kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы»











Адаптированная образовательная программа психологического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы










Педагог-психолог школы

Матюшенкова Юлия Сергеевна








Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г., миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование, как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка, социализацию и адаптацию всех детей в условиях современного общества, влечет за собой включение также детей с ОВЗ в этот процесс. В общеобразовательном учреждении необходимо создать доступную среду для детей с ОВЗ, обеспечить для них условия, способствующие социализации и адаптации. Соответственно, встает необходимость в создании адаптированных программ для детей с ОВЗ.

Нормативно-правовая база:

  • Конституция РФ

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

  • Законодательные акты Российской Федерации в сфере образования (ФЗ № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 2 июня 1999 года; Закон ФЗ № 3266 «Об образовании» и др.)

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.

Цель программы - создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Задачи программы:

  • Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

  • Обеспечение детям с нарушением слуха возможности интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

  • Оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы разработки и реализации программы:

  • Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с нарушением слуха, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

  • Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для  каждого ребенка с нарушением слуха с учетом его образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания;

  • Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с нарушением слуха;

  • Принцип интегрированного подхода -  предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося;

  • Принцип непрерывности -  гарантирует непрерывность педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

  • Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП  - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога,  администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения обучающегося с нарушением слуха по АОП.


Структура программы

Направления работы

Формы и средства

Ответственные

Диагностическое

Сбор анамнестической информации от специалистов ПМПК, родителей, педагогов, врача школы. Ведение учетных документов

Углубленная диагностика (при необходимости):

1)наблюдение за ребенком на уроках и переменах 2) собственно психодиагностика (интеллект, личность, аффективно-волевой компонент)

Психолог совместно с социальным педагогом

Аналитическое и прогностическое


Анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения ребенка. Составление рекомендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса

Психолог совместно с социальным педагогом

Коррекционное


Работа психолога направлена на развитие познавательных процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы, формирование социальных умений и совершенствование коммуникативных навыков у детей данной категории

Психолог

Психолого-педагогическое консультирование


Включение родителей в образовательный процесс;

Повышение их компетентности;

Консультации по проблемам воспитания в семье

Психолог

Методическое


Создание методической базы для организации работы с детьми с нарушением слуха


Психолог совместно с участниками образовательного процесса


Коррекционно-развивающее сопровождение глухих/слабослышащих учащихся направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс.

Такое сопровождение может осуществляться в двух направлениях. Первое направление - организация специальных индивидуальных и групповых занятий с неслышащими и плохослышащими школьниками, которые проводят сурдопедагог, специальный психолог и логопед. Второе направление осуществление коррекционно-развивающей деятельности учителем школы в процессе урока.

Работа специального психолога направлена на коммуникативных навыков у детей данной категории. Коррекционно-развивающая работа проводится психологом на индивидуальных занятиях, обязательных для всех детей, имеющих нарушения слуха, и групповых, в которых активно участвуют слышащие учащиеся.

Коррекционно-развивающий блок

Данная программа была разработана с учетом программы Т.С. Зыковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида.

Программа рассчитана на преодоление у детей трудностей коммуникации на индивидуальных (коррекционных) занятиях.

  • Занятия по обучению ведению диалога включаются в каждую изучаемую тему по развитию слухового восприятия.

  • Занятия по работе с диалогом проводятся 1 раз в неделю, по 1-3 занятия на каждый диалог (в зависимости от сложности речевого материала).

  • Всего 34 занятия в год, 17 изучаемых тем диалога.

  • Продолжительность занятия 20 минут каждое.

  • Диагностика проводится 2 раза в год: вводная - (сентябрь), итоговая - (май).

Тема

Цель

Примерный перечень вопросов

Примерный словарь

1

Социальные институты:


«В кафе»

«В магазине»

«На вокзале»

«В зале ожидания»

«В гостинице»

«В ресторане»

Накапливать знания об окружающем мире;

формирование словесной речи, словесно-логического мышления;

прививать учащимся нормы речевого этикета;

помочь учащимся успешнее ориентироваться в социокультурных условиях;

овладение различными видами реплик, типичных для диалогической речи (просьба, ответ)

Где находится?

На какой улице …?

Как пройти…?

Сколько стоит…?

Что вам предложить?

В какой кассе покупаешь билет?

