Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план по самопознанию 5 класс»
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №19 орта мектебі» ММ
ГУ «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»
«Бекітемін/Утверждаю»
«______»______________
Мектеп директоры__________
Шагабутдинова Н С
Күнтізбелік-тақырыптық жоспарлау
Календарно-тематический план
Пән - предмет: самопознание
Сынып- класс: 5
Мұғалім-учитель: Файрушина А.В.
Тексерді/Проверил
Оқу-әдістмелік жұмысы бойынша директор орынбасары:
Ахметова Г Д
Ә Б отырысында қаралған Хаттама № 1
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1, 29.08. 2016 г.
Руководитель МО Бурага О.В.:
2016-2017 оқу жылы/учебный год
Пояснительная записка
Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия. Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.
Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.
Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу.
Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:
– раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;
– формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
– формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу.
Нравственно-духовное образование «Самопознание» осуществляется через достижение общих целей:
способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;
содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
определять свою жизненную позицию;
конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
развивать на практике навыки служения обществу.
Ключевые компетенции выпускников школ служат ориентиром для всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, общественности) и основанием для определения содержания учебного предмета «Самопознание», организации нравственно-духовного образования.
Это обеспечивается решением следующих задач, предусмотренных предлагаемой программой по самопознанию для начального образования, основного среднего образования и общего среднего образования организаций среднего образования:
раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять чуткость и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
развитие мотивации к познанию себя, других, мира и человечества, к пониманию своего предназначения, к проявлению добра и любви к себе и другим;
развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни;
развитие способности к критическому осмыслению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;
раскрытие способности применять знания, умения и навыки для сбора и анализа информации в заданном контексте; оценивать ситуацию; выражать свое отношение для принятия личностно значимых решений, не противоречащих общечеловеческим и этнокультурным ценностям;
развитие способности проявлять созидательную активность в повседневной жизни в решении конкретных вопросов; умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся по окончании 5 класса:
- осознает значимость и содержание понятий: самопознание, внутренний мир человека, взаимопонимание, уважение, дружба, любовь, доверие, согласие, семья, коллектив, единение с природой, творчество;
- различает позитивные и негативные качества, эмоции и чувства человека;
- осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;
- проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;
- умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;
- осознает необходимость рационального использования свободного времени;
- проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;
- ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;
- старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;
- стремится принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
- умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей;
- имеет представление о культуре взаимоотношений между представителями противоположного пола.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 5 класса. Эти требования служат критерием для мониторинга развития познавательной деятельности учащихся, стремления следовать в жизни общечеловеческим ценностям и навыков служения обществу.
В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
«Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения, соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 5 класса.
При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету «Самопознание». При анализе качества портфолио обращается внимание на активность учащегося в коллективном и групповом творчестве, а также глубину осмысления проблемы в индивидуальной творческой деятельности, ориентированность ее замысла, содержания на приоритет общечеловеческих ценностей, поиск путей решения поставленных на уроке проблем на основе любви к человеку и окружающему миру.