Выступление педагога- психолога на родительском собрании: Жестокое обращение. Насилие в семье.
Выступление педагога- психолога на родительском собрании: Жестокое обращение. Насилие в семье.
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога- психолога на родительском собрании: Жестокое обращение. Насилие в семье. »
Вид разработки: родительское собрание
Тема: Жестокое обращение. Насилие.
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: педагог-психолог, родители
Тема собрания: Жестокое обращение. Насилие в семье.
Цели собрания:
Познакомить родителей с проблемой жестокого обращения и насилия в семье.
Формировать у родителей культуру взаимопонимания в семье.
Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Тип занятия: Родительское собрание
Используемые учебники и учебные пособия:
Вельтищев Д. Ю.Насилие и здоровье населения России. Статистический обзор. Московский НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ. 7 июля 2003.
Синягина Н. Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях. М.:РАГС, 1995. – 112 с.
3. Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Т. 1 /Под. ред. В. В. Козлова. Ярославль,2000.
Используемое оборудование:
Анкета, цветные карандаши и бумага.
Организация родительского собрания:
подготовка приглашений для родителей;
подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания;
подготовка памяток для родителей.
План собрания:
Вступительное слово. Разминка.
Основная часть.
Понятие Насилия
Статистика
Ошибки родителей
Типы и формы насилия
Заключительная часть
Индивидуальная работа родителей
Решение родительского собрания
Анкетирование
Ход собрания
Вступительное слово педагога-психолога.
Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. Тема моего выступления очень важна – «Жестокое обращение. Насилие в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы воспитания.
Статистика говорит о том, что:
насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;
ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
в 2014 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);
около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
В нашем районе2014 году взрослыми в отношений несовершеннолетних совершено 8 преступлений ,по сравнению с прошлым годом это в 2раза больше: 3 преступления из них это побои и рукоприкладство, но меня шокирует другое 2 случая это развратные действия в отношении несовершеннолетних.
Есть о чем задуматься!
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести.
. В последние годы на моем горизонте все чаще появляются дети, поведение которых поначалу наводит на самые печальные мысли - настолько они агрессивны, неуправляемы, неадекватны. Родители пытаются обратиться к психоневрологу, чтобы получить медикаментозную помощь. Ведь порой родители так проникнуты либерализмом, что им легче пойти к врачу и пичкать ребенка таблетками, нежели поменять свои установки. И не понимают, что это ошибки их родительского воспитания, а вернее попустительства и вседозволенности. Вроде бы созданы сверхкомфортные условия проживания и воспитания, а на деле - жесточайшая психологическая травма ребенка.
Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущены, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребёнок захватывает в семье привилегированное положение. Ему всё дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребёнку тем, что “ им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживёт в своё удовольствие”. И растёт в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становиться очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка – дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система ребёнка. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребёнка неврастеника.
Другая ошибка родителей - строгая, до жестокости, власть над ребёнком с раннего возраста. В детстве ребёнок познаёт все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нём самые жестокие средства воздействия. Очень часто причиной жестокого отношения к ребёнку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что дети не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимых новых действий, инертности временных нервных связей. А родители ждут от ребёнка сиюминутного подчинения, беспрекословного выполнения требований, оказывая на ребёнка непосильное для него давление. Основные психические напряжения и «трудное» поведение появляются у ребёнка в так называемые кризисные периоды его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической и духовной структуре формирующейся личности. Чем раньше родители разберутся в этой обстановке, тем будет меньше вероятность возникновения напряжений и деформаций в психическом и нравственном развитии ребёнка, необходимости в силовых методах воспитания.
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, развитие его как личности. Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам – с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души.
Таким образом, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не следует пускать процесс воспитания на самотёк и в более старшем возрасте также оставлять повзрослевшего ребёнка наедине с самим собой. Очень важно, чтобы то, чему мы учим, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.)
Одним из важнейших условий воспитания детей установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу.
Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей вырастают тревожные дети, честолюбивые родители порой так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, несдержанный агрессивный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей .
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
В конце хочу зачитать вам одну притчу:
Притча "Когда я был молод".
Когда я был молод, и моё воображение не знало границ, я мечтал изменить мир. Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я умерил свои желания и сосредоточился на своей стране. Но и в своей стране я ничего не смог изменить. На закате дней я из последних сил попытался изменить хоть что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей , но, увы, и они меня обманули. И вот, лёжа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда ,возможно следуя моему примеру изменилась бы моя семья, и с её поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть и весь мир.
Или
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение.
А в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Главное в нашей жизни — это семья. Дети святы и чисты, нельзя делать их игрушкою своего настроения.
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Благодарю вас за внимание!
Заключительная часть
Решение родительского собрания.
Благодарю вас за участие в родительском собрании и предлагаю считать пунктами решения собрания, следующие советы родителям. Приложение 1
Памятка для родителей
«Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним?»
Когда ребенок рассказывает вам о насилии.
Отнеситесь к ребенку серьезно.
Попытайтесь оставаться спокойным.
Успокойте ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Ты в этом не виноват»; «Не ты один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Я постараюсь сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности». Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него.
Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Не откладывайте сообщение в соответствующие органы. Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом властям.
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно
Приложение 2
Анкета для подростков
«Жестокость, насилие и дети»
Ваш пол:
Мужской Женский
Возраст:
Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?
Да физическое; Нет
эмоциональное
сексуальное
4. Проявляли ли вы жестокость по отношению к сверстникам?
Да Нет
Испытывали ли вы насилие по отношению к себе дома?
Да Нет
Пытались ли вы защитить себя?
Да Нет
10.Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии или жестоком поступке по отношению к вам?
Друзьям
Родителям Психологу в школе
Учителю Медицинскому работнику школы
Брату или сестре Никому
Затрудняюсь ответить
Приложение 3
Анкета для родителей
Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?
Что может послужить поводом в вашей семье для наказания?
Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?
Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?
Как долго помнит ребёнок наказание?
Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Приложение 4
Индивидуальная работа родителей.
Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают.
- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?