kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отчете представлены результаты работы за учебный год по всем направлениям работы психолога в школе-интернате. Одним из главных направлений работы является психолого-педагогическое сопровождение готовности воспитанников с ограниченными возможностями здоовья социализации. В отчетный период психологическая работа была направленна на реализацию поставленной цели: "Содействие развитию механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год»

18


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №16




















Анализ

работы за 2013-2014 уч. год

















педагога-психолога:

Сучковой М. А.





2014 г.

В отчетный период (2013-2014 уч. год) психологическая работа была направлена на реализацию поставленной на учебный год цели: «Содействие развитию механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника с ограниченными возможностями, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями».

Достижение цели осуществлялось через реализацию ранее обозначенных задач:

- создание условий для реализации психологических, возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.

- оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся в обучении и развитии.

- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

В течение отчетного периода вся работа велась в соответствии с планированием по пяти традиционным направлениям:

  1. Организационная работа

  2. Диагностическая работа

  3. Психопрофилактическая работа

  4. Консультативно-просветительская работа

  5. Коррекционно-развивающая работа

  6. Работа педагога-психолога в условиях введения ФГОС НОО

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Одним из главных направлений образовательного процесса в нашей школе-интернате является психолого-педагогическое сопровождение готовности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к социальному определению.

В ходе психологического сопровождения решаю следующие задачи:

1. Систематически отслеживаю психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

2. Формирую у обучающихся воспитанников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

3. Оказываю помощь детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

4. Поддерживаю на необходимом уровне нервно-психическое состояния участников образовательного процесса.




Организационная работа


Организационная работа состоит из:

  • подготовки к работе кабинета педагога-психолога,

  • подготовки необходимой документации и методической литературы,

  • разработка коррекционно-развивающих программ;

Диагностическая  работа

Диагностическая работа педагога-психолога направлена на отслеживание и выявление особенности психологического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

В ходе диагностической работы я:

  • изучаю обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся, определение проблемы, выбор метода исследования;

  • провожу диагностического обследования;

  • формулирую заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза и разработка рекомендаций.

Одной из главных задач в диагностической работе является психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы для составления социально-психологического портре­та обучающегося воспитанника (описания его статуса) для определения путей и форм оказания помощи де­тям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопро­вождения в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов  в процессе обучения в школе.

При проведении диагностических процедур я использовала типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы

 Групповое и индивидуальное диагностирование

Для реализации психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения решала следующие задачи:

  • изучала личность учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;

  • своевременно выявляла детей, оказавшихся в социально-опасном положении, содействую созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются:

  • определение готовности ребенка к обучению в школе;

  • содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе;

  • развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

Целью своей психолого-диагностической деятельности считаю, изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся воспитанников, для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; определения индивидуального стиля познавательной деятельности. Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога.

Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Психологическая диагностика

Количество

обследованных


Направленность

диагностики

Результат

1. воспитанники 1- 7 группы


2. 10 классы



3. педагоги

Определение уровня школьной мотивации и удовлетворенности учебно-воспитательным процессом


Изучение уровня адаптации к обучению в старшем звене


Изучение психологического портрета педагога-воспитателя

Отчет, выступление на педсовете «Повышение уровня учебной мотивации»

Аналитическая справка


Аналитическая справка


Коррекционно-развивающая работа

Один из наиболее сложных и ответственных видов деятельности педагога-психолога – психологическая коррекция.

Психолого-педагогическая коррекция – профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье. Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.

В ходе данной работы я:

  • разработала развивающие программы для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • выявляла психологические особенности ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

  • предупреждала возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Моя работа по психолого-педагогической коррекции строилась на принципах:

  • единство коррекции и развития, это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

  • единство возрастного и индивидуального в развитии;

  • единство диагностики и коррекции развития, которое отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены, эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы;

  • деятельностный принцип осуществления коррекции, который определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности;

  • подход в коррекционной работе к каждому ребенку. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы;

  • принцип коррекции "сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С.Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;

  • принцип системности развития психологической деятельности, который задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

Психолого-педагогическая коррекция строилась не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы я стараюсь не ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

Работа велась с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также в соответствии с учебным планом С(К)ОУ VIII вида. Кроме этого при выборе коррекционно-развивающих программ я ориентировалась на пожелания учителей и администрации

Коррекционно-развивающие занятия для младших школьников проводятся по адаптированным рабочим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности, усвоения сенсорных эталонов.

Групповые занятия в основном, проводились в игровой форме. В старших классах включаются игровые задания. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.

Занятия строила по определённой структуре, которая включает в себя:

  • эмоциональный настрой на работу (упражнения «Барометр настроения», «Эстафета хороших новостей», «Добрый взгляд, добрая улыбка, ласковые руки», «Азбука вежливости» и др.).

  • разминка, которая может включать элементы психогимнатики, гимнастики мозга, дыхательной, пальчиковой гимнастики, а также артикуляционные упражнения.

  • основная часть. В ней содержаться упражнения на развитие и коррекцию тех или иных функций и процессов.

  • рефлексия. Спрашиваю что понравилось, что не понравилось, что было особенно трудным, что было самым интересным.

- заключение.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектировались индивидуальные программа коррекционной работы..

  Помимо групповой работы использовала индивидуальные коррекционные занятия. Прежде всего, это занятия по развитию психических процессов.

Итогом введения в учебный процесс регулярных коррекционно-развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность является развитие у детей познавательных интересов. Ребенок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Эффективность коррекционной работы в школе заключается в создании целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Поэтому тесную связь я поддерживаю со всеми специалистами службы сопровождения и администрацией школы, и, конечно, учителями и классными руководителями. Необходимые советы, практические рекомендации получают и родители.

Психокоррекционная работа направлена в основном на стабилизацию психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, агрессивности, развитие навыков конструктивного общения, формирование адекватной самооценки, все это способствует успешной социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо упражнений на расширение самопознания, формирование адекватной самооценки, стараюсь использовать занятия с элементами тренинга (приложение 1).

Моё твёрдое убеждение, что коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение. 

Консультативно-просветительская работа

Консультативно-просветительская работа   направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.

Мною проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии самого себя.

Психологическое консультирование

Кол-во

консультаций

Педагоги

Обучающиеся

Родители (лица, их заменяющие)

63

19

41

3

Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией в целом невелико. Это объясняется низким уровнем образованности родителей, а также слабой заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Вместе с этим. Видно, что с каждым годом количество консультаций возрастает, что указывает на эффективность проводимой работы.

Информация об основной тематике консультаций


Перечень наиболее востребованных

консультационных тем

Консультации педагогов

  • консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;

  • консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:

  • консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;

  • консультации по способам и методам изучения личности ребёнка.

Консультации родителей

  • консультации по вопросам межличностных отношений в семье;

  • консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;

  • консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;

  • консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;

  • особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультации обучающихся

консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;

консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;

консультации подростков стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.

Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.

В ходе моей работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Мною был разработаны семинары для педагогов, выступления на педагогическом совете, педагогических чтениях и родительском лектории, беседы для учащихся.

Стендовая - просветительская работа позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации. Тематику я определяю по темам бесед, проводимых с участниками образовательного процесса: «Как учить уроки», «Родителям первоклассников» «Компьютер и ты».

В работе с родителями и обучающимися часто использую такой инструмент просветительской работы, как буклеты и памятки.

Таким образом, психологическое просвещение и консультирование — основный способ и одновременно одни из активных форм реализации задач консультативно-просветительской работы.

Психопрофилактическая работа

Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.

Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Так, участие в семинарах по профилактике дезадаптации обучающихся (1-х, 5-х классов). Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.

Участие педагога-психолога в работе школьного Совета профилактики помогает мне в решении вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей, имеющих те или иные трудности в воспитании и обучении. На Совете профилактики я доношу информацию до педагогов, родителей по тем или иным вопросам воспитания, освещаю последствия различного рода отклонений в поведении.

Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы.

Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников.

В ходе занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения. При проведении профилактической работы я стараюсь активно сотрудничать с различными организациями: библиотекой, городской больницей, КДПН и др.

Распространение педагогического опыта проводила через работу в методических объединениях, конференциях, семинарах (выступления, творческий отчёт, мастер-классы, открытые занятия и т.д), а также участие в профессиональных конкурсах.

п/п

Название

мероприятий

Тематика

Уровень

1

Участие в семинарах и работе городского методического объединения педагогов-психологов.

выступление на тему «Коррекционные программы»

Городской

школьный

2

Участие в экспериментальной работе школы «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства»

(муниципальный уровень)

материал для учителей «Использование элементов психогимнастики и мозговой гимнастики на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности»


Школьный

3

Городской семинар для директоров города на базе школы-интерната

Выступление с обобщением опыта работы по реализации коррекционных программ.

Городской

4

Областной семинар на базе школы-интерната

Мастер-класс

Областной

5

Участие в практических семинарах по адаптации уч-ся 5, 10 классов.

Результаты школьная диагностика

Школьный

6

Методическая помощь учителям.

Подбор материалов и литературы для проведения классных часов и родительских собраний. Выступления на ШМО классных руководителей.

