Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Вежливость, культура, этикет"»
Тема: "Вежливость. Культура. Этикет"
Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
И. Гете
Вступление
Педагог: Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.
Мини-лекция : факты из истории
На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях; где не остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем. Больного посещайте, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово"
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
I. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
Педагог. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
- Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная - в саду.
- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.
- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Педагог. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерный ответ детей:
- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.
Классный руководитель. Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.
Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
- Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.
- Можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети (хором). Культурным.
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
- Это значит соблюдать правила культурного поведения.
- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Педагог. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
Примерные ответы детей:
- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
- Того, который ничему не учился.
- Того, которого никто не уважает.
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.
II. Работа в группах. Проблемные вопросы
Педагог. Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
На нашей планете живет семь миллиардов человек. Каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но постоянно происходят вооруженные конфликты и войны.
На земле мы постоянно наблюдаем, как проявляет себя добро и зло. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.