Сдача единного национального тестирования - очень актуальный вопрос в настоящее время. задача социально-психологической службы заключается в том, чтобы максимально разрядить обстановку в момент подготовки и сдачи тестирования. Наш проект заключается в объединении педагогов, родителей и учащихся в решении данной проблемы. Мы предлагаем практические советы, тренинговые занятия и психологические разминки. Данный проект заслушивался на районном этапе ярмарок педагогических идей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга: "Нас ждет ЕНТ" »
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Солтүстік Қазақстан облысының білім Басқармасы
Аққайың ауданы
У.М.Ахмедсафин атындағы Совет орта мектебі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Северо-Казахстанской области
Аккайынский район
Советская средняя школа имени У.М.Ахмедсафина
НАС ЖДЕТ ЕНТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВЫПУСКНИКОВ К ЕНТ.
Конкурс инновационных образовательных проектов – 2014:
«Инновационные образовательные технологии – главный ресурс развития района»
Номинация: «Инновации в обучении»
Социальный педагог
Бекмуратова Г.С.
Трудовое 2014
Абстракт
на инновационный образовательный проект по теме:
«Нас ждет ЕНТ»
Социальный педагог Советской средней школы имени У.М.Ахмедсафина
Бекмуратова Гульфира Сериковна
Цель проекта: Объединение оптимальных форм и методов социально-психологической подготовки выпускников школы к ЕНТ, отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к ЕНТ, повышение уверенности в себе,в своих силах при сдаче ЕНТ.
Гипотеза: Обучение новым технологиям, целью которых является формирование позитивных установок, помогает эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.
Методы исследования:
Изучение психологической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка и проведение тренинга личностного самосовершенствования;
3. Использование материалов по психологическому консультированию перед экзаменом;
4. Выборка рекомендаций по психологической адаптации участников ЕНТ.
5. Исследование результатов проведенных мероприятий.
Значимость и актуальность работы:
Сдача экзамена в формате ЕНТ становится все более значимой, а порой единственной формой аттестации при поступлении в ВУЗы. Каждому старшекласснику необходимо определенное время для качественной подготовки к экзамену. Адаптация учащихся к новой форме аттестации должна проходить постепенно, в течение всего обучения в школе. Но для наилучшей концентрации, в непосредственный год перед сдачей, важен психологический настрой. Поэтому реализация проекта возможна и необходима в каждом учебном заведении.
Введение.
Поскольку сдача ЕНТ с каждым годом принимает все более широкий размах и проблема психологической готовности к экзамену становится крайне актуальной, в науке должна вестись разработка программ, позволяющих целостно или частично решать данную проблему. Для успешной адаптации к государственной (итоговой) аттестации на мой взгляд необходимо формировать следующие компетенции:
Здоровьесберегающие:
- формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов;
- выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- формирование и развитие у учащихся навыков саморегуляции и самоконтроля при подготовке к экзаменам;
Учебно-познавательные:
- фронтальную подготовку учащихся, предоставляющую им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕНТ и направленную на выработку индивидуального стиля работы.
Социокультурные:
- привлечение родителей, ознакомление их со спецификой ЕНТ.
Последовательная реализация данных компетентностей позволит выпускникам активно включиться в сдачу единого государственного экзамена и использовать полученный опыт в дальнейшей жизни.
Цель работы: Объединение оптимальных форм и методов социально-психологической подготовки выпускников школы к ЕНТ.
Задачи проекта:
1.Рассмотреть трудности при сдаче ЕНТ.
2.Исследовать психологические и социальные проблемы адаптации к ЕНТ, выявить учащихся «группы риска».
3.Организовать психологическое сопровождение учащимся школы , в период подготовки и сдачи ЕНТ:
Гипотеза: Обучение новым технологиям, целью которых является формирование позитивных установок, помогает эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.
Методы исследования:
Изучение психологической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработка и проведение тренинга личностного самосовершенствования;
3. Использование материалов по психологическому консультированию перед экзаменом;
4. Выборка рекомендаций по психологической адаптации участников ЕНТ.
5. Исследование результатов проведенных мероприятий.
2.Формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
1.Теоретическая часть.
Весной у учащихся 9-11 классов наступает самый ответственный момент – сдача выпускных экзаменов, в том числе и единого национального тестирования (ЕНТ) – сравнительно нового по форме и содержанию. Целями ЕНТ являются организация государственного контроля качества общего образования на заключительном этапе и обеспечение всем желающим равного доступа к высшему образованию. Экзамен назван «единым», так как обеспечивается возможность совмещения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений со вступительными испытаниями в учреждения высшего и среднего профессионального образования. От итоговых результатов зависит будущее, возможность реализовать себя, занять определенную социальную нишу.
Данный период напряженной работы, эмоционального подъема, полный тревоги ожиданий можно назвать стрессовым в жизни выпускников и их родителей. Напряжение во время подготовки и сдачи экзамена можно сравнить с работой на пределе физических возможностей. Как защитная реакция, стресс стимулирует, помогает сконцентрироваться здоровым учащимся, но эмоционально-неустойчивых учащихся, (и тем более больных) приводит в ступор. Абсолютно здоровых детей сейчас не более 30%, а среди выпускников - менее 10%. Принимая непосредственное участие в процедуре проведения ЕНТ достаточно много случаев с признаками нервного перенапряжения, стрессового состояния, неадекватного поведения учащихся во время самого экзамена. В некоторых случаях требуется немедленная медицинская помощь. Поэтому особенно важно помочь старшеклассникам адаптироваться к сдаче ЕНТ, чтобы повысить эффективность подготовки к экзаменам.
Выше изложенное, позволяет обозначить актуальность проблемы адаптации старшеклассников к сдаче Единого национального тестирования.
Для решения данной проблемы необходим компетентностный подход. Одной из ключевых компетентностей общего образования является компетенция личностного самосовершенствования, которая направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Модель личностного самосовершенствования включает в себя следующие характеристики компетентного ученика: ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Практическая часть
Возможные трудности при сдаче ЕНТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности мы предлагаем преодолеть через:
знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого национального тестирования для повышения интереса к результатам ЕНТ;
повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Эти задачи могут быть решены с помощью предлагаемой нами программы по формированию психологической готовности к ЕНТ. При разработке программы особое внимание уделялось следующим моментам:
1.созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта учеников и для усложнения и обогащения этого опыта;
2. органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;
3.бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы.
План работы социально - психологической службы
по психологической поддержке выпускников во время подготовки и сдачи ЕНТ по программе «Формула успеха» с учащимися 11 классов и их родителями в ходе реализации проекта: «Нас ждет ЕНТ»
Цель программы:
Оказание психологической помощи учащимся в подготовке к сдаче ЕНТ
Задачи:
познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕНТ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов.
Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.
№
Мероприятия
Сроки
Анкетирование родителей и педагогов на «Определение детей группы риска перед ЕНТ».
« Плюсы и минусы ЕНТ: объективный взгляд на экзамен». Тренинговое занятие. 1 час
Сентябрь
Диагностическое исследование учащихся по анкете «Эмоциональная напряженность»
Диагностическое исследование типа мышления по методике "Тип мышления»
Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга:
« Плюсы и минусы ЕНТ: объективный взгляд на экзамен». Тренинговое занятие. 1 час
Октябрь
Способы снятия нервно-психического напряжения.
Тестирование выпускников по «Стресс -тесту»
Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга:
« Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене»? Тренинговое занятие. 1 час
Ноябрь
Родительское собрание: «Подготовка к ЕНТ»
Анкетирование учащихся по выявлению и изучению отношения к учителям предметникам, проводящим подготовку к ЕНТ.
Проведение релаксационных упражнений с возможностью расслабиться и набраться оптимизма и уверенности в себе.
« Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене»? Тренинговое занятие. 1 час
Декабрь
Приложение №2
Родительское собрание: «Готовим детей к ЕНТ».
Работа по подготовке психологического настроя и мотивации к углубленному изучению предмета. «Страшные последствия безобидной зубрежки».
Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга: «Нас ждет ЕНТ». 1 час
Январь
Приложение №1
Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
Психологические советы учителям:
«Приемы проявления человеческой теплоты учителя к детям».
Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга: « Уверенность на экзамене». 2 часа
Февраль
Творческие задачи на формирование обще логических умений учащихся при подготовки к ЕНТ
Март
Формирование уверенного поведения и самообладания во время стрессов.
Апрель
Проведение коррекционно - тренинговых упражнений для снижения тревожности и стресса перед ЕНТ.
Май
Заключение:
Ситуация сдачи ЕНТ для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по разному. С чем это связано? Конечно, с тем насколько выпускники уверены в своих силах. Иногда бывает так – и ученики действительно хорошо выучили материал, и вдруг на ЕНТ возникает чувство, что все забыли в голове мечутся какие – то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
Возможные трудности при сдаче ЕНТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Единое национальное тестирование радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки учащихся.
Именно в этот момент активно включается и сопереживает с ребятами социально-психологическая служба школы, которая поможет преодолеть неприятные ситуации при помощи психогимнастических упражнений, развивающих переключаемость в целом; а также игр и заданий, развивающих навыки оперирования понятиями и переключения. Предоставит информацию о том, что такое ЕНТ, поможет осознать, что оценка ЕНТ не имеет фатального значения, тем самым способствуя большей уверенности. Не просто предоставит информацию о процедуре ЕНТ, но и поможет снижению у старшеклассников напряжения и тревоги.
Используемая литература:
1.Журавлев Д. Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание? /
/ Народное образование - 2003г.– № 4.
2. “Жизненные силы”. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
3. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты И.В.Вачков. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
4. Психология. Разработки занятий. /сост. Мухаметова Р.М.. Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006. -128 с.
5. “Жизненные силы”. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
6. Шевцов С.А. Горе от ума // Школьный психолог - 2006. - № 8
Приложение № 1
НАС ЖДЕТ ЕНТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ К ЕНТ.
Занятие с элементами тренинга для выпускников 11 класса
Цель: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к ЕНТ, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче ЕНТ.
Социальный педагог:
Жизнь – это вечный экзамен,
Да жаль, расписания нет.
И в жизни мы часто тянем
Невыученный билет.
И вспоминаем старательно,
задумчиво в пол глядим,
Но некому подсказать нам:
Мы с жизнью один на один
Психолог:
Ситуация сдачи ЕНТ для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по разному. С чем это связано? Конечно, с тем насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – и вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на ЕНТ возникает чувство, что все забыли в голове мечутся какие – то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче ЕНТ.
Но прежде чем перейти к нашей беседе, я предлагаю вам немного поиграть.
Вам надо выбрать соответствие и описать ситуацию. ЕНТ – это…
( слово учащимя 11 класса)
Социальный педагог:
ЕНТ.Успешность его сдачи. От чего же она зависит.
Факторы, влияющие на успех: уровень знаний, Эмоциональная способность выдержать экзамен,умение преодолевать трудности.
Психолог:
" Эмоции - это ветер,который надувает паруса. Он может привести корабль в движение,а может потопить его"
Вольтер
Учитесь владеть своими эмоциями
Социальный педагог: Предлагаю вам провести тренинг: Закончи предложение
Откровенно говоря,
когда я думаю о предстоящем ЕНТ, то….
Когда я волнуюсь, то…
Когда я не могу собраться с мыслями, то…
Когда я прихожу на консультацию…
Когда я готовлюсь к ЕНТ…
Психолог: Как подготовиться психологически к ЕНТ?
Не терять головы и не ставить перед собой сверхзадач.
Начинать готовиться к ЕНТ заранее.
Сначала повторить то, что даётся легко, затем перейти к более сложному
Настроить себя на то, что ЕНТ – необходимость и сдавать его всё равно придётся.
Социальный педагог: Как поддержать работоспособность?
1.Чередовать умственный и физический труд
2.Беречь от переутомления глаза, давать им отдых
3.Научиться быстро переключаться с одного вида умственной работы на другой
4.Минимум телевизионных передач
5.Минимум работы на компьютере
6.Знать свои слабые стороны и пытаться их искоренять (н-р, лень…)
7.Знать свои сильные стороны и умение их использовать на благо себе
9.Организовать своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало во время работы
Психолог:
Как подготовиться к ЕНТ при хорошей зрительной памяти
1. Подчёркивать опорные (ключевые места)
2. Фиксировать их на маленьких карточках
3.Составить план
4.Составить опорную схему или таблицу
5. Закрыть глаза и мысленно воспроизвести то, что запоминалось
6. На карточки крупно , разными цветами выписать основные понятия или
формулы, развесить их по стенам, чтобы
они всегда были перед глазами
Если память слуховая
Читайте вслух
Начитайте трудный материал на аудио-кассету и периодически прослушивайте
При чтении и прослушивании чётко проговаривать слова с небольшими паузами.
Приучить себя пересказывать вслух, но не заучивайте наизусть
Можно попытаться зарифмовать трудное в небольшие стихотворения или присказки
Ученица 11 класса: Аргументы в пользу:
Долгожданный миг – я закапываю в землю вечнозеленое деревце, голосеменное хвойное растение, предки которого появились в карбоновом периоде палеозойской эпохи эволюции жизни на Земле. Откуда я это знаю??? Когда сдашь биологию, как предмет по выбору, в речи проблескивают оттенки знаний. Каждый день пытаешься выбрать из чего-то, знать бы еще из чего… Поток формул, правил, законов, таблиц…
Каждый раз думаешь: « Сдам – не сдам, сдам – не сдам…». Нервно теребишь книгу в руках, пытаясь найти ответ на извечный вопрос: « Как выучить, что либо, не выучив этого?..» Живешь - ждешь пробные тесты… А ведь еще выбрать нужно кем будешь, когда все закончиться! Еще есть ВУЗ, который ты не выбрал, город в котором этот ВУЗ, факультет, который ( вот совпадение!) тоже нужно выбрать… С каждым новым пробным тестированием твои показатели то, упрямо подскакивают вверх, то ( вот незадача), стремительно падают вниз… А почему?
« Не задавай глупых вопросов», говорит тебе твоя нервная система, которой уже нет… Поэтому все в образование!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЕНТ!!!
Социальный педагог:
А как правильно питаться в период подготовки к ЕНТ. Питание должно быть:
Четырёхразовое, богатое витаминами
Предпочтение молочным продуктам, овощам, фруктам
Включить в питание белок (мясо и рыбу)
Не питаться всухомятку и на скорую руку
Улучшает память морковь с растительным маслом
Каждый день половинку репчатого лука (улучшает снабжение мозга кислородом)
Пить травяные чаи (н-р., мяты)
Лимон освежает мысли за счёт витамина С
Капуста снимает нервозность
Банан поддержит хорошее настроение
Советы социального педагога:
Перед экзаменом следует хорошо выспаться, собраться с мыслями
Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю
Входите в аудиторию спокойно. Не паникуйте, будьте уверены, что у вас всё получится.
Советы психолога
Просмотрите вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь
Когда приступаете к новому заданию, сосредоточьтесь на нём и временно забудьте о предыдущем
Обязательно оставьте время для проверки своей работы.
Психолог:
И в заключение нашей встречи я предлагаю всем участникам тренинга принять участие в упражнении – релаксации: «Я – своими глазами»:
(Виржиния Сатир)
Сядьте удобнее, расслабтесь. Закройте глаза и представьте себе огромное зеркало, где вы видите свое отражение. Вспомните каждую черточку своего лица, ваши глаза, их цвет, улыбнитесь медленно и всмотритесь в свое лицо, как оно улыбается. Запомните – это ощущение спокойствия и тихого счастья, зафиксируйте его и сохраните в памяти. Не открывая глаза, повторяем за мной вполголоса:
« Во всем мире нет никого в точности такого же как Я. Есть люди в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне. Мое тело, включая все, что оно делает, мое сознание, включая все мои мысли планы. Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть. Мои чувства, какими бы они не были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость. Мой голос – громкий или тихий, мои действия, обращенные к другим людям или к самому себе. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне и поэтому, Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я дружу с собой и люблю себя. Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источник того, что озадачивает меня и узнать все больше и больше новых вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент – это мое. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим мне и сохранить, то что кажется нужным и открыть что-то новое в себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить, действовать. Я имею все, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе и поэтому Я уверен в себе. Я знаю, что у меня все получится. Я – это Я. И Я – это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!!!!!!!!! (Теперь открываем глаза.)
А на память о нашей встрече мы хотим вам раздать памятки с пожеланиями старшекласснику.
1.Как быть, если что-то взгрустнулось?
Печаль или скука проснулась?
А может, расслабился малость,
Окутала сладкая жалость?
2.Возможно, безделье мешает,
Грустить и хандрить заставляет?!
Тоска, словно мошка заела!
Давай разберемся, в чем дело!
3.Ты болен? Да нет, все в порядке,
Но времени жаль для зарядки!
Буквально сползаешь с постели,
И солнца лучи надоели!
4.Так, где же «собака зарыта»?
Все тайнами мрака покрыто!
Да нет, все какраз очень просто:
Пора интенсивного роста.
5.Взрослеть- непривычно ужасно,
Хотя интересно и классно!
Становишься выше и больше,
Гуляешь значительно дольше.
6.Не плачешь, не злишься напрасно,
Теперь все понятно и ясно.
Но хочется действовать все же,
Что делать? Как сложно! О, боже!
7. Начни с мелочей, постепенно,
Поверь, жизнь пройдет не мгновенно!
Получится все, что захочешь,
Добьешься всего, что пророчишь!
8.Представь, что ты- взрослый и сильный
Красивый, активный, мобильный,
Что ты- образован, воспитан,
И в меру смешлив и упитан.
9.Успехи в делах и везенье,
Зависят всегда от терпенья!
Еще, плюс здоровье в квадрате,
Ну, что ж, вот, пожалуй, и хватит!
10.Желаем мечтать, удивляться,
Шутить и задорно смеяться!
Быть смелым, пытливым и стойким,
Настырным, отважным и бойким!
Приложение № 2
Анкетирование учащихся: «ЕНТ – глазами учащихся».
1.Ф.И.О.
2. Ваше отношение к ЕНТ?
3. На ваш взгляд такая форма сдачи экзаменов труднее или легче, чем традиционный экзамен?
4.Каким должно быть основное требование к выпускнику в подготовке к ЕНТ?
5.Какое чувство возникает у вас, во время беседы о предстоящем тестировании?
6.На сколько сегодня вы уверены в своих силах?
7.ЕНТ или обычные экзамены? Что предпочли бы вы?
8.Есть ли у вас своя определенная схема работы в подготовке к тестированию?
9.Вызывает ли у вас тревогу, волнение предстоящая сдача ЕНТ?
10.Считаете ли вы, что делаете все необходимое в подготовке к ЕНТ?
Оглавление:
Введение. 3-4 стр.
1.Теоретическая часть – 5-6 стр.
2.Практическая часть – 6- 8 стр.
Заключение – 9 стр.
Используемая литература – 10 стр.
Приложение №1 – 11 – 16 стр.
Приложение № 2 – 17 стр
Мое выступление на проекте:
Салеметсызбе! Здравствуйте уважаемые коллеги!
Я предоставляю вашему вниманию проект:
НАС ЖДЕТ ЕНТ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВЫПУСКНИКОВ К ЕНТ.
Сдача экзамена в формате ЕНТ становится все более значимой формой аттестации при поступлении в ВУЗы. Каждому старшекласснику необходимо определенное время для качественной подготовки к экзамену. Адаптация учащихся к данной форме аттестации должна проходить постепенно, в течение всего обучения в школе. Но для наилучшей концентрации, в непосредственный год перед сдачей, важен психологический настрой.
Цель проекта: Объединение оптимальных форм и методов социально-психологической подготовки выпускников школы к ЕНТ, отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к ЕНТ, повышение уверенности в себе,в своих силах при сдаче ЕНТ.
Гипотеза: Обучение новым технологиям, целью которых является формирование позитивных установок, помогает эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни.
2.Формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Возможные трудности при сдаче ЕНТ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности мы предлагаем в ходе реализации проекта преодолеть через:
1. знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого национального тестирования для повышения интереса к результатам ЕНТ;
2. повышение сопротивляемости стрессу в результате: а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
3.развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Эти задачи могут быть решены с помощью предлагаемой нами программы по формированию психологической готовности к ЕНТ.
Итак в ходе реализации нашего проекта мы работаем с выпускниками школы по программе «Формула успеха».
В ходе реализации данного проекта работа проводится по трем направлениям: работа с выпускниками, с родителями и учителями- предметниками. Я предлагаю примерный план работы, в который входят такие мероприятия как занятия с элементами тренинга: ЕНТ. Плюсы и минусу. ЕНТ. Уверенность в себе. Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене»? А также практические советы, рекомендации родителям и учителям предметникам.
Заключение:
Ситуация сдачи ЕНТ для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по разному. С чем это связано? Конечно, с тем насколько выпускники уверены в своих силах. Иногда бывает так – и ученики действительно хорошо выучили материал, и вдруг на ЕНТ возникает чувство, что все забыли в голове мечутся какие – то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
Такая форма экзамена как единое национальное тестирование требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки учащихся. Поэтому реализация данного проекта возможна и необходима в каждом учебном заведении.