомлинский: «Главное – не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства». Поэтому мы стараемся организовать свою работу с детьми комплексом приемов.
Во-первых, такие дети должны учиться в массовой школе. Это необходимо не только для того, чтобы ребенок не чувствовал своей «неполноценности», но и чтобы находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы.
Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению получают задания, которые должны гарантировать успех в работе. Для этого необходимо выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на нее, предлагать собственные задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребенка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.
Очень помогает и такая работа:
- подавление их действий и поступков, способных нанести вред;
- игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения;
- вовлечение ребенка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством).
Подведя итог, следует сказать, что «трудный» ребенок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем другие дети. «Трудный» ребенок чаще всего заброшен родителями, запущен близкими, нелюбим в большинстве коллективов, поэтому такое отношение к нему будет оправданным.
Теоретическое обоснование.
Работа педагога – психолога с «трудными» детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.
При проведении психолого-педагогической работы с «трудными» детьми необходимо соблюдение следующих принципов.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере «трудного» ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на «трудных» детей и подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям. Предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Принцип социального закаливания «трудных» учащихся. Этот принцип предполагает включение ребенка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки.
Наличие исходной физической и психической полноценности ребенка (в отличие детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).
Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклорнения такого порядка).
Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).
Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию.
Необходимо научиться распознавать, когда ребенок находится в неблагоприятном состоянии. Разрешение проблемы снятия такого состояния возможно различными методами.
Подавление – жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут нанести вред. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого.
Вытеснение – метод вызвать другое, более благоприятное состояние, заменив тем самым агрессивное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность.
Игнорирование – специально инструментированное для ребенка способность не обратить внимания на неблагоприятное состояние. Цель – постепенное угасание накала состояния.
Санкционирование (ограниченное временем) – метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неблагоприятного состояния, несмотря на то, что оно не оправдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей. Цель – постепенный исход сильного переживания и его угасания.
Концентрация на положительном – сосредоточение на позитивном в ребенке и переориентация внимания на позитивное в объекте, против которого была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель – научить ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.
Определение и поиск объекта – применяется с целью обозначить состояние ребенка в данной ситуации.
Расширение поля объектов через предложение ряда обстоятельств, которые могли бы привести к неблагоприятному состоянию. Цель – рассеять его.
Присоединение предполагает принятие трудного состояния как собственного. Цель – частично соглашаясь, разделить переживания подростка.
Сосредоточение на положительном и переориентация на положительное - инициация позитивного как в самом ребенке, так и в объекте. Цель – уменьшение неблагоприятного состояния, стимулирование измененного отношения и поведения.
Вовлечение в деятельность, которая уменьшает или снимает стресс. Цель – личностное развитие ребенка.
Профессиональная реакция на поведение «трудного» подростка:
- не удивляться такому поведению, инструментировать его как одно из явлений жизни;
- присоединиться к ребенку с таким поведением, высказывая открыто понимание того, что с ним происходит;
- обрисовать предметный и социальный результат произведенного, чтоб помочь осмыслить происходящее;
- представить иной образец поведения;
- «апелляция к самосознанию» ребенка, предоставление ему возможности объяснить происходящее;
- защита от оскорблений со стороны и попытка оправдать случившееся серьезными причинами;
- рождение неожиданного педагогического решения для самого педагога, ведущего логическую цепь воздействий и анализирующего каждый ответный шаг воспитанника на одно воздействие.
Подведя итоги сказанному, подчеркнем: работа с «трудными» детьми не является по существу «коррекционным» воспитанием, ибо не на исправление поведения направлены педагогические усилия, а на формирование в самом ребенке способности к саморегуляции, свободе выбора и личностной ответственности за ход своей жизни, т. е. способности быть субъектом жизнедеятельности.
Любой «трудный» ребенок – это испытание, выпавшее на долю взрослого. Отношение конкретного педагога к предстоящему испытанию во многом зависит от того, видит ли он в нем свою проблему, или видит перед собой ребенка, у которого есть проблема.
Тот, кто концентрируется на своей проблеме, склонен делать ставку на отбор детей для своего класса. Тот, кто концентрируется на желании помочь ребенку, начинает действовать в логике педагогической поддержки.
4.Цель (результат работы), задачи (что будем делать для достижения).
Цель: выяснить причины появления проблем у «трудных» детей, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать причины такого поведения;
- обеспечить включенность «трудного» ребенка в реальные социальные отношения;
- предоставить возможность «трудному» подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими;
- формировать адекватную оценку своих возможностей и способностей, объективно относиться к результатам своей деятельности.
Исходя из этого, определим объект нашего исследования: социально-педагогическая работа с «трудными» подростками.
5.Участники.
Взаимодействие участников психолого-педагогической работы представлено в следующей схеме.
Классный
руководитель
Учителя- предметники
РЕБЕНОК
Родители
Социальный педагог
Психолог
6.Сроки реализации.
Программа рассчитана на год
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю от 0,5 до 1,5 часов.
Время проведения занятий зависит от возраста детей
Количество занятий и использование определенных тем зависит от особенностей ребенка
7.План мероприятий.
№
мероприятия
сроки
ответственный
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Создание Совета Профилактики правонарушений, утверждение плана работы.
Социально-психологическая диагностика семей учащихся.
Создание картотеки «трудных» подростков.
Привлечение учащихся в кружки, секции, клубы и т.д.
Обследование условий жизни опекаемых детей
Участие в месячнике «Правовых знаний».
Заседание Совета.
сентябрь
Участники образ.процесса.
Педагог-психолог,
Соц.педагог,родители
Кл.рук.
Соц.педагог
Кл.рук
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Анализ организации летней трудовой практики учащихся.
Индивидуальные семейные консультации с родителями учащихся.
Участие в акции «Полиция и дети».
Планирование работы с учащимися на зимних каникулах.
Совместное заседание Совета по профилактике и МО классных руководителей по проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе.
декабрь
Кл.рук
Кл.рук,педагог-психолог,родители
Педагог-психолог, соц.педагог
Кл.рук
Все участники обр. процесса
Семинар классных руководителей «Психология педагогического общения».
Собеседование с учащимися, неуспевающими по итогам 1 полугодия или 2 четверти.
Анализ работы пед. коллектива с семьями (1 полугодие).
январь
Кл.рук. педагог-психолог
Пед.коллектив
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
Совместное заседание Совета и методического объединения классных руководителей по проблеме предотвращения грубых нарушений дисциплины в школе.
Проверка дневников учащихся.
Диагностика учащихся о перспективах продолжения образования после окончания школы.
февраль
Участники обр. процесса
Кл.рук
Педагог-психолог
Педсовет-практикум «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).
Посещение уроков с целью «Работа с трудными учащимися на уроке».
Классные родительские собрания. «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»
Заседание Совета (предварительные итоги 3 четверти).
март
Педагог-психолог
Педагог-психолог, кл.рук
Кл.рук, родители
Участники пед.процесса
1.
2.
3.
Конференция «Жизнь с достоинством – что это значит?».
Участие в акции «За здоровый образ жизни».
Обследование условий жизни детей.
апрель
Кл.рук, социум
Кл.рук
Соц.педагог
1.
2.
3.
4.
Заседание совета. Отчеты классных руководителей по индивидуальной работе с «трудными» учащимися. Составление плана работы Совета на следующий год.
Выявление намерения детей участвовать в трудовой деятельности.
Итоговые родительские собрания во всех классах.
май
Участники обр.процесса
-Трудоустройство детей летом от ЦЗ населения.
-Контроль прохождения летней практики детьми.
-Контроль занятости детей из неблагополучных семей.
-Сбор предварительной информации об устройстве выпускников 9-х, 11-х классов.
Июнь
Июль
август
Участники обр.процесса
8.Критерии оценки достижения поставленной цели.
Педагог – психолог – именно тот специалист, который может помочь ребенку преодолеть стрессовую ситуацию, конфликт, выразить свои переживания без стеснений. А самое главное – помочь правильному и гармоничному психическому развитию ребенка.
Для этого необходимы:
Диагностические процедуры с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитием, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.
Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, успешности учебной деятельности.
Консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.
Индивидуальная работа психолога по запросам подростка, родителей, педагогов, администрации школы.
Участие в совете по профилактике правонарушений среди подростков общеобразовательного учреждения.
Организация психолого-педагогических семинаров и месячников по проблеме «трудный» ребенок.
Эффективность использования в работе различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести аудио-визуальные, игровые материалы и т. п.
Исходя из этого, мы ожидаем такие результаты:
получение данных об индивидуально-психологических особенностях развития «трудных» подростков;
определение причин и характера затруднений и отклонений в развитии, поведении;
выявление специфических особенностей личности и психического статуса подростка;
динамика показателей развития трудностей подростка;
По результатам диагностики проводится собеседование с родителями подростков, совместное обсуждение причин трудностей с педагогами; формируются группы подростков по однотипным нарушениям для проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы. Подбираются программы коррекционных и тренинговых занятий с подростками, намечаются мероприятия для родителей и педагогов.
Психолог проводит компьютерную обработку данных диагностик и фиксирует результаты в индивидуальных психологических картах обследуемых подростков. Полученная психологическая информация используется при подготовке рекомендаций для родителей, педагогов, администрации. По результатам обследования проводится психолого-педагогический консилиум. В обсуждении принимают участие классные руководители, педагоги, родители.
Определяется уровень:
развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;
овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
самооценки;
средовой адаптации «трудного» подростка;
эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.
После проведения профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий проводится повторная диагностика по тем же диагностическим методикам с целью сравнения полученных данных с первичными, обсуждение результатов с участниками учебно-воспитательного процесса, выявление психолого-педагогического эффекта, как результата реализации программы.
Выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;
определение уровня притязаний, потребностей, социальной активности при стремлении к социальному одобрению;
уровень способности к последующим профессиональным выборам.
9.Методы оценки результатов и необходимые ресурсы.
Примерный перечень материалов.
Материалы систематизированы следующим образом:
Пакет 1: материала для взаимодействия психолога и педагога (выявление проблем ребенка глазами педагога).
Анкета №1 – для выделения «трудных» подростков;
Анкета №2 – для выявления индивидуальных особенностей «трудных» подростков
Педагогическая карта для регистрации наблюдений и динамического изучения подростков (Т.И. Юферева).
Карта наблюдений Д. Стотта за «трудными» подростками.
Пакет 2: содержит материалы для взаимодействия психолога и родителей (направлен на сбор информации о ребенке: положение в семье, особенности развития).
Анкета №1 – по изучению развития ребенка;
Тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
Пакет 3: материалы для диагностики развития «трудного» подростка, выявления причин дезадаптации, оценки типологии личности, уровня усвоения знаний и т.д.
Детский личностный опросник Кеттела (модификация Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой).
Метод цветового выбора (тест цветовых предпочтений М. Люшера).
Методика определения самооценки (бланковый вариант).
Методика оценки уровня притязаний (по Ф. Хоппе).
Методика исследования мотивации достижений и мотивации одобрения (Д. Краун – Д. Марлоу).
Социометрия и оценка группы.
Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, тест Шмишека).
Интеллектуальное развитие (тесты Амтхауера, Векслера, ШТУР).
Пакет 4: материалы обследования подростков для дифференцированной профессиональной ориентации и определения сформированности умений саморегуляции деятельности.
Методика определения социальной направленности (модификация АК. Осницкого и Ю.С. Жуйкова).
Методика самооценки учащимися самостоятельности и учебно-практической деятельности.
Экспертная оценка учебно-практической деятельности учащихся (А.К. Осницкий).
Пакет 5: набор методик для работы с учителями (оценка эмоционально-волевой сферы, степени психологической устойчивости и тревожности личности, а также сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения).
Методика определения типологии личности (по К.Г. Юнгу).
2. Тест - опросник для определения уровня самооценки.
3. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Мирошников).
4. Тест Томаса (определение стиля поведения в ситуациях разногласий и конфликтов).