Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
Цель программы - создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы»
Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
Педагог-психолог школы
Матюшенкова Юлия Сергеевна
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г., миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование, как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка, социализацию и адаптацию всех детей в условиях современного общества, влечет за собой включение также детей с ОВЗ в этот процесс. В общеобразовательном учреждении необходимо создать доступную среду для детей с ОВЗ, обеспечить для них условия, способствующие социализации и адаптации. Соответственно, встает необходимость в создании адаптированных программ для детей с ОВЗ.
Нормативно-правовая база:
Конституция РФ
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)
Законодательные акты Российской Федерации в сфере образования (ФЗ № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 2 июня 1999 года; Закон ФЗ № 3266 «Об образовании» и др.)
Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
Цель программы - создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
Задачи программы:
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
Обеспечение детям с нарушением слуха возможности интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы разработки и реализации программы:
Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с нарушением слуха, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;
Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с нарушением слуха с учетом его образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания;
Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с нарушением слуха;
Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося;
Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения обучающегося с нарушением слуха по АОП.
Структура программы
Направления работы
Формы и средства
Ответственные
Диагностическое
Сбор анамнестической информации от специалистов ПМПК, родителей, педагогов, врача школы. Ведение учетных документов
Углубленная диагностика (при необходимости):
1)наблюдение за ребенком на уроках и переменах 2) собственно психодиагностика (интеллект, личность, аффективно-волевой компонент)
Психолог совместно с социальным педагогом
Аналитическое и прогностическое
Анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения ребенка. Составление рекомендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса
Психолог совместно с социальным педагогом
Коррекционное
Работа психолога направлена на развитие познавательных процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы, формирование социальных умений и совершенствование коммуникативных навыков у детей данной категории
Психолог
Психолого-педагогическое консультирование
Включение родителей в образовательный процесс;
Повышение их компетентности;
Консультации по проблемам воспитания в семье
Психолог
Методическое
Создание методической базы для организации работы с детьми с нарушением слуха
Психолог совместно с участниками образовательного процесса
Коррекционно-развивающее сопровождение глухих/слабослышащих учащихся направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс.
Такое сопровождение может осуществляться в двух направлениях. Первое направление - организация специальных индивидуальных и групповых занятий с неслышащими и плохослышащими школьниками, которые проводят сурдопедагог, специальный психолог и логопед. Второе направление осуществление коррекционно-развивающей деятельности учителем школы в процессе урока.
Работа специального психолога направлена на коммуникативных навыков у детей данной категории. Коррекционно-развивающая работа проводится психологом на индивидуальных занятиях, обязательных для всех детей, имеющих нарушения слуха, и групповых, в которых активно участвуют слышащие учащиеся.
Коррекционно-развивающий блок
Данная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида.
Программа рассчитана на преодоление у детей трудностей коммуникации на индивидуальных (коррекционных) занятиях.
Занятия по обучению ведению диалога включаются в каждую изучаемую тему по развитию слухового восприятия.
Занятия по работе с диалогом проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала).
Всего 34 занятия в год, 17 изучаемых тем диалога.
Продолжительность занятия 20 минут каждое.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная - (сентябрь), итоговая - (май).
№
Тема
Цель
Примерный перечень вопросов
Примерный словарь
1
Социальные институты:
«В кафе»
«В магазине»
«На вокзале»
«В зале ожидания»
«В гостинице»
«В ресторане»
Накапливать знания об окружающем мире;
формирование словесной речи, словесно-логического мышления;
прививать учащимся нормы речевого этикета;
помочь учащимся успешнее ориентироваться в социокультурных условиях;
овладение различными видами реплик, типичных для диалогической речи (просьба, ответ)
Закрепление умений речевого общения со сверстниками и взрослыми;
воспитывать желание общаться;
формирование навыков адаптивного поведения в обществе;
закрепление полученных речевых навыков на практике;
развитие восприятия речи на слух, зрительной памяти;
развитие общительности, преодоление страха общения;
обогащение словарного запаса;
Разрешите с вами познакомиться?
Чем вы занимаетесь?
Чем вы интересуетесь?
Давайте будем дружить.
Можно пригласить вас…?
Мы еще увидимся?
Давайте познакомимся, будем знакомы, очень приятно, расскажи о себе, общаться.
Контроль выполнения программы
Диагностика (вводная и итоговая) проводится по следующим критериям:
умение вести диалог на заданную тему или с целью получения информации;
составление диалога из рассыпного и деформированного текста;
моделирование ситуации;
самостоятельное формулирование вопросов;
ответы на вопросы по содержанию текста;
понимание речи собеседника;
восприятие отдельных слов, фраз.
Заключение
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности слабослышащего ученика, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи обучающихся, педагоги школы должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на каждом этапе работы. Только желание совместными усилиями помочь ребенку с нарушениями слуха социализироваться в обществе станет отправной точкой работы в этом направлении.
Список литературы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.
Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Образование, 1997. - 145с.
Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml [Инклюзивное образование в России]