kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи, отражающие основные линии развития ребенка:

  • формирование сотрудничества ребенка со взрослым;
  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений;
  • формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;
  • формирование перехода ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу;
  • научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта;
  • приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров;
  • Раскрытие мира человеческих отношений раскрывается через представления о добре и зле;
  • развитие социально значимых мотивов поведения и гибкости социального поведения;
  • развитие эмоционально-чувственном переживаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ »





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С ДЕТЬМИ С ОВЗ








на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.










Задачи, отражающие основные линии развития ребенка:


  • формирование сотрудничества ребенка со взрослым;

  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений;

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;

  • формирование перехода ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу;

  • научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта;

  • приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров;

  • Раскрытие мира человеческих отношений раскрывается через представления о добре и зле;

  • развитие социально значимых мотивов поведения и гибкости социального поведения;

  • развитие эмоционально-чувственном переживаний.












Описание приемов коррекционной работы с детьми 3-го года жизни

Задачи обучения и воспитания

  • Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

  • Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.

  • Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.

  • Способствовать усвоению культурных способов действия с различными предметами.

  • Учить чувствовать настроение близких взрослых и сверстников, оказывать эмоциональную поддержку и помощь.

  • Формировать умение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. 

  • Формировать потребность общаться со сверстниками

  • Формировать положительную самооценку.

  • Развивать способности к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки).

  • Учить выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

  • Обеспечить развитие первичных представлений о своём внешнем облике, половой принадлежности, своих возможностях.

Квартал

Основное содержание работы


I

Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущение собственных движений;

Учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой, выполнять действия, показанные педагогом.

Формирование позитивного отношения детей друг к другу.

Учить совершать процессуальные действия с игровыми предметами, приближенными к реальности.

Учить осознавать свою гендерную принадлежность.

Способствовать осознанию ребенком условности игровой ситуации.


II

Учить приветливо, эмоционально открыто, доверительно относиться к людям. Интересоваться их действиями (делами), отвечать, если о чем-то спрашивают.

Способствовать пониманию состояния других на основе своего эмоционального опыта.

Формировать умение эмоционально оценивать ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Учить замечать огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Учить подражать мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Формировать умение подражать эмоциональному поведению сверстников.


III

Обучать некоторым трудовым действиям взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.)

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности

Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Учить понимать эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев).


Месяц/дата

Задачи КОР

Содержание

Результат

сентябрь


Формировать положительный контакт с психологом

Знакомство с ребенком, наблюдение за его поведением в группе




Продолжать формировать положительный контакт, сотрудничество ребенка с психологом

Налаживание контакта с ребенком, продолжение наблюдения за ним в группе



Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования


Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования

октябрь


Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.


Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.

«Сорока-сорока кашку варила»




«Мячик»




Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущение собственных движений


Способствовать усвоению культурных способов действия с различными предметами.

«Птички прилетели»






«Где моя большая ложка?»



Учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой, выполнять действия, показанные педагогом.


Учить совершать процессуальные действия с игровыми предметами, приближенными к реальности.

«Бубен»




«Покормим куклу», «Уложим куклу спать» и пр.



Учить чувствовать настроение близких взрослых и сверстников, оказывать эмоциональную поддержку и помощь


Формировать умение регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. 

«Пожалей маму»





«Лужи»


ноябрь


Формировать потребность общаться со сверстниками


«Найди дружка»



Формирование позитивного отношения детей друг к другу.


Способствовать осознанию ребенком условности игровой ситуации.

«Подарок»



«Каша для куклы»



Формировать положительную самооценку.


Учить элементарным нормам и правила поведения

«Самый лучший»



«Поделись игрушкой»




Развивать способности к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)



Учить выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов

«Соберемся на прогулку»







«Соберем игрушки»


декабрь


Обучать некоторым трудовым действиям взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.)


Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения

«Стирка»




«Приветствие»



Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности


Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

«Злой котёнок»



«Мирись-мирись»



Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.


Обеспечить развитие первичных представлений о своём внешнем облике, половой принадлежности, своих возможностях

«Тихо-громко»





«Это я»




Создать условия для проявлений интереса к игре, желания поиграть со взрослым.


Учить понимать эмоциональные состояния близких взрослых и детей

«Догонялки»




«Пожалей Машу»


январь


Создать условия для проявлений интереса к игре, желания поиграть со сверстником.


Учить понимать эмоциональные состояния близких взрослых и детей

«Покатаем Мишку на машинке»




«Развесели Машу»



Стимулировать активное участие в подвижных играх.


Учить выполнять простейшие трудовые поручений при участии взрослого.

«Поиграем в мячик»



«Принеси книгу», «поднеси стульчик» и пр.



Формирование взаимоотношений (вербальных и невербальных) со взрослыми и сверстниками на основе усвоения простейших социальных правил и требований.


Формирование взаимоотношений (вербальных и невербальных) со взрослыми и сверстниками на основе усвоения простейших социальных правил и требований.

«Да и нет»






«Собери мусор»



февраль


Формирование положительного реагирования на предложение общения.


Способствовать участию в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе игр, выполнения гигиенических процедур, приёма пищи; использования слов речевого этикета

«Улыбнись в ответ»




«Волшебные слова»



Формировать потребность в оказании посильной помощи взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям).


Учить способам взаимодействия с детьми

«Разложим салфетки»





«Мы танцуем и поем. Вместе дружно мы живем»



Учить подражать мимике, голосовым интонациям


Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями
других детей

«Зоопарк»



«Бубен»



Учить участвовать в ситуации диалога


Учить проявлению вежливости при выражении благодарности.

«Где же наши ручки?»


«Спасибо-пожалуйста»


март


Формирование умения различения (на основе сравнения) и понимания некоторых контрастных эмоциональных состояний людей по выражению их лиц, позам, жестам


Формировать двигательное подкрепление эмоциональной реакции

«Добрая Фея-Злая Фея»






«Хоровод»



Учить отвечать на вопросы с использованием подражания


Учить моторное планирование

«Кто это?», «Что это?», «Что делает?»



«Оладушки для бабушки»



Учить эмоционально сопереживать персонажам при слушании сказок


Учить оказывать элементарную помощь и принятия помощи от взрослых и сверстников.

«Колобок»



«Поможем Сереже надеть шапку»



Продолжать формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым


Учить адекватным эмоциональным реакциям

«Волшебный мешочек»




«Добрый котик»


апрель


Продолжать учить объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия.



Формирование умения адекватного реагирования действием или словом (если плачет - пожалеть, погладить, обнять)

«В гости»





«Кукла заболела»



Учить применять конструктивные способы взаимодействия ребёнка со сверстниками (пригласить сверстника к деятельности, выполнять необходимые действия, не ссориться)


Способствовать освоению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде

«Пригласи дружка/подружку»






«Расставим хлебницы»






Совершать по просьбе взрослого и самостоятельно нравственно направленных действий


Учить разыгрывать в театрализованных и режиссёрских играх ситуации по несложным сюжетам

«Поделись игрушками»




«Печем пирожки»



Продолжать формировать проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания им, если они находятся в неприятной ситуации, в беде)


Формировать стремление поздравления друзей, близких и знакомых с праздниками и т.д..

«Айболит»









«Подарок для папы»


май


Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).


Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.

«Потопаем-похлопаем»







«Покажи, где спряталась кукла?»



Эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии


Испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки

«Баюшки баю»




«Новая игрушка»



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования









Показатели развития к концу 3-го года жизни

Дети должны научиться:

  • Реагировать на похвалу.

  • Проявлять инициативу, независимость.

  • Испытывать эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить.

  • Проявлять чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая».

  • Переживать, если ругают.

  • Испытывать чувство огорчения, стыда.

  • Понимать, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.

  • Понимать, если плохо делает кто-то другой.

  • Давать эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

  • Владеть неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

  • Речь насыщать эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

  • Эмоционально сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

  • Эмоционально отзываться (испытывать удовольствие) на музыку, пение, художественное слово.

  • Подпевать, танцевать (передавать ритм).

  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относиться к людям. Интересоваться их действиями (делами), отвечать, если о чем-то спрашивают.

  • Понимать состояние других на основе своего эмоционального опыта.

  • Эмоционально оценивать ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

  • Замечать огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

  • Подражать мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

  • Подражать эмоциональному поведению сверстников.

  • Доброжелательно относиться к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

  • Получать удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

  • Эмоционально, активно откликаться на предложение игры

  • Принимать условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)

  • Объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)






Описание приемов коррекционной работы с детьми 4-го года жизни

Задачи обучения и воспитания

  • Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

  • Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.

  • Обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).

  • Обучать детей пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.

  • Обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.

  • Формировать у детей способность адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, пространственные перемещения и т. п.

  • Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.

  • Формировать у детей уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.

  • формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье.

Квартал

Основное содержание работы

I

Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого

Формировать у детей двигательное подкрепление эмоциональной реакции

Формировать у детей положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки)

Формировать у детей понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем

Формировать у детей фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см)

Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени

Учить детей воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды

II

Формировать и поддерживать у детей группы положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольном учреждении

Создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения и наблюдения за жизнью и трудом людей, обобщение результатов этих наблюдений на занятиях)

Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный альбом, знакомить с именами и фамилиями близких родственников

Учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам)

Формировать у детей представления о половой принадлежности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка)

Знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии

Расширять круг предметно-игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности

III

Продолжать формировать у детей эмоциональные и двигательные реакции на позитивный личностный контакт с близкими взрослыми, воспитателями и сверстниками

Закреплять у детей положительную реакцию на нахождение в группе и взаимодействие со знакомыми взрослыми и персоналом дошкольного учреждения (медсестра, музыкальный руководитель, заведующая, няни)

Закреплять у детей умение откликаться и называть свое имя

Закреплять у детей умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых

Формировать у детей положительную реакцию на сверстников в группе, выделяя их среди других детей

Формировать у детей интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения

Учить детей удерживать предмет в руках более продолжительное время (до 5 мин)

Учить детей выполнять 5—7 элементарных действий с игрушками по речевой инструкции: «Возьми...», «Дай...», «Держи...», «Кати...», «Лови...», «Брось...», «Принеси...»

Месяц/дата

Задачи КОР

Содержание

Результат

сентябрь


Формировать положительный контакт с психологом

Знакомство с ребенком, наблюдение за его поведением в группе




Продолжать формировать положительный контакт, сотрудничество ребенка с психологом

Налаживание контакта с ребенком, продолжение наблюдения за ним в группе



Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования


Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования

октябрь


Учить проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого


Формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.

«Улыбнись»




«Мы собачку не боимся»



Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).


Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.

«Потопаем-похлопаем»






«Покажи, где спряталась собачка?»



Эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии


Испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки

«Баю-бай»



«Новая игрушка»



Формировать двигательное подкрепление эмоциональной реакции


Обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.

«Катя радуется-Катя грустит»



«Зашагали ножки топ-топ-топ»


ноябрь


Формировать положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки)


Формировать представления о своем «Я»

«Кто пришел?»




«Я сам!»



Формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней


Учить реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени

«Где новая игрушка?»



«Ваня-Ванечка-Ванюша»



Учить воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды


Формировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольном учреждении

«Покажи, где Таня, Саша, Максим»?



«Здравствуй, детский сад»




Формировать способность адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, пространственные перемещения и т. п.


Создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения и наблюдения за жизнью и трудом людей, обобщение результатов этих наблюдений на занятиях)

«Кукла Катя спит, играет, гуляет, кушает»






«Прогулка по садику»








декабрь


Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный альбом, знакомить с именами и фамилиями близких родственников


Учить идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам)

«Семейный альбом»





«Девочки и мальчики»



Формировать представления о половой принадлежности ребенка.


Знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии

«Мальчик, девочка, сынок, дочка»



«Как зовут детей?»



Расширять круг предметно-игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности


Продолжать формировать эмоциональные и двигательные реакции на позитивный личностный контакт с близкими взрослыми, воспитателями и сверстниками

«Покормим зайку»




«Радостная встреча»



Закреплять положительную реакцию на нахождение в группе и взаимодействие со знакомыми взрослыми и персоналом дошкольного учреждения (медсестра, музыкальный руководитель, заведующая, няни)


Закреплять у детей умение откликаться и называть свое имя

Экскурсия по детскому саду







«Отзовись!»


январь



Формировать интерес к совместной деятельности


Учить удерживать предмет в руках более продолжительное время (до 5 мин)

«Повторяй за мной»



«Рассмотри игрушку»



Учить выполнять 5—7 элементарных действий с игрушками по речевой инструкции


Учить правильно реагировать на пространственные перемещения внутри детского учреждения (визит в медицинский кабинет, посещение музыкального зала, занятие в спортивном зале и т. п.)

«Возьми...», «Дай...», «Держи...», «Кати...», «Лови...», «Брось...», «Принеси...»


«В гости»




Учить придумывать движения и действия характерные для персонажей произведений


Формировать положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых

«Колобок»



«Соберем букет для мамы»


февраль


Снятие мышечного напряжения


Учить адекватным эмоциональным реакциям

«В лесу»


«Злой котенок»



Продолжать формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым


Учить адекватным эмоциональным реакциям

«Волшебный мешочек»



«Добрый котенок»



Продолжать формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.


Продолжать формировать интерес к совместной деятельности

«Плохая погода»



«Покатаем куклу в коляске»



Продолжать формировать интерес к совместной деятельности


Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

«Покормим мишку»



«Летящий ребенок»


март


Снятие эмоционального напряжения.


Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.

«Море волнуется»


«Мишку обидели»



Закреплять умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых


Формировать положительную реакцию на сверстников в группе, выделяя их среди других детей

«Узнай себя»




«Улыбнись дружку»



Формировать интерес к окружающим


Создать положительный эмоциональный фон; продолжать учить исполь­зовать выразительные движения для передачи эмоций; учить передавать заданный образ движе­ниями.

«Потерялся мишка»


«Стирка платочков»



Учить узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест


Учить выражать мимикой свои эмоции

«Кто это?»



«Забавные мордашки»


апрель


Продолжать учить фиксировать взгляд на себе, идентифицировать себя со своим именем.


Накапливать зрительно-осязательные впечатления, строить башню по показу.

«Кто спрятался?»



Постройка башенки из кубиков.



Учить ребенка сосредоточенно играть одной игрушкой, выполнять действия, показанные педагогом

«Соберем грибочки в корзинку»



Развитие

доброжелательного отношения


Снятие мышечного напряжения

«Разные приветствия»



«Шалтай-болтай»



Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.


Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

«День рождения»





«Паровозик»


май


Продолжать формировать представления о себе и о своей семье.


Формировать положительное отношение к выполнению режимных моментов

«Мама и папа»



«Водичка-водичка, умой мое личико»



Эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии


Испытывать эмоциональное удовольствие от качества материала игрушки (пушистый, мягкий, теплый, гладкий)

«Дождик»



«Разные котята»



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования




Показатели развития к концу 4-го года жизни

Дети должны научиться:

  • демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;

  • давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;

  • давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки);

  • понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

  • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия (мытье рук, пользование ложкой, рисование мелом, карандашом, раскатывание теста и т. д.);

  • фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и вертикали на расстояние до 30 см;

  • откликаться на свое имя;

  • называть свое имя;

  • узнавать себя в зеркале, на индивидуальной фотографии;

  • положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним;

  • положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу), выделять его среди других детей, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

  • выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

  • выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками.
















Описание приемов коррекционной работы с детьми 5-го года жизни

Задачи обучения и воспитания

  • Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями).

  • Продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье.

  • Продолжать формировать у детей представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.

  • Учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях.

  • Закрепить у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы).

  • Учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы.

  • Учить детей определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают.

  • Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.

  • Учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников.

  • Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

  • Формировать у детей интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.

  • Учить детей слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы, эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.

Квартал

Основное содержание работы

I

Формировать эмоционально-личностный контакт ребенка с педагогом в процессе предметно-игровой деятельности

Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»

Формировать у детей положительное отношение к выполнению режимных моментов: спокойный переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, организованный выход на прогулку, систематическая уборка игрушек на определенные места и т. п.

Учить детей называть по именам мать, отца, узнавать их на фотографии

Учить детей пользоваться эмоциональными способами выражения чувства привязанности к матери и членам семьи: смотреть в глаза, обнимать, целовать, держать за руку, прижиматься, улыбаться

Формировать у детей интерес к совместной деятельности (подражая взрослому, брать предметы в руки, действовать с ними: взять мяч, прокатить мяч через ворота; погрузить кубики в машину; покатать куклу в коляске, посадить куклу на стул, спеть кукле песенку, пожалеть куклу (лялю); перелить воду из сосуда в сосуд; собрать игрушки в коробку и т. д.)

II

Формировать и поддерживать у детей группы положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольном учреждении

Формировать у детей представления о разнообразных эмоциональных впечатлениях (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения и наблюдения за жизнью и трудом людей), учить обобщать результаты наблюдений на занятиях

Продолжать знакомить ребенка с составом его семьи

Закреплять у детей представление о половой принадлежности (мальчик, девочка, сынок, дочка)

Продолжать знакомить детей с именами сверстников, называть их по имени, учить узнавать на фотографии

Расширять круг предметно-игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности

III

Закреплять у детей положительное отношение к пребыванию в условиях коллектива сверстников

Создавать условия для формирования у детей эмоциональной восприимчивости и адекватных способов выражения эмоций в повседневных бытовых ситуациях (пожалеть ребенка, если он упал; похвалить, если он оказал помощь другому человеку, и т. д.)

Учить детей фиксировать свое эмоциональное состояние в словесной форме

Создавать условия для формирования общения детей друг с другом, придавая ему эмоциональную выразительность и ситуативную отнесенность

Учить детей доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться (при этом смотреть в глаза)

Учить детей выражать свои потребности и желания в речи («Я хочу», «Я не хочу»), подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями

Формировать у детей умение эмоционально-положительно общаться со сверстниками в повседневной жизни и на занятиях

Учить детей называть имена сверстников группы и близких взрослых в ежедневном общении


Месяц/дата

Задачи КОР

Содержание

Результат

сентябрь


Формировать положительный контакт с психологом

Знакомство с ребенком, наблюдение за его поведением в группе




Продолжать формировать положительный контакт, сотрудничество ребенка с психологом

Налаживание контакта с ребенком, продолжение наблюдения за ним в группе



Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования


Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования

октябрь


Формировать способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями).


Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать.

«Как тебя зовут?»




«Пузырьки»



Продолжать формировать способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями).


Формировать умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции

«Назови себя»




«Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»



Продолжать формировать представления о себе и о своей семье.


Учить называть по именам мать, отца, узнавать их на фотографии

«Дом, в котором я живу»



«Семейный альбом»



Продолжать формировать представления о себе и о своей семье.


Формировать положительное отношение к выполнению режимных моментов

«Моя дружная семья»



«Водичка-водичка, умой мое личико»


ноябрь


Продолжать формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.


Учить узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях.

«Я добрый/злой»





«Найди себя на фотографии»



Продолжать формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.


Формировать интерес к совместной деятельности


«Я жадный/ щедрый»





Подражая взрослому, брать предметы в руки, действовать с ними: взять мяч, прокатить мяч через ворота; погрузить кубики в машину; покатать куклу в коляске, посадить куклу на стул, спеть кукле песенку, пожалеть куклу (лялю); перелить воду из сосуда в сосуд; собрать игрушки в коробку и т. д.)



Продолжать формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.


Продолжать формировать интерес к совместной деятельности


«Я радостный/ грустный»





Подражая взрослому, брать предметы в руки, действовать с ними: взять мяч, прокатить мяч через ворота; погрузить кубики в машину; покатать куклу в коляске, посадить куклу на стул, спеть кукле песенку, пожалеть куклу (лялю); перелить воду из сосуда в сосуд; собрать игрушки в коробку и т. д.)



Продолжать формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.


Продолжать формировать интерес к совместной деятельности


«Я ласковый/ грубый»





Подражая взрослому, брать предметы в руки, действовать с ними: взять мяч, прокатить мяч через ворота; погрузить кубики в машину; покатать куклу в коляске, посадить куклу на стул, спеть кукле песенку, пожалеть куклу (лялю); перелить воду из сосуда в сосуд; собрать игрушки в коробку и т. д.)


декабрь


Закрепить умения выделять и называть основные части тела



Формировать у детей представления о разнообразных эмоциональных впечатлениях

Голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы


«Новые игрушки»



Продолжать закреплять умения выделять и называть основные части тела


Учить детей определять простейшие функции организма

Голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы


«Покажи, как бегают ходят ножки, как берут ручки…»



Учить показывать на своем лице и называть



Снятие мышечного напряжения

Глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы.


«Потягушечки»



Продолжать учить показывать на своем лице и называть


Развитие

доброжелательного отношения

Глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы.


«Давайте поздороваемся»



январь


Продолжать учить показывать на чужом лице и называть


Развитие умения определять эмоциональное состояние;

Глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове - волосы.


«Эмоции»



Закреплять представление о половой принадлежности (мальчик, девочка, сынок, дочка)


Учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

«Мальчики и девочки»



«Хочу с тобой играть»




Продолжать знакомить с именами сверстников, называть их по имени


Формировать адекватное поведение в конкретной ситуации

«Кого как зовут?»



Садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель.


февраль


Продолжать знакомить с именами сверстников, называть их по имени, учить узнавать на фотографии


Формировать адекватное поведение в конкретной ситуации

«Найди на фотографии»



Класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку.



Формировать адекватное поведение в конкретной ситуации


Учить наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников.

Аккуратно кушать, убирать за собой мусор.


Наблюдение



Расширять круг предметно-игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности


Учить слушать непродолжительное время мелодичную музыку

«Для чего это нужно» (ложка, мячик, стол, кровать..)



«Кукла пляшет»



Формировать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.


Учить слушать непродолжительное время мелодичную музыку, звуки природы.

«Поиграем и уберем»



«Мы тихонько полежим, притворимся, будто спим»


март


Закреплять положительное отношение к пребыванию в условиях коллектива сверстников


Создавать условия для формирования эмоциональной восприимчивости и адекватных способов выражения эмоций в повседневных бытовых ситуациях (пожалеть ребенка, если он упал; похвалить, если он оказал помощь другому человеку, и т. д.)

«Здравствуй, детский сад»



«Пожалей зайчика»



Учить эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.


Создавать условия для формирования эмоциональной восприимчивости и адекватных способов выражения эмоций в повседневных бытовых ситуациях (пожалеть ребенка, если он упал; похвалить, если он оказал помощь другому человеку, и т. д.)

«Колыбельная»



«Катя заболела»




Создавать условия для формирования общения детей друг с другом, придавая ему эмоциональную выразительность и ситуативную отнесенность


Учить доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться

Инсценировка




«Приветствие»




Учить выражать свои потребности и желания в речи, подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями


Учить называть имена сверстников группы и близких взрослых в ежедневном общении

«Я хочу», «Я не хочу»




«Как тебя зовут?»



апрель


Продолжать учить выражать свои потребности и желания в речи, подкрепляя мимикой и жестами, выразительными движениями


Закреплять умение использовать предметно-орудийные действия в быту

«Я хочу», «Я не хочу»




«Для чего это нужно?»




Формировать умение эмоционально-положительно общаться со сверстниками в повседневной жизни и на занятиях


Учить выражать мимикой свои эмоции

«Я тебе рад»




«Зоопарк»



Формировать у детей умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым.


Учить эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.

«Прогулка»



«Барабанщики»



Формировать умение эмоционально-положительно общаться со сверстниками в повседневной жизни и на занятиях


Развитие эмоциональной сферы, коммуника­тивных навыков.

«День радостных встреч»




«Пальцы -звери добрые, пальцы - звери  злые»


май


Создавать условия для формирования общения детей друг с другом, придавая ему эмоциональную выразительность и ситуативную отнесенность


Формировать умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия, привлекать педагога или родителя для разрешения возникающих разногласий

Инсценировка




«Построим вместе башенку»



Учить эмоционально реагировать на ритмический рисунок мелодии, ее темп и характер.


Учить фиксировать свое эмоциональное состояние в словесной форме

«Марш»




«Я радостный (грустный, злой, обиженный, удивленный, веселый, испуганный)»



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования














Показатели развития 5-го года жизни

Дети должны научиться:

  • эмоционально-положительно реагировать на общение с близкими родственниками, знакомыми детьми и взрослыми;

  • здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу;

  • называть свое имя и фамилию;

  • называть имена некоторых сверстников по группе и друзей по месту жительства;

  • называть воспитателей по имени и отчеству;

  • идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик);

  • выражать словом свои основные потребности и желания;

  • выполнять предметно-игровые и предметно-орудийные действия: держать ложку, пить из чашки, действовать совком или лопаткой, возить машину, нагружать в машину кубики, кормить куклу, переносить стул и ставить его на определенное место, проводить линии карандашом, мелом, краской, фломастером;

  • адекватно вести себя в привычных ситуациях.






















Описание приемов коррекционной работы с детьми 6-го года жизни

Задачи обучения и воспитания

  • Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.

  • Формировать у детей умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).

  • Закрепить у детей умение называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников.

  • Учить детей называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок).

  • Формировать у детей интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта.

  • Учить детей обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями («Давай будем вместе играть», «Дай мне игрушку (машинку)»).

  • Продолжать формировать у детей коммуникативные умения -приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу, доброжелательно взаимодействовать.

  • Учить детей осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников.

  • Формировать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

Квартал

Основное содержание работы


I

Продолжать формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, обогащать опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в повседневных жизненных ситуациях

Учить детей фиксировать свои различные эмоциональные состояния в словесной форме

Закреплять у детей умение доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться

Учить детей осознавать и определять свои потребности и желания к совместной деятельности со сверстниками в речи («Я хочу», «Я не хочу», «Хочешь поиграть в прятки?», «Давай играть вместе», «Давай построим гараж», «Давай играть: ты будешь возить кубики, а я — строить» и т. д.)

Формировать у детей умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия, привлекать педагога или родителя для разрешения возникающих разногласий

Закреплять использование детьми специфических предметных действий в быту и на занятиях

Формировать у детей положительное отношение к труду взрослых


II

Закреплять у детей умение называть себя и членов своей семьи по именам и фамилии в ситуации знакомства или представления

Учить детей обращаться к своим друзьям по имени в процессе игры или общения

Учить детей высказывать свои просьбы и желания взрослым, обращаясь к ним по имени и отчеству

Учить детей называть свой адрес

Закреплять у детей умение определять свою половую принадлежность в речи («Я — мальчик»; «Я — девочка»)

Закреплять у детей умение играть в любимые групповые игры и выбирать в них свою роль

Учить детей взаимодействовать между собой в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой)


III

Закреплять у детей умения называть себя по имени, называть свою фамилию, определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка)

Закреплять у детей умения называть по имени всех членов своей семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Учить детей называть время своего рождения (летом, зимой)

Создавать условия для формирования у детей элементарной оценки своего поведения и результатов своей деятельности

Формировать у детей потребность иметь в группе друга (подругу)

Закреплять у детей адекватные формы поведения и адекватные способы взаимодействия в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности

Продолжать формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых и к его результатам






Месяц/дата

Задачи КОР

Содержание

Результат


сентябрь



Формировать положительный контакт с психологом

Знакомство с ребенком, наблюдение за его поведением в группе





Продолжать формировать положительный контакт, сотрудничество ребенка с психологом

Налаживание контакта с ребенком, продолжение наблюдения за ним в группе




Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования



Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования


октябрь



Продолжать формировать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость


Воспитывать потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.

«Айболит»




Беседа «Моя семья»




Обогащать опыт средствами выражения адекватных эмоций в повседневных жизненных ситуациях


Продолжать воспитывать потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.

«Пожалей Катю, Сережу, Диму…»




Беседа «Мой детский сад»




Продолжать воспитывать потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.


Формировать умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев)

Беседа «Мои друзья»




«Солнышко и дождик»




Продолжать воспитывать потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.


Формировать умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).

Рисунок «Моя семья»




«Бездомный котенок»



ноябрь



Учить фиксировать свои различные эмоциональные состояния в словесной форме


Закрепить умение называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников.

«Я добрый (злой, грустный…)»



«Расскажи о себе»




Учить называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок).


Учить выражать мимикой свои эмоции (добрый-злой)

«Где эта улица, где этот дом?»



«Кривлялки»




Учить выражать мимикой свои эмоции (грусть-радость)


Учить осознавать и определять свои потребности и желания к совместной деятельности со сверстниками в речи

«Кривлялки»



«Приглашение в игру»






Закреплять умение доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться


Формировать умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия, привлекать педагога или родителя для разрешения возникающих разногласий

«Приветствие»




«Помоги построить дом»




декабрь



Продолжать закреплять умение доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться


Закреплять использование специфических предметных действий в быту и на занятиях

«Вежливость»




«Я дежурный»




Закреплять умение называть себя и членов своей семьи по именам и фамилии в ситуации знакомства или представления


Закреплять использование специфических предметных действий в быту и на занятиях

«Мама, папа, я –дружная семья»




«Раздай салфетки»




Формировать интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта.


Учить обращаться к своим друзьям по имени в процессе игры или общения

«Я хочу поиграть…»



«Как зовут моих друзей?»




Учить выражать мимикой свои эмоции (удивление- страх)


Учить обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями («Давай будем вместе играть», «Дай мне игрушку (машинку)»).

«Кривлялки»



«Давай-ка, поиграем!»



январь




Закреплять умение определять свою половую принадлежность в речи («Я — мальчик»; «Я — девочка»)


Закреплять умение играть в любимые групповые игры и выбирать в них свою роль

«Девочки и мальчики, конфетки покушайте»




Инсценировка сказки «Колобок»




Формировать потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников


Учить осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников.

«Коллективный рисунок»




«Леша хороший, потому что…»




Формировать потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников


Формировать у детей потребность иметь в группе друга (подругу)

«Коллективная поделка»




«Лучший друг»



февраль



Учить узнавать на фотографиях выражение разнообразных эмоций у людей (страх, удивление, радость, обида, печаль)


Формировать элементарную самооценку своих поступков и действий

«Покажи эмоцию на фотографии».




«Хорошо и плохо»





Продолжать учить определять и передавать эмоциональные состояния, выраженные при помощи мимики, жестов, пантомимики


Развивать способность интерпретировать эмоциональные состояния других людей

«Назови и покажи»




«Беседа о настроении»




Продолжать формировать коммуникативные умения -приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу, доброжелательно взаимодействовать.


Учить высказывать свои просьбы и желания взрослым, обращаясь к ним по имени и отчеству

Инсценировка «К нам гости пришли»





«Как зовут воспитательницу?»





Учить выполнять несложные поручения, доводить порученное дело до конца


Снятие мышечного и эмоционального напряжения

«Польём цветы».



«Греемся на солнышке»



март




Продолжать учить выражать мимикой свои эмоции и настроение


Знакомить со способами предотвращения и.прекращения конфликтных ситуаций

«Кривлялки»



«Два барана»





Закреплять адекватные формы поведения и адекватные способы взаимодействия в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности


Развитие эмоциональной сферы, коммуника­тивных навыков.

«Давай дружить»





«Пальцы -звери добрые, пальцы - звери  злые»




Продолжать учить взаимодействовать между собой в совместной деятельности


Учить пользоваться вербальными и невербальными средствами языка

«Сороконожка»



«Что мы делаем - не скажем, а покажем»




Учить узнавать на фотографиях выражение разнообразных эмоций у людей (страх, удивление, радость, обида, печаль)


Формировать у детей представления о разнообразных эмоциональных впечатлениях

«Покажи, где какая

эмоция»



«Подарок малышам»




апрель



 Развивать позитивное самовосприятие


Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с  желаниями и действиями других.

«Назови ласково»


«Бумажные развалы»




Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие


Учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.

«Комплименты»



«Назови героя»




Развитие внимания к эмоциональным состояниям других


Познакомить детей с методами саморегуляции.

« Я чувствую»



«Спаси птенца»




Продолжать учить взаимодействовать между собой в совместной деятельности


Знакомить со способами предотвращения и.прекращения конфликтных ситуаций

«Слепой и поводырь»



«Мирись, мирись. И больше не дерись»



май



Создавать условия для формирования элементарной оценки своего поведения и результатов своей деятельности


Продолжать воспитывать потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.

«Старенькая бабушка»



«От улыбки станет всем светлей»



Продолжать формировать уважительное отношение к труду взрослых и к его результатам


Учить называть время своего рождения (летом, зимой)

«Что растет в огороде?»


«День рождения»



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования



Определение уровня развития ребенка

Повторное диагностическое обследование

Протокол обследования






Показатели развития к концу 6-го года жизни

Дети должны научиться:

  • проявлять доброжелательность и внимание к близким взрослым и сверстникам;

  • выражать свое сочувствие (пожалеть, помочь);

  • называть свое имя, фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении;

  • называть свой возраст, половую принадлежность, время рождения, место жительства (город, поселок);

  • заниматься любимыми игрушками и занятиями;

  • обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями;

  • приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу;

  • участвовать в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной);

  • уважительно относиться к труду взрослых.
























Описание приемов коррекционной работы с детьми 7-го года жизни

Задачи обучения и воспитания

  • Учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, печаль, гнев, жалость, сочувствие).

  • Учить детей распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние.

  • Формировать у детей элементарную самооценку своих поступков и действий.

  • Учить детей осознавать и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих.

  • Учить детей замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого или сверстника.

  • Формировать у детей переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, бурное выражение радости).

  • Формировать у детей отношение к своим чувствам и переживаниям как к регуляторам общения и поведения.

  • Формировать у детей умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым.

  • Формировать у детей простейшие способы разрешения возникших конфликтных ситуаций.

  • Обучать детей навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в других видах деятельности.

  • Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек; кормление и уход за животными и растениями в живом уголке; сервировка стола, уборка посуды; уход за территорией; влажная уборка помещения в детском саду и дома; посадка лука и цветов в детском саду, на приусадебном участке и др.).

Квартал

Основное содержание работы

I

Создавать условия для проявления детьми своих чувств и переживаний: радость на приход в группу, восторг на появление новой игрушки, удивление на новый способ использования знакомого предмета, игрушки, сочувствие к плачущему сверстнику и т. п.

Учить детей узнавать на картинках и фотографиях выражение разнообразных эмоций у людей (страх, удивление, радость, печаль)

Учить детей выражать словами и мимикой разнообразные человеческие эмоции и определять причину их появления (используя литературные произведения)

Учить детей выполнять несложные поручения, связанные с бытом детей в группе и в семье, доводить порученное дело до конца

Учить детей оценивать словами хорошо, плохо, старался, не старался выполнение сверстниками поручения

Закреплять у детей умение поддерживать диалог с партнером или партнерами во время игры и в другой совместной деятельности

II

Создавать условия для формирования у детей умений определять эмоциональное состояние человека по картинке и фотографии (радость, гнев, страх, стыд, удивление, печаль)

Продолжать учить детей определять связь эмоционального состояния человека с причиной его возникновения

Закреплять у детей умения определять доброжелательность и недоброжелательность со стороны окружающих ребенка людей и формировать адекватные способы реагирования

Закреплять у детей умения дать адекватную самооценку в знакомых видах деятельности

Формировать словесные формы выражения адекватной самооценки

III

Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей (использовать примеры из художественных произведений)

Учить общаться с детьми и со взрослыми в определенной ситуации (обращаться с просьбой, уметь выслушать другого человека)

Знакомить детей со способами предотвращения и.прекращения конфликтных ситуаций

Закреплять у детей умения осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества

Формировать у детей адекватные формы поведения в новых жизненных ситуациях


Месяц/дата

Задачи КОР

Содержание

Результат

сентябрь


Формировать положительный контакт с психологом

Знакомство с ребенком, наблюдение за его поведением в группе




Продолжать формировать положительный контакт, сотрудничество ребенка с психологом

Налаживание контакта с ребенком, продолжение наблюдения за ним в группе



Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования


Определение уровня развития ребенка

Психолого-педагогическое обследование

Протокол обследования

октябрь


Учить узнавать на фотографиях выражение разнообразных эмоций у людей (страх, удивление, радость, обида, печаль)


Учить выполнять несложные поручения, доводить порученное дело до конца

«Покажи эмоцию на фотографии».



«Польём цветы».




Учить выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, печаль, гнев, жалость, сочувствие).


Учить осознавать и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих

«Покажи сам эмоцию».




«Добрая Фея-Злая Фея»





Учить распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние


Продолжать учить выполнять несложные поручения, доводить порученное дело до конца

«Почему бабушка грустная?» (проблемные ситуации).



«Соберем игрушки»




Продолжать учить детей распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние


Формировать элементарную самооценку своих поступков и действий

«Как помочь братику?» (проблемные ситуации).



«Что такое хорошо и что такое плохо»


ноябрь


Учить детей выражать словами и мимикой разнообразные человеческие эмоции и определять причину их появления (используя литературные произведения)


Закреплять у детей умение поддерживать диалог с партнером или партнерами во время игры

«Покажи, как плачет зайка (радуется лиса, злится волк, грустит Алёнушка..)».



Игра «Больница»



Учить оценивать словами «хорошо», «плохо», «старался», «не старался» выполнение сверстниками поручения


Закреплять у детей умение поддерживать диалог с партнером или партнерами во время игры и в совместной деятельности

«В нашей группе 100 ребятишек»




Конструирование «Построим гараж для машины»




Учить замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого или сверстника.


Продолжать формировать желание участвовать в совместной деятельности

«Кто самый грустный? (радостный, злой, обидчивый, испуганный и пр.)»


Сервировка стола




Продолжать учить детей определять связь эмоционального состояния человека с причиной его возникновения


Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности

«Кто обидел зайку?»




«Дежурство»


декабрь


Формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, бурное выражение радости).


Обучать навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в других видах деятельности.

«Кукла заболела»




Позови друга поиграть






Продолжать формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, бурное выражение радости).


Обучать навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в других видах деятельности.

«Поездка в лес»




Позови друга порисовать



Продолжать учить определять связь эмоционального состояния человека с причиной его возникновения


Закреплять умения дать адекватную самооценку в знакомых видах деятельности

«Саша веселый, потому что…Лена грустная, потому что…».



«Похвала»



Закреплять умения определять доброжелательность и недоброжелательность со стороны окружающих ребенка людей и формировать адекватные способы реагирования


Формировать словесные формы выражения адекватной самооценки

«Кто бывает злым (добрым, обидчивым, грустным, веселым)»?




«Добрый гном»


январь


Учить выражать мимикой свои эмоции


Учить общаться с детьми и со взрослыми в определенной ситуации (обращаться с просьбой, уметь выслушать другого человека)

«Кривлялки»



«Просьба»



Продолжать учить выражать мимикой свои эмоции и настроение


Продолжать знакомить со способами предотвращения и.прекращения конфликтных ситуаций

«Зеркало»



«Мирись-мирись и больше не дерись»




Формировать и закреплять представления о добре и зле, добрых и злых поступках, добрых и злых людях


Формировать адекватные формы поведения в новых жизненных ситуациях

Беседа о добре и зле




«К нам гости пришли»


февраль


Развивать способность интерпретировать эмоциональные состояния других людей; упражнять в составлении фраз-комплиментов


Закреплять умения осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества

«Настроение»




«Строим дом для мишки»




Обучать ребенка приемам и методам овладения своим волнением.


Формировать у детей умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым.

«Приятные воспоминания»



«На прогулке»



Совершенствовать этические представления (видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).


Формировать навыки коллективной игры.

«Проблемная ситуация»




«Менялки»



Снятие мышечного и эмоционального напряжения


Учить соблюдать правила игры; развивать желание и умение играть совместно

«Тряпичная кукла»


«Поможем маме»


март


Создавать положительный эмоциональный фон; настраивать на активную совместную де­ятельность, на общую беседу, игру, формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.


Учить самостоятельно выбирать ведущего; продолжать развивать волевые процессы, координацию движений, чувство эмпатии

«Приветствие»






«Отдай ленточку»





Продолжать учить определять и передавать эмоциональные состояния, выраженные при помощи мимики, жестов, пантомимики


Продолжать формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; учить давать моральную оценку происходя­щему.

«Назови и покажи»




«Инсценировка»



Продолжать учить оценивать поступки людей с позиций: можно или нельзя?


Продолжать закреплять этические понятия «хорошо - плохо», «добро - зло», «можно - нельзя» на конк­ретных примерах.

«Можно-нельзя»



«Проблемная ситуация»



Продолжать учить оценивать поступки людей с двух позиций: хорошо это или плохо?


Продолжать учить употреблять в речи слова – комплименты, делать приятное окружающим людям

«Хорошо-плохо»



«Комплименты»


апрель


Продолжать учить детей различать черты характера героев, давать моральную оценку происходя­щему; продолжать учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.


Продолжать развивать желание и умение играть совместно, формировать навыки коллективной игры; развивать активность, умение действовать по правилам

«Размышлялки»






«Пожалуйста»



Продолжать формировать этические представления ребенка (взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические понятия «жадность - щедрость» на конк­ретных примерах


Раскрыть сущность понятия «щедрость»; учить умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться на них при построении взаимодействия

«Жадина»






«Инсцениировка»



Снять напряжение, повысить эмоциональный тонус; инициировать тактильные ощущения.


Обучать способам преодоления импульсивности

«Спаси птенца»



«Слон, жираф и крокодил»



Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные эмоции.


Активизация энергетического потенциала.

«Настроение»




«Раз, два, три! Руку убери»


май


Формировать интерес к окружающим


Создать положительный эмоциональный фон; продолжать учить исполь­зовать выразительные движения для передачи эмоций; учить передавать заданный образ движе­ниями.

«Потерялся ребенок»


«Стирка платочков»



Развивать умение владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижать мышечное напряжение.


Продолжать учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики; учить выбирать способы изображения эмоциональных состояний в соответствии с характером образа.

«Скульптура»



«Дирижер»



Продолжать учить говорить комплименты, отмечая положительные стороны окружающих людей.


Продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать нравственные черты: взаимопомощь, доброту, вежливость, такт, доброжелательность

«Вежливые слова»



Инсценировка «Ежели вы вежливы»



Создавать положительный эмоциональный фон; настраивать на активную совместную де­ятельность, на общую беседу, игру, формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.


Определение уровня развития ребенка

«Вежливость»






Повторное диагностическое обследование







Протокол обследования
















Показатели развития к концу 7-го года жизни

Дети должны научиться:

  • здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;

  • благодарить за услугу, подарок, угощение;

  • адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;

  • проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

  • выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;

  • устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;

  • проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

  • адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

  • замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

  • начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми;

  • владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику);

  • быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

  • положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль;

  • уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Автор: Севостьянова Елена Олеговна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства