kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные технологии-пути реализации современного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В работе раскрыается  виды  интерактивных технологий, использование которых повышают педагогическое мастерство учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии-пути реализации современного урока.»





Интерактивные технологии-пути реализации современного урока.

Одна из важнейших задач нашей школы состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои задатки и способности. Большие возможности для самореализации ребёнка даёт обучение с применением информационно - коммуникационных технологий.

Роль общества становится все более значимой, меняется характер и содержание труда человека. Расширилось понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий. 
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Новые технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. «Завтра» наших детей – это информационное общество, в котором каждый сможет реализовать себя.  Перед современным обществом стоит задача развития активной, самостоятельной, самореализующей, информационно грамотной личности, а учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы «общаться» на одном языке с ребёнком. . Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках самопознания позволяет развивать умение учащихся овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ в школе позволяет: 
• активизировать познавательную деятельность учащихся; 
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); 
• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. 

Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. 








Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы: 

• интеграция различных предметных областей; 
• модернизация традиционной системы предметного обучения; 
• накопление образовательных ресурсов; 
• освоение учителем современных информационных технологий; 
• организация личностно-ориентированного обучения; 
• творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями. 
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: 
• развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; 
• воспитание системно и аналитически мыслящих людей; 
• формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей; 
• формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; 
• использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. 
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет), умения критического осмысления своих знаний; воспитание нравственно- духовной личности.

Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается с требованиями предмета самопознания к уровню умений учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, обучаться к сотрудничеству т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить.







В настоящее время в процессе обучения школьников используются все новые образовательные средства, в том числе и информационно-коммуникационные технологии под которыми понимаются разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. 


Данные образовательные средства можно классифицировать по ряду параметров: 
а) по решаемым педагогическим задачам: 
 средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); 
 средства практической подготовки ( программы имитационного моделирования, проекты); 
 вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);  
б) по функциям в организации образовательного процесса: 
 информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); 
 интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); 
 поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы). 
в) по типу информации: 
 с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, анкеты, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, ) 
 с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные объекты: схемы, диаграммы); 
 с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); 
 с аудио- и видеоинформацией (аудио-видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); 
 с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах: 
I - как «проникающая» технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач; 
II –«основная» - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей; 
III –«монотехнология» - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера. 
При применении компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. 
При этом компьютер выполняет следующие функции: 
 технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические); 
 дидактические (компьютер как тренажёр, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определённые ситуации; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, её активизации и стимулирования) 
Следовательно, использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. 
Технология опыта 
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей и возможностей. Считаю что необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

Чтобы создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала, считаем необходимым использование следующих возможностей информационно-коммуникационных технологий: 
 создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.); 
 создание презентаций на определённую тему по учебному материалу; 
 использование готовых программных продуктов; 
 использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования; 
 мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе создание тестовых работ. 
Учитель может применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, а также для обобщения методического опыта работы в электронном виде. 
Мой опыт проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий позволил выделить основные варианты уроков данной технологии: 
 урок с мультимедийной поддержкой – на уроке используется один компьютер, им пользуется учитель (для демонстрации рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), а также ученики для защиты проектов; 
 урок с компьютерной поддержкой – урок проходит в компьютерном классе, за компьютерами работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения и т.д.; ; 
Урок с мультимедийной поддержкой 
На этапе подготовки к данному типу уроку важно проанализировать электронные и информационные ресурсы, отбирать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. 
Большую помощь в поиске необходимой информации оказывает каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет. 
В настоящее время социологическими исследованиями доказано, что школьники запоминают на слух до 30% материала, зрительно до 40%, письменное запоминание составляет 50%, при повторном прослушивании усвояемость материала доходит до 60%. При использовании же современных технологий, а именно мультимедийных электронных учебников, запоминание информации может достигнуть 90%. 
При объяснении нового материала на уроке используем предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проецируя их на большой экран при помощи мультимедийного проектора. Следует отметить, что при этом существенно меняется технология объяснения материала – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. 
Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в исследовательский институт, музей 
Виртуальная экскурсия с помощью слайдов, (созданных, например, при помощи программы MicrosoftPowerPoint) позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу изучаемого материала, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд этого урока, снабженный музыкальным сопровождением. Считаю, что в ходе такой работы увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика. 
Урок с компьютерной поддержкой 
Урок интегрированный с информатикой 
Интегрированный урок – это особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких дисциплин. 
Интегрированные уроки такого типа можно рассматривать как одну из форм активного обучения, где компьютер используется не только как средство обучения, но и как объект изучения. 
Обще предметной целью проведения любого интегрированного урока является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир. В тоже время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования. Задачами такого урока является отработка учебного материала, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Учащиеся создают кроссворды, графики, игры, таблицы и схемы при этом изучаю графические редакторы (например, Paint), возможности электронных таблиц (Excel), различного рода конструкторы. Выполняя проектные работы по результатам изучения раздела по окружающему миру учащиеся выполняют мини-презентации, используя программу MicrosofPowerPoint. На интегрированных уроках и информатики учащиеся наряду с изучением темы по русскому языку знакомятся с возможностями текстового редактора Блокнот, а также текстового процессора MicrosoftWord. 
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Информационно-коммуникационные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. При этом нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах работы в классе компьютерной техники, о проведении физкультминуток
Эффективную работу провожу в воспитательном направлении, применяя современные компьютерные технологии. Данная работа включает в себя: различные мероприятия, праздники, дискуссии, классные часы и т.д. Считаю, что используя такую технологию, дети имеют возможность для самореализации творческого потенциала, повышается мотивация в усвоении материала, активизируется работоспособность. 
Начиная со 2 класса по 4 класс ребятам на уроках самопознания предлагаются мини-проекты: мультимедийные презентации. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. 
После выполнения проходит защита проекта. В ходе работы над проектом приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика и т.д. Оценивается работа по заранее заданным критериям. 
Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения: 
 осуществляется поиск информации в различных источниках, ее классификация и обработка; 
 теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т.д.); 
 защита требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискуссирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию; 
 работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе, и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения. 
Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль. 
Как уже было отмечено выше, использование современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе на начальной ступени обучения имеет большие преимущества, которые заключаются в следующем: 
-индивидуализации обучения; 
-самореализация обучающихся; 
-росте объема выполненных на уроке заданий; 
 -возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков (мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся); 
 повышении познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента (решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя). Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. 
Использование интерактивных технологий в своей профессиональной деятельности позволяет : 
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; 
овладевать практическими способами работы с информацией; 
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; 
осуществлять переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
активизировать познавательную деятельность учащихся; 
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); 
индивидуально подходить к ученику, применяя разноуровневые задания; 
повышать эффективность учебного процесса и улучшать уровень владения полученной информацией; 
экономить время на уроке (учащиеся быстрее переключаются с одной формы обучения на другую, что позволяет учителю объяснить на уроке больше материала) 
увеличивать объём выполняемых на уроке заданий; 
повышать активность и мотивацию усвоения знаний за счет разнообразия форм работы; 
объективно и своевременно получать результаты .



Таким образом, применение интерактивных технологий учителем на уроках, гораздо повышает организованность  и оперативность при использовании различных приемов и помогает достижению, поставленной цели.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивные технологии-пути реализации современного урока.

Автор: Шакирова Нуржахан Тудахуновна

Дата: 02.03.2017

Номер свидетельства: 397232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства