Тренинговое занятие на тему: «Виртуальный мир: возможности и опасности»
Тренинговое занятие на тему: «Виртуальный мир: возможности и опасности»
Тренинговое занятие нацелено на умение осознавать и исследовать различные возможности и опасности, которые таит Всемирная сеть, распознавать их и справляться с ними, а также на возвращение ценности мира реального- реальных отношений, реальных достижений, реальных переживаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие на тему: «Виртуальный мир: возможности и опасности»»
Государственное учреждение
образования «Гимназия №2 г.Минска
имени О.В.Новицкого»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
тренингового занятия на тему:
«Виртуальный мир: возможности и опасности»
Автор: педагог-психолог
Севрюкова Олеся Сергеевна
МИНСК, 2024
АННОТАЦИЯ
Интернет и социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Обладая несомненными преимуществами, такими, как возможность получать большое количество информации, найти своих друзей и общаться с людьми по всему свету, виртуальный мир таит в себе и скрытые опасности.
Тренинговое занятие нацелено на умение осознавать и исследовать различные возможности и опасности, которые таит Всемирная сеть, распознавать их и справляться с ними, а также на возвращение ценности мира реального- реальных отношений, реальных достижений, реальных переживаний.
Современные технологии занимают все больше места и времени в нашей жизни. Многое из нашей повседневной жизни, из мира реального переходит в мир компьютерный, виртуальный: обучение, работа, покупки, общение и мн. др. Интернет дает неограниченные возможности для познания мира. Будучи активными пользователями интернета, мы сталкиваемся с огромным потоком информации. Как мы распознаