Развитие графических навыков/пальчиковая гимнастика
Упражнение «Домой»
/Массаж ладоней «Ежик колет нам ладошки»
2 неделя
цель
Задание
дата
Примечание
Занятие 1
Развитие ориентировки в цвете на уровне сличения
Развитие внимания
Д/ игра «Спрячь мышку»
Раскрась только листики красным цветом
Занятие 2
Формировать понятия и представления о круге.
Д/ игра «Угадай форму предмета». Раскрась круги зеленым цветом
3неделя
цель
Задание
дата
Примечание
Занятие 1
Освоение элементарной комбинаторики
Развитие внимания
Д/ игра «Листочки»
Чем отличаются картинки, раскрась отличия
Занятие 2
Формировать представления о понятиях «один-много»
Д/игры:
« Посмотри внимательно», «Кубики»
«Найди и закрась»
4 неделя
цель
Задание
дата
Примечание
Занятие 1
Обогащение и уточнение словаря по теме «овощи»
Развитие мелкой моторики
«Отгадай по описанию с предъявлением картинок»
Д/ игра «Сложи овощ»
Занятие 2
Развитие графических навыков/пальчиковая гимнастика
Упражнение «Улитки»
/Массаж ладоней «Ежик колет нам ладошки»
Используемые методические и дидактические пособия:
Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева
-М.: Издательство Владос, 2008
Методика формирования начального детского лексикона / О.Е.Громова - М.: ТЦ Сфера, 2007
Про зайку. / Л.Е.Генденштейн , Л.Н.Павлова , Е. Л. Мадышева - М.: Издательство Карапуз
Дидактика. Игры от 2 до 5 лет - М.: Издательство Карапуз, 2010
Рисующий гномик. Альбом №1 по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина - М.: Изд. Гном и Д, 2007
Серия Мои первые слова. - М.: Издательство Карапуз, 2011
Иры и упражнения для развития сенсорных способностей детей 3-4 лет./ Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
Волшебные дорожки. Альбом заданий к палочкам Кюизенера для детей 2-3 лет./ Корвет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный психологический маршрут для ребенка начальных классов имеющего ЗПР »
АО НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по ВКО
ТЕМА: «Индивидуальный адаптивный маршрут коррекционно-развивающей работы для ученика с ЗПР обучающегося в 1 классе»
Выполнил:Щеброва Е.Н. психолог КГУ «Опытнопольская средняя школа»
Руководитель:Седченко Т.Н.
Преподаватель:Кукина Ю. Е. –кандидат психологических наук.
Г. Усть- Каменогорск 2015год
Пояснительная записка
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Для детей составляется индивидуальный маршрут, главная цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии.
Несмотря на некоторые отличия, всегда реализуются общие направления и задачи:
- Глубокое, всестороннее изучение ребёнка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности). - Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ. - Изучение динамики развития ребенка в условиях коррекционного обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях школьного учреждения
Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков в развитии детей. Это требует разработки особых психолого-педагогических технологий триединого комплекса: диагностической, коррекционно-развивающей и аналитической работы на трех уровнях: - индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальная диагностика и коррекция), - группового сопровождения - функционирования учреждения в целом. Проектирование психолого-педагогического сопровождения тесно связано с анализом и оценкой результатов педагогической деятельности, так как это позволяет находить наиболее эффективные методы преодоления недостатков развития детей, создавать оптимальную развивающую среду, соответствующую особенностям детей с ЗПР, осуществлять профилактику и устранение возможных неблагоприятных воздействий, которые в ряде случаев могут возникнуть в процессе реализации педагогических задач. Необходимо осуществлять диагностико-мониторинговую деятельность в трёх направлениях: - диагностика, - контроль, - мониторинг. Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
успешного преодоления отклонений в развитии. Контрольное направление (Контроль за усвоением). - коррекционно - развивающей программы; - образовательно-воспитательной программы. Мониторинговое направление - Мониторинг реализации коррекционно- образовательного процесса (условия, процесс реализации).
Основной целью индивидуальной диагностики является выявление и описание особенностей развития каждого ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к каждому воспитаннику.
Другой целью диагностической работы является выявление негативных тенденций в развитии ребенка, что позволяет своевременно вносить коррективы в индивидуальную коррекционную программу. Систематическая диагностическая работа позволяет выявить детей испытывающих трудности в усвоении программы, своевременно направить их к специалистам и, при необходимости, изменить педагогический маршрут.
Основной целью диагностики на уровне возрастной группы является комплектование подгрупп детей с учетом уровней актуального развития и возможностей усвоения того или иного образовательного содержания. Важной задачей является изучение изменений и достижений в развитии детей для оценки эффективности педагогической деятельности. Таким образом, диагностика становится инструментом для осуществления административного или методического контроля за педагогической деятельностью и может выполнять функцию психолого-педагогического мониторинга в рамках целостного педагогического процесса на уровне учреждения.
Рассмотрим более подробно содержание диагностико-мониторинговой деятельности специального детского сада для детей с ЗПР.
Диагностическое направление. Основными задачами обследования детей в специальном детском саду являются: - выявление уровня обученности, т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями, зоны перспективного развития; - определение соответствия психического развития ребенка нормативным показателям; - выявление качественных особенностей психического развития ребёнка; - определение компенсаторных возможностей, на которые следует опираться в работе с ребенком; - определение динамики развития, в том числе при овладении программой коррекционно-развивающего обучения; - дифференциация состояний сходных с задержкой психического развития; - исследование параметров школьной зрелости и психологической готовности к школьному обучению, выбор оптимальной его формы.
Специалисты знают, что наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение за развития ребёнка, устойчивостью и качеством тех показателей, которые являются объектом изучения. Важным критерием при оценке результатов деятельности ребенка являются его энергетические и нервно-психические затраты для достижения качественно новых показателей психического развития, для усвоения новых знаний, умений, навыков. Очевидно, что успех коррекционной работы будет зависеть от того, насколько удастся активизировать психологические механизмы, обеспечивающие достижение новых уровней развития.
Показатели познавательного и личностного развития ребенка, полученные в ходе углубленного обследования, определяют его индивидуальные образовательные потребности. Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, приведем требования, на которые следует ориентироваться при организации диагностической деятельности. При организации диагностической деятельности следует опираться действующие нормативно-правовые документы, а также внутренние документы дошкольного образовательного учреждения. Участники диагностического процесса должны соблюдать Кодекс этические нормы и правил при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей и других педагогов с результатами диагностики. При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребёнка, т.е. оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. При этом следует помнить, что любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Диагностика не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения образовательной программы (ЗУН). Важно, каким способом эти знания освоены ребёнком, несколько сформированы психологические механизмы для овладения знаниями и представлениями. Диагностические методики должны быть критериальноориентированые, т.е. предполагать качественно-количественный анализ достижений ребёнка. Тестирование может применяться лишь в отдельных случаях для решения частных задач. Отбор методик и определение целей и содержания диагностического исследования должно быть выстроено на научной основе. Проведение любой диагностической процедуры должно быть целесообразным, т. е. специалисты должны четко понимать, с какой целью она проводится, как будут применены её результаты?
Контрольно-оценочная функция. Учитывая своеобразие психики детей с ЗПР, значительный разброс индивидуальных показателей психического развития, требуется оперативное и своевременное выявление недостаточной динамики у конкретных детей или целой группы, установление объективных причин такого положения дел. Еще одним направлением медико-психолого-педагогического контроля является наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических норм и психологических условий при организации и реализации коррекционно-педагогического процесса.
Аналитико-диагностическая и планово-прогностическая составляющая (мониторинг) Сравнительно-диагностическое исследование предполагает оценку динамических изменений в развитии ребенка и занимает особое место в построении коррекционно-образовательного процесса специального детского сада. Такое исследование позволяет определить эффективность содержания обучения и воспитания, организационных форм и методов коррекционно-развивающей работы. Диагностика становится инструментом для оптимизации коррекционно-педагогического процесса и совершенствования педагогических технологий. Аналитико-диагностическая составляющая занимает особое место в структуре коррекционно-педагогического процесса и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно - развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Обычно выделяют следующие виды мониторинга. Психологический мониторинг развития познавательной и эмоционально - личностной сфер, как каждого воспитанника, так и группы в целом, с которой работают специалисты. Педагогический мониторинг (дидактический и воспитательный).
Для проведения мониторинга руководитель должен выделить наиболее важные показатели, отражающие динамику педагогического процесса
Уровни развития мыслительной деятельности детей с ЗПР
I уровень - уровень возрастного соответствия. Ребенку по возрасту и уровню развития задание доступно. Однако у разных детей качественные характеристики при его выполнении значительно различаются.
Подуровень А - достаточное возрастное соответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру соответствуют оценке "четыре", т.е. исследуемый параметр находится в пределах "возрастной нормы". Для установления подуровня А допускается половина оценок со значением "три".
Подуровень Б - среднее возрастное соответствие. Большинство исследуемых параметров находятся в интервале "два" балла.
Подуровень В - низкое возрастное соответствие. Большинство оценок исследуемых параметров находятся в интервале "один - два" балла.
II уровень - возрастное несоответствие 1-й степени. На втором уровне детям предлагаются более легкие задания, которые обычно доступны детям на один год моложе.
Подуровень А - слабо выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "четыре-три" балла.
Подуровень Б - средне выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "один - два".
III уровень - возрастное несоответствие 2-й степени. Это уровень значительного ниже возрастного несоответствия. На третьем уровне детям предлагаются задания, которые обычно доступны детям на два возраста ниже, при этом балльная оценка уже не имеет значения. В протоколе отмечается только качественная характеристика решения задания.
Таким образом, мы получаем качественно-количественную характеристику развития отдельных показателей психических функций и можем выявить насколько уровень развития ребенка соответствует возрастным возможностям. Такой подход позволяет оценить
- реальный уровень психического развития, - степень отставания в развитии по разным показателям, - оценить индивидуальную динамику преодоления задержки психического развития, - выделить наиболее критические показатели, - построить профили индивидуального развития.
Переход ребенка с одного уровня на следующий или на несколько уровней за определенный период времени и будет определять динамику его индивидуального развития с учетом естественного взросления (т.е. шкала оценки психического развития скоррелирована относительно возраста).
Приложение 2
Примерная индивидуальная адаптивная программа коррекционно-развивающей работы для детей 4 лет с ЗПР с более выраженной степенью нарушения в развитии.
__________________ учебный год
Ф.И. ребенка ___________________________________________ дата рождения_________________
Уровень развития по результатам диагностики на начало года _______________________________
Формирование первичных представлений о смене времен года.
Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
Формирование представлений о значении труда взрослых.
Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
Речевое развитие
Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении
Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
Обучение ответам на вопросы кто это? что это?
Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Формирование элементарных математических представлений
Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
Обучение использованию слов большой, маленький.
Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.
Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.
Сенсорное развитие
Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы.
Освоение элементарной комбинаторики - размещение по заданному признаку: цвету, величине
Формирование умения узнавать предметы на ощупь.
Развитие психических функций
Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций.
Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).
Развитие временных и пространственных представлений
Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).
5. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.
Конструктивный праксис
Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями
Построение фигур из 3-4 палочек.
Работа с палочками Кюизенера.
Развитие графических навыков
Учить правильной посадке
Учить правильному захвату карандаша.
Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
За прошедший период с _______________ по _______ _____ произошли следующие изменения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие графических навыков/пальчиковая гимнастика
Упражнение «Домой»
/Массаж ладоней «Ежик колет нам ладошки»
2 неделя
цель
Задание
дата
Примечание
Занятие 1
Развитие ориентировки в цветена уровне сличения
Развитие внимания
Д/ игра «Спрячь мышку»
Раскрась только листики красным цветом
Занятие 2
Формировать понятия и представления о круге.
Д/ игра «Угадай форму предмета». Раскрась круги зеленым цветом
3неделя
цель
Задание
дата
Примечание
Занятие 1
Освоение элементарной комбинаторики
Развитие внимания
Д/ игра «Листочки»
Чем отличаются картинки, раскрась отличия
Занятие 2
Формировать представления о понятиях «один-много»
Д/игры:
« Посмотри внимательно», «Кубики»
«Найди и закрась»
4 неделя
цель
Задание
дата
Примечание
Занятие 1
Обогащение и уточнение словаря по теме «овощи»
Развитие мелкой моторики
«Отгадай по описанию с предъявлением картинок»
Д/ игра «Сложи овощ»
Занятие 2
Развитие графических навыков/пальчиковая гимнастика
Упражнение «Улитки»
/Массаж ладоней «Ежик колет нам ладошки»
Используемые методические и дидактические пособия:
Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева
-М.: Издательство Владос, 2008
Методика формирования начального детского лексикона / О.Е.Громова - М.: ТЦ Сфера, 2007
Про зайку. / Л.Е.Генденштейн , Л.Н.Павлова , Е. Л. Мадышева - М.: Издательство Карапуз
Дидактика. Игры от 2 до 5 лет- М.: Издательство Карапуз, 2010
Рисующий гномик. Альбом №1 по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина - М.: Изд. Гном и Д, 2007
Серия Мои первые слова.- М.: Издательство Карапуз, 2011
Иры и упражнения для развития сенсорных способностей детей 3-4 лет./ Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
Волшебные дорожки. Альбом заданий к палочкам Кюизенера для детей 2-3 лет./ Корвет.