Меню, официант, посетитель, блюда, заказ, счет, будьте добры.

Продавец, товар, примерочная, стоимость, чек.

Перрон, железнодорожный, касса, электричка, платформа.

2

Семья


«Моя семья»

«Моя родословная»





Расширять жизненный опыт учащихся;

воспитывать доброту и отзывчивость к своей семье;

обогащение словаря по теме;

развитие выразительной и эмоциональной речи, закрепление в речи элементов интонации;

отработка труднопроизносимых слов, коррекция звукопроизношения;

Сколько человек в твоей семье?

У каждого члена семьи есть свои обязанности?

В чем помогают твои родители?

Какие традиции есть в вашей семье?

Родители, члены семьи, обязанности, поручения, конфликты, проблемы, традиции.

Родословная, предки, древо. Помогают, заставляют, уважение, брать пример.

3

Мир увлечений


«Мое хобби»

Расширять знания о событиях и явлениях окружающей жизни;

мотивировать учащихся на увлечение разными видами деятельности;

развивать умение наблюдать;

формирование умений составлять тексты по вопросам и из собственного опыта;

закрепление произносительных навыков;

Чем ты занимаешься в свободное время?

У каждого человека есть любимое занятие, увлечение.

Любимое занятие, увлечение, хобби, кружки, секции, коллекция, коллекционер, увлеченный человек.

4

Здоровый образ жизни


«Спорт»

«Увлечения»

«Спортивные игры»


Углублять и систематизировать знания учащихся о видах спорта, о ведении здорового образа жизни;

развивать умение пространственной ориентировки;

закреплять навыки правильного воспроизведения звуков;

развитие описательно-повествовательной речи;

Что значит вести здоровый образ жизни?

Как нужно закаливать организм?

У тебя есть вредные привычки?

Закаливать организм, укреплять здоровье, правильное питание, употребление алкоголя, наркотиков. Вредные привычки, тренировка, заниматься спортом.

5

Профориентация


«Я выбираю профессию»

«В мире профессий»

«Все работы хороши»

Систематизировать знания о мире профессий;

расширение словаря по теме;

формирование умений высказывать суждения;

развитие словесного, логического мышления;

развитие речевой памяти;

ориентировать учащихся на правильный выбор профессии;

воспитывать культуру общения;

При выборе профессии нужно учитывать свои интересы и способности?

Для освоения профессии важно получение знаний и опыта;

Профессия, способности, увлечение, опыт, выпускники, специальность


6





















Знакомство


«Давайте познакомимся»

«Будем знакомы»

Закрепление умений речевого общения со сверстниками и взрослыми;

воспитывать желание общаться;

формирование навыков адаптивного поведения в обществе;

закрепление полученных речевых навыков на практике;

развитие восприятия речи на слух, зрительной памяти;

развитие общительности, преодоление страха общения;

обогащение словарного запаса;

Разрешите с вами познакомиться?

Чем вы занимаетесь?

Чем вы интересуетесь?

Давайте будем дружить.

Можно пригласить вас…?

Мы еще увидимся?




Давайте познакомимся, будем знакомы, очень приятно, расскажи о себе, общаться.

Контроль выполнения программы

Диагностика (вводная и итоговая) проводится по следующим критериям:

  • умение вести диалог на заданную тему или с целью получения информации;

  • составление диалога из рассыпного и деформированного текста;

  • моделирование ситуации;

  • самостоятельное формулирование вопросов;

  • ответы на вопросы по содержанию текста;

  • понимание речи собеседника;

  • восприятие отдельных слов, фраз.



Заключение

Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности слабослышащего ученика, включение его в общественно полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи обучающихся, педагоги школы должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на каждом этапе работы. Только желание совместными усилиями помочь ребенку с нарушениями слуха социализироваться в обществе станет отправной точкой работы в этом направлении.


















Список литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-2 вида. Авт. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 2003.

  2. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Образование, 1997. - 145с.

  3. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха / под ред. Солодовниковой А.Н. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 150 с.

  4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml [Инклюзивное образование в России]

  5. РИА новости http://ria.ru/disabled_know/20130830/959635715.html#ixzz3mfnZO3fa



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Матюшенкова Юлия Сергеевна

Дата: 21.10.2018

Номер свидетельства: 481463

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства