kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа психологического сопровождения десятиклассников в адаптационный период «Я-десятиклассник!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимисяи классным руководителем.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа психологического сопровождения десятиклассников в адаптационный период «Я-десятиклассник!»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

ГОРОДА БИРСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Сафронова И.К.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

Котов В.Н..

Приказ № 125/К от «29» августа 2017 г.

(МП)



Дополнительная общеразвивающая программа

психологического сопровождения десятиклассников в адаптационный период

«Я-десятиклассник!»

на 2017-2018 учебный год

Составила педагог-психолог Гаврилова Людмила Анатольевна







Пояснительная записка

Сегодня из-за многообразия предлагаемых профилей обучения редко кто из учащихся продолжает обучение в 10-м классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Поэтому для современных десятиклассников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу, т. е. вхождение, «вживание» в систему иных взаимоотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в ней.

Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.

Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные тренинговые занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.

Цель занятий: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.

Задачи:

  • обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

  • способствование повышению самооценки участников группы;

  • способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся;

  • формирование групповых норм партнерского общения;

  • формирование навыков взаимодействия в команде (группе);

  • развитие чувства «мы»; внутреннего единства класса;

  • способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.

Очень важно, чтобы в упражнениях участвовал весь класс целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что иногда приводит к разногласиям в классе. Если же возникает необходимость класс разделить, то подгруппы можно выделять случайным образом и каждый раз состав этих подгрупп должен быть разным.

Важно также участие в упражнениях классного руководителя (для создания доверительных, неформальных отношений учащихся с педагогом). Для этого во время занятий у педагога с учащимися должны бать приняты правила партнерского общения.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Пространственно-временная организация

Продолжительность занятий: 40 минут.

Периодичность встреч: 1 раз в неделю, в течение 1 месяца.













 Учебно-тематический план программы

занятия

Тема


Кол-во часов

Этап 1

Диагностика

1.Опросник Казанцевой Г.Н. “Изучение самооценки”

Цель: Изучение общей самооценки учащихся

2.“Учебная мотивация” Г.А.Карповой

Цель: выявление ведущих тенденций в сфере учебной мотивации учащихся, имеющихся на момент среза проблем и отслеживания динамики изменений в данной сфере учебно - воспитательной работы.

3.“Социометрия” Дж. Морено(социологический опрос).

Цель: изучение межличностных отношений в классных коллективах.

4 Методика “Шкала тревожности”, разработанная по принципу “Шкалы социально-ситуационной тревоги” Кондаша,1973г.

Цель: Выявление уровня тревожности у подростков

3

Этап 2

Адаптационные занятия

4

1

«Знакомство»

1

2

«Учимся общаться”

1

3

«Мы – команда»

1

4

«Сплочение и доверие»

1

Итого


7







































Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Обязательные элементы содержания

Дата

Примечание

по плану

по факту

1

«Знакомство»


1

1. Вступительное слово психолога. Объяснение цели занятия, как будут проходить, знакомство с элементарными правилами поведения в группе.

2. Игра «Снежный ком».

3. Игра «Интервью в парах».

4. Игра «Черные шнурки»

5. Игра «Что изменилось»

6. Рефлексия

21.10.17



2

«Учимся общаться”.


1

1. Упражнение «Взгляды»

2.Упражнение «Переманивания»

3. Упражнение «Паровозики»

4. Упражнение «Кот и дом»

5. Рефлексия

23.10.18



3

«Мы – команда»

1

«Мы – команда»

1. Упражнение «Вавилонская башня»

2. Упражнение «Сквозь кольцо»

3. Упражнение «Совместный счет»

4. Упражнение «Пантомима

5.Рефлексия

25.10.17



4

«Сплочение и доверие»


1

1. Упражнение «Скалолаз»

2. Упражнение «Передача движений»

3. Упражнение «Круг доверия»

4. Рефлексия

27.10.17





Использованная литература

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.

  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.

  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.

  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.

  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.

































Приложение № 1)

Занятие № 1. «Знакомство».

Цели:

  • Ориентация учащихся в целях занятия;

  • знакомство с участниками;

  • установление групповых норм;

  • создание рабочей атмосферы в классе.

1. Слово ведущего. Знакомство с классом, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

2.Упражнение «Снежный ком». Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

3. Упражнение «Интервью в парах». Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга. Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

4. Упражнение – разминка «Черные шнурки» (чтобы взбодрить группу). Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка. Участники сидят в кругу, ведущий (у него нет стула), называет какую-то деталь (например: «У кого в одежде есть белый цвет?”, «Кто любит сладкое?” и т.п.). Участники, у которых есть эта деталь, должны поменяться местами, а ведущий пытается занять свободное место. Водит тот, кому не досталось стула.

5. Упражнение «Что изменилось» (как вариант упражнения «Черные шнурки”, если группу нужно успокоить). Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка. Участники разбиваются на пары, внимательно осматривают друг друга, делая мысленную фотографию. Повернувшись спиной друг к другу, меняют что-то в своей одежде, внешности. Повернувшись, ищут изменения.

6. Рефлексия

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисованном портфеле.

































Приложение № 2)

Занятие № 2 «Учимся общаться».

Цели:

  • Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;

  • доверия;

  • доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в классе.

1.Упражнение «Взгляды» (прим.: обязательна рефлексия упражнения). Определение уровня развития личных контактов в группе, развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе. Ученики сидят напротив друг друга. Все закрывают глаза, по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами.

2.Упражнение «Переманивания» (вариант упражнения «Перебежчики и охранники». Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу. Учащиеся образуют два круга – внешний и внутренний. У каждого участника из внешнего круга есть пара из внутреннего. Участник без пары должен без помощи слов переманить к себе участника внутреннего круга, чтобы образовалась пара.

3.Упражнение «Паровозики» (Учитель должен обеспечить безопасность учащихся; обязательна рефлексия).Как вариант – упражнение «Слепой и поводырь».Осознание учащимися своей комфортной позиции в общении и, может быть, своих страхов в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении. Ученики делятся на группы по 3 человека, встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты только у третьего участника. По команде ведущего «паровозики» начинают двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами, с тем, чтобы каждый смог побывать в разных ролях: ведущего и ведомого.

4.Упражнение «Кот и дом» (нужны листы бумаги и фломастеры). Прим: при обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера, проговорить удачные варианты решения задания. Осознание своих стратегий взаимодействия в общении при конфликте интересов; формирование навыков партнерских отношений, умения понимать и чувствовать друг друга. Участники делятся на пары, договариваются, кто будет первым, кто вторым. Задание участникам № 1 в парах (слышат только они) – нарисовать дом, участникам № 2 – кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание.

5. Рефлексия

Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберите две рожицы из четырех, каждая из них подписана: интересно или неинтересно; трудно или легко. Запишите свой вариант на нашем импровизационном нарисованном портфеле.



























Использованная литература

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.

  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.

  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.

  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.

  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гавриловыа Людмила Анатольевна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438582

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства