Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Подготовка педагогов к работе с выпускниками детского дома".»
МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга»
Занятие с элементами тренинга «Подготовка педагогов к работе с выпускниками детского дома».
Авторы: Гай Екатерина Сергеевна,
педагог-психолог МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга»
Миляева Алёна Сергеевна,
педагог-психолог МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга»
Юрга 2017
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодняшнее занятие посвящено подготовке к работе с выпускниками детского дома.
Для начала мы предлагаем вам выполнить упражнение «на знакомство» и положительный настрой.
1.Упражнение «Все знают, что… Никто не знает, что…».
Время выполнения 5-7 минут.
Каждый участник по очереди произносит фразу: «Все знают, что… Никто не знает, что…», и добавляют о себе какой-либо факт. Например: Все знают, что я работаю в детском доме, но никто не знает, что я мечтала стать певицей.
Начнём по часовой стрелке.
2. Упражнение "Кто позвонил?"
Время: 6-15 минут.
Данное упражнение научит владеть интонацией в общении. Упражнение относится к классу упражнений на развитие коммуникативных навыков. Инструкция:
1 - Сейчас я раздам вам карточки, на них написаны названия разных эмоций. Не показывайте свои карточки другим участникам.
2 – Произнесите фразу «Здравствуйте, я Вас слушаю», с такой интонацией, которая соответствует эмоции, написанной на карточке.
3 – Вся группа должна угадать, какую эмоцию хотел передать участник. Обсуждение. Вопросы: 1 Легко ли удавалось угадывать эмоции? 2 Кому из участников особенно легко получалось передавать эмоции при помощи интонации? 3 В вашем личном опыте случалось ли такое, что позвонив по телефону в какую-либо организацию, вы сразу определяли настроение собеседника? 4 Как бы вы оценили уровень и профессионализм вашего собственного телефонного общения? Список эмоций: 1 Энтузиазм 2 Волнение 3 Усталость 4 Желание помочь 5 Уверенность 6 Заинтересованность 7 Спокойствие 8 Холодное равнодушие 9 Веселье 10 Грусть 11 Подозрительность 12 Злость 13 Недовольство 14 Страх 15 Разочарование 16 Сожаление 17 Удивление 18 Отрешенность 19 Радость 20 Игривость 21 Самоуверенность
3. Упражнение «Четыре возраста».
Время выполнения 30 минут.
Уважаемые педагоги, вам нужно выполнить четыре небольших рисунка людей разного возраста:
1) ребенок,
2) подросток,
3) взрослый,
4) пожилой человек.
На выполнение этой части задания даётся 10 минут.
Время вышло, теперь вам необходимо объединиться в группу, проанализировать свои рисунки и дайте характеристику каждого возраста, ответив на вопросы:
- Что в этом возрасте человеку важнее всего?
- Какие в этом возрасте есть уникальные возможности, которых нет ни в каких других возрастах?
- Что чаще всего делает людей этого возраста более счастливыми? (7-10 мин).
Теперь выберете 4 человека из группы, которые представят характеристику каждого возраста. (Представителям дается слово для того, чтобы озвучить перед общей аудиторией найденные варианты ответов.) (10-15 минут)
Психологический смысл упражнения
Упражнение создает предпосылки для более осознанного и осмысленного взгляда на собственный жизненный путь, способствует поиску ресурсов, уникальных для каждого из возрастов, и установлению взаимопонимания с людьми, находящимися на других этапах жизненного пути.
Обсуждение
Размышляя об этом упражнении, что вы могли порекомендовать, чтобы более результативно общаться с представителями каждого и возрастов, найти взаимопонимание с ними?
Как вы думаете, в чём состоят уникальные возможности именно вашего возраста?
Как вы сами изменились, и ещё будете меняться при переходе от возраста к возрасту?
4. Упражнение «Умение слушать».
Цель этого упражнения – развить коммуникативные навыки, получить обратную связь относительно того, умеем ли мы слушать друг друга. Итак, выполнение упражнения сводится к следующей последовательности:
1 Все участники группы делятся на пары. Если кому-то пара не досталась – он может присоединиться к любой группе в качестве зрителя.
2 Теперь в каждой паре участники рассказывают о себе в произвольном формате, либо на темы, заданные тренером: хобби, о своей малой родине, о своих родителях, о последнем просмотренном фильме и т.д.
3 Затем пары объединяются в четверки. На этом этапе каждый по очереди должен рассказать другой паре то, что он услышал от своего собеседника.
Перед началом выполнения упражнения участники не знают про эту часть упражнения. И соответствующая инструкция даётся непосредственно перед выполнением этой части упражнения.
4 Затем все участники снова объединяются в группу и проводится обсуждение того – насколько у кого хорошо получилось воспроизвести услышанное, а у кого не очень. И стараемся в группе прийти к выводам – что способствовало лучшему запоминанию и воспроизведению услышанного материала.
На выполнение потребуется примерно 15 минут.
5. Итоговое упражнение.
Сегодня вы замечательно поработали. Чтобы подвести итоги и настроить себя на положительные эмоции, мы предлагаем вам выбрать по одной карточке. Прочтите то, что на ней написано. Настройте себя на позитив и положительные эмоции.
6. А наше занятие мы бы хотели завершить притчей.
«Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.
– Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? – удивился Ученик.
– Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую – она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка, - сказал Мастер.
«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.
Живите набело! У жизни нет черновиков…
Источник:
Грецов А.Г. "Тренинг креативности для старшеклассников и студентов" — СПб.: Питер, 2008