Сценарий агитационного мероприятия по профилактике ВИЧ, СПИД
Агитбригада группы волонтеров
«Мы вместе»
Актуальность выбранной темы:
За последние десятилетия здоровье российских подростков заметно ухудшилось. Статистические показатели различных видов заболеваний выросли почти на 40 %. При этом быстрыми темпами росла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), включая ВИЧ.
Распространение ВИЧ обусловлено рядом фактов. Одним из них является рискованное половое поведение: раннее начало половой жизни, беспорядочные половые контакты, пренебрежение средствами личной защиты. Другой важный фактор – злоупотребление алкоголем и наркотиками.
В нашей стране 70- 80 % ВИЧ - инфицированных – подростки и молодежь в возрасте 15- 25 лет. Увеличивается доля ВИЧ - инфицированных женщин, имевших половые беспорядочные связи, растет количество детей, рожденных от таких матерей.
Поэтому сдерживание рискованного поведения подростков – важнейшая задача превентивного обучения. Среди специалистов нет однозначного мнения относительно программ по предупреждению ВИЧ. СПИДа в образовательных учреждениях. С одной стороны, основную информацию о ВИЧ учащиеся получают на уроках биологии и основ безопасности жизнедеятельности. Такое информирование несет медицинские и биологические ведения, опирается на научно установленные факты и легко осуществляется в рамках традиционной методологии обучения. С другой стороны, этот подход явно недостаточен: исследования показывают, что информирование о ВИЧ и СПИДе не меняет поведенческих установок подростков и не влияет на процесс принятия решений в отношении здоровья. Поэтому воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих предполагает обращение учреждений образования к групповым, активным, методам обучения.
Цели мероприятия:
Вовлечение детей из неблагополучных семей в волонтерское движении;
Повышение информированности учащихся;
Содействие духовно - нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике ПАВ
Задачи мероприятия:
Предоставить объективную, научно обоснованную информацию о ВИЧ, СПИДе.
Способствовать формированию навыков ответственного поведения в отношении к своему здоровью;
разработка мероприятий первичной профилактики вредных привычек в образовательном учреждений; апробация мероприятий профилактики вредных привычек детей подросткового возраста, особенно из неблагополучных семей; обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы.
1.Сформировать у детей следующие конструктивные навыки взаимодействия:
*умение безопасно и эффективно общаться;
*умение понимать и выражать свои чувства;
*умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.
2.Способствовать выработке у детей защитных личностных качеств:
*уверенности в себе;
*честности;
*открытости;
*чувства юмора.
и навыков:
*умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
*умения принимать решения;
*умения преодолевать кризисные ситуации.
Контингент участников:
обучающиеся 5-11-х классов; дети из социально-неблагополучных семей
Ожидаемые результаты:
работа рассчитана на работу с обучающимися общеобразовательной школы, детей из социально-неблагополучных семей;
на уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушению и злоупотреблению наркотиков;
формирование у детей нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни:
формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Кратко о внедрении разработки:
Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.
Данная работа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации. То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.
При реализации программы используются различные формы работы, с детьми, их родителями. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Социальный мониторинг позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде.
Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой - это одно из приоритетных направлений.
Учитель должен находит убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках.
Методы и приемы работы:
Работа с детьми.
В работе с детьми предполагается использовать огромное количество наглядного материала, а том числе через презентации, устные журналы и выступления антинаркотических агитбригад, проведение конкурсов рисунков антинаркотической направленности и пропаганда здорового образа жизни. Использование в работе видеофильмов о пагубной страсти, о ее последствиях.
При реализации используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.
Учебная деятельность:
Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой.
Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, в школе реализуется школьная учебная программа антинаркотического воспитания.
Суть этого направления заключается в том, что вся учебная деятельность средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.
Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни и никогда не употреблять наркотические, психотропные и другие вредные вещества, пагубно влияющие на здоровье.
Волонтерские отряды
Организация тренингов, шоу, агитбригад, конкурсов рисунков. Проведение тематических дискуссий. Выпуск агитационных плакатов и стенгазет.
Работа с родителями.
Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).
Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы такие как: родительские лектории, круглые столы, индивидуальные консультации и привлечение родителей к участию в антинаркотической школьной программе.
Индивидуальная работа.
При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.
Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях школы. Проведение уроков здоровья. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.
Необходимое оборудование:
(технические средства, музыкальное сопровождение и т.д.) футболки с логотипом «СПИДу – НЕТ» , музыкальное сопровождение (по желанию); таблички с надписью: смерть, СПИД, алкоголь, курение, наркотики, жизнь, здоровье, любовь, счастье; имитация сигарет шприца; выпуск буклетов и изготовление красных лент.
Необходимое оборудование:
(технические средства, музыкальное сопровождение и т.д.)
футболки с логотипом «СПИДу – НЕТ» , музыкальное сопровождение (по желанию); таблички с надписью: смерть, СПИД, алкоголь, курение, наркотики, жизнь, здоровье, любовь, счастье; имитация сигарет шприца; выпуск буклетов и изготовление красных лент.
Методические рекомендации:
Системность - построение деятельности базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.
Активность в усвоении информации
Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.
Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.
Порциальность- профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации. Длительность выступления: 15-20 минут. Кол-во обучающихся 5-11 классы, дети из социально-неблагополучных семей.
Ход мероприятия:
Голос. В этом замкнутом круге, крути – не крути,
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире – прийти и уйти…
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
Ребята (хором) Мы! (выбегают дети, строятся в 2 шеренги)
1 уч. Здравствуйте взрослые!
2 уч. Здравствуйте, дети!
3 уч. Здравствуйте все, кто живёт на планете!
4 уч. Здравствуйте, дяди!
5уч. Здравствуйте, тёти!
6 уч. Давайте забудем на миг о работе!
7уч. На сцене не шутки и не приколы…
8 уч. Волонтеры Петровской школы!
9 уч. К чему сегодня будем призывать?
10 уч. Напомним мы про то…
Все: Что каждый должен знать!
1 уч. Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать и не иначе…
2 уч.Чтоб оставить в жизни добрый свет,
И решить все трудные задачи!
3 уч. Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
4 уч. Проблема 21 века –
Как уберечь на Земле человека?
(Из глубины на свет движется человек в черном балахоне - это монах. Он останавливается в круге света, читает молитву).
Монах. Господи, помоги всем нам, помоги, не оставь, прислушайся к мольбам моим! Человечество шагнуло в третье тысячелетие, не задумываясь о будущем, не зная, что ждет его через четверть века. СПИД - это твоя кара, и это послал ты нам, как спасение против глупости и беспечности, а мы не поняли, продолжаем жить, не задумываясь о завтрашнем дне, о детях, продолжаем предаваться порокам: алкоголю, наркотикам, - радуемся доступности удовольствий и безнаказанности. Помоги, Господи, подскажи, как жить нам дальше, подскажи, какое покаяние нужно, чтобы простил Ты грехи наши, что сделать, чтобы наши дети вновь увидели солнце, вновь научились жить, любить, смеяться, свободно дышать... Взываю к Тебе, к Твоей милости. (Монах падает ниц)
1 ученик: Не думай ты о СПИДе свысока!
Наступит время, сам поймешь, наверное.
Он просвистит, как пуля у виска,
Перечеркнув всю жизнь в одно мгновение!
О СПИДе говорить нам есть резон.
И бить в колокола, кричать о смерти нам!
2 ученик: А СПИДом заболеть не есть позор,
А есть беда у нашего столетия!
Пока еще не поздно, нужно нам
Вести борьбу за право на бессмертие,
Чтоб человечество могло
Войти без СПИДа в новое столетие!
5 уч. 1декабря – всемирный день борьбы со СПИДом . Все люди нашей планеты в этот день говорят решительное НЕТ страшной болезни, унесшей миллионы жизней, болезни под названием СПИД!
6 уч. СПИД... От него умирает каждый заразившийся человек.
7 уч. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона.
8 уч. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин
против СПИДа. Единственная мера защиты — профилактика. А узнать, сколько
тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом страшно.
9 уч. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное
летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то — длиннее.
Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения:
СПИД — это далеко, СПИД — это не у нас, СПИД — все же редкость...
10 уч. Сегодня в потоке событий, человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что
она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-
инфицированных, в том числе и детей. Сотни тысяч никому не известных людей, а
завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!
(На сцену выходят Юноша и Девушка)
Девушка. Пусть мы с тобой еще юны.
Возможно даже дети
Как будто даже и за сны
Еще мы не в ответе…
Но день придет, и каждый миг
Сегодняшних деяний
Воскликнет: «Вот вас и настиг!»
И очень больно станет.
Юноша. Ведь нам отцами с вами быть
(И мамами конечно!)
Но можем нынче мы убить
Всех поколений вечность!
Есть смысл один у жизней всех:
Продлиться в наших детях.
И счастье их, любовь и смех
Всего милей на свете!
Из глубины сцены выходит ребёнок между юношей и девушкой.
Малыш. Что это?
Девушка: Это мир, малыш, это жизнь.
Юноша: Ну, иди, иди смелее, шагай.
Малыш проходит ближе .
Девушка: Иди…, а я, я так боюсь за него, так боюсь за наш мир! И не позволю никому, ничему ужасному, плохому, дурному коснуться его.
(девушка и юноша уходят, малыш остаётся один, к нему с одной стороны выходят СПИД, смерть, алкоголь, наркотики, табак, а с другой – жизнь, здоровье, любовь, счастье)
СПИД (выходит ломаясь) Я здесь! Я рядом! Среди вас! Моими станете рабами; Лекарства нет еще сейчас, Число больных растет с годами. (Обращается к свои «коллегам».) А вы, мне преданные слуги, И вы, развратницы подруги, Вершите черные дела, Чтоб слава обо мне пошла!
(Жизнь, здоровье, любовь, счастье по очереди, отгоняя пороки):
Жизнь. Нет! Не позволим, не дадим! Пороки злые победим!
Счастье. Вы молоды, сильны, красивы. И вправе сами выбирать... Здоровье. В здоровье долго жить счастливо. Или о болезнях умирать! Любовь. А с кем ты - с нами или с ними, Подумай, прежде чем решить! Жизнь. Тебе с пороками такими. На свете долго не прожить!
Счастье И если ты все-таки сомневаешься...
Любовь Призадумайся...
Здоровье Испугайся...
Жизнь Ужаснись...
Счастье И не пробуй никогда!!!
Прими наш девиз -
Вместе: XXI век - без пороков.
Малыш. Не хочу я смириться с судьбой
И скажу всем девчонкам, Мальчишкам: «Постой! Эти игры со смертью. К беде приведут. И для жизни, для счастья Ничего не дадут». И совет мой, наверное, Очень простой, Скажем, дружное «НЕТ» Этой смерти пустой. Будет счастлив по-своему. Каждый из ВАС, Чтоб костер этой жизни. Никогда не погас!
1 уч. Как страшно жить в кромешной тьме! Свой путь ты правильно найди. 2 уч. Чтобы всегда тебе и мне. Был свет надежды впереди. 3 уч. У всех есть выбор: быть или не быть – Земля в цветах или огонь в потемках. 4 уч. Нельзя нам так бездушно хоронить. То, что на свете вверено потомкам!
5 уч. И мы повторяем на всех языках: «Тревога! Проснитесь, люди! 6 уч. Спасенье планеты в наших руках – Другого шанса не будет!»
10 уч. Пока планета еще жива, Пока о зимах мечтают весны, На жизнь предъявим свои права. Пока не поздно! Спасём от СПИДа людей живых - Пусть мирно спится под небом звездным. Здоровье будет у молодых. Пока не поздно! Пусть сигареты и алкоголь Нас не подкупят, братья и сестры! Уйдут печали, покинет боль. Пока не поздно!
7уч. Давайте жить интересно, ведь, сколько удовольствия можно получать от занятий спортом, танцами, музыкой, а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и, случается, меньше всего берегут.
8 уч. Волонтеры завершают выступление!
9 уч. Вас приглашаем присоединяться!
10уч. Мы показали в нашем выступлении
Все вместе: Здоровье - это главное богатство!
1 уч. Жизнь даётся лишь одна.
2 уч. Здоровой быть она должна!
3 уч. Образ жизни здоровый веди!
Если ты с нами, давай выходи!
4 уч. Я выбираю здоровье и спорт!
5 уч. Я выбираю теннисный корт!
6 уч. Мы выбираем лес и палатку!
7 уч Для волейбола, футбола площадку!
Я выбираю лёд и коньки!
8 уч. А я в бассейне всех впереди!
9 уч. Мы выбираем чистое небо,
10 уч. Мы выбираем удачу, победу!
Все вместе: В наши ряды смелее вставай!
Здоровую жизнь ты выбирай!
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Результат: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ПАВ среди несовершеннолетних.
Критерии достижения результата:
Работа с различными источниками информации о современном комплексе проблем в области распространения рискованных форм поведения среди несовершеннолетних, способствующих возникновению и развитию ПАВ;
Результат: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ПАВ среди несовершеннолетних.
Критерии достижения результата:
Инициирование педагогами (обучающимися, родителями) мероприятий по усилению профилактической работы и участие в их реализации.
Формирование и развитие активов в целевых группах, в том числе добровольческого движения в подростково-молодежной среде, направленного на профилактику распространения ПАВ.
Результат: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.
Критерии достижения результата:
Расширение межведомственного сотрудничества в сфере построения активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.
Результа : Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Критерии достижения результата:
Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач, усиление потребности в достижении цели, рост мотивации к здоровому образу жизни в конце обучения по сравнению с исходным в начале обучения.
образу жизни.
Результат: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков).
Критерии достижения результата: Знает что такое ассертивность. Применяет навыки ассертивного поведения.
Результат: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения.
Список использованных источников:
Печатная литература:
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2002
Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. Серия «в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/ составитель серии Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – Изд-во «Эфлакс», 2003.
Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися – Ростов н/Д, 2001
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Веб - документы:
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ: РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГА
А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.Ю. АЛЕКСАНДРОВА М.: Медиа-Сфера, 1996.– Всероссийская виртуальная энциклопедия PORTALUS.RU.mht
Бюллетень «контакт» №16, № 25, 2005г- http://contact.tobinfo.org/p/