Школьный

7

Участие в городской декаде инвалидов


«Образовательные программы в специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Городской

8

Выступление на педсоветах

«Имидж педагога»

«Формирование социально-значимых навыков на психологических занятиях»

Школьный

9

Открытые мероприятия на областных курсах повышения квалификации проходящих на базе школы-интерната

Мастер-класс (методы групповой работы с педагогами)

Областной


Самообразование

Темой по самообразованию в период с 2013-по 2014 уч.гг. является «Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога в специальной (коррекционной) школе».

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи – люди, окружающие ребенка. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.

Действительно, если мы понаблюдаем за учениками, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.

Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на педагога-психолога образовательного учреждения. Деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

  Была поставлена задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в МБОУ. Такая поддержка включала в себя следующие виды работы:

- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;

- комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

- создание благоприятного психологического климата в школе и семье;

- применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня на уроках.

Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.

В процессе групповой работы использовала приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам:

  • Ритуалы приветствия и прощания;

  • Психогимнастика;

  • Мозговая гимнастика;

  • Дыхательные гимнастики;

  • Упражнения на развитие психофизической регуляции;

  • Упражнения на развитие двигательной координации;

  • Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;

  • Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;

  • Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;

  • Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;

  • Релаксация.

Разработала правила здоровьесбережения на коррекционно-развивающих занятиях:

  • организация перерывов с использованием релакса­ционных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;

  • регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по сте­пени сложности (разминочная и заключительная ча­сти занятия должны быть более легкими, чем основная часть);

  • выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

  • контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рас­сматриваемого объекта и т. д.;

  • использование разнообразных дидактических, нагляд­ных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.

Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. На таких занятиях дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. Постепенно у детей формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки. И мы подводим детей к тому, что они должны принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. На занятиях детям составляют “Азбуку эмоций”, играют в такие игры, как “Корзинка добрых слов” (необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку, которую дети передают друг другу по кругу), “Мешок хороших качеств” (дети заполняют мешочек хорошими качествами человека), “Мне нравится, что ты…” (дети передают друг другу мяч, продолжая фразу: “Мне нравится, что ты…”), “Спасибо тебе”, “Путаница” (дети закрывают глаза, поднимают правую руку и берут руку товарища; потом поднимают левую руку и берут руку другого человека; после этого они открывают глаза; теперь их задача – распутать получившуюся путаницу). На наших занятиях дети учатся принимать участие в групповых дискуссиях и, конечно же, знакомятся с приёмами релаксации – упражнениями на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например, упражнение “Олени” – поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом “бросить”.

Всем нашим детям свойственно снижение познавательных процессов всех уровней. Учащиеся не в состоянии воспринимать весь материал, предложенный в данных программах. Поэтому в работе использовала их адаптированные варианты. Это подразумевает использование лишь части материала, предложенного авторами программ, и подача его в несколько упрощённом виде. С целью поддержания интереса детей и для повышения эффективности работы в занятия включаются разнообразные виды деятельности.

Наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами. В решении этого вопроса большая роль отводилась методикам, помогающим снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Здесь я использовала:

- Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния. Чаще всего во время занятий включаю различные музыкальные произведения как фон, помогающий мобилизоваться или, наоборот, расслабиться. При использовании ролевых игр музыка помогает ярче «войти» в образ и.т.д.

- Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях. Например, арома-масла лаванды использую для расслабления совместно с визуализациями или упражнениями на релаксацию. На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в теме «Вкус» использую арома-свечи с ароматом яблока, лимона.

- Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. Например, упражнение «Листопад», «Снежинки», «Зоопарк».

Также широко использовала элементы псмихогимнастики, пальчиковой и дыхательной гимнастики.

На психосоматическое состояние школьника оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения.

Формы работы, которые я применяла для работы с педагогическим коллективом, предоставили им возможность освоить и внедрить с учащимися методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  • Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня первоклассника: использование в практике таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми; игровое общение (подвижные игры на переменах)

  • Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания младших школьников, выравнивания психологического климата в классе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактика конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлектировать, повышают самооценку. В школе собрана картотека психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, застенчивость).

Таким образом, создание социально-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в моей деятельности.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся показал: снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение  уровня тревожности, агрессивности, конфликтности.

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в течение 2013-2014 учебного года психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось в достаточной мере. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В течение отчетного периода вносились изменения в содержание некоторых занятий индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ. Пополнялась методическая копилка кабинета педагога-психолога (подготовка раздаточного материала для занятий с детьми).

Но при этом отмечаются «слабые звенья» в психологическом сопровождении, такие как просветительском, профилактическом и профориентационном направлении.

В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год

Автор: Сучкова Марина Александровна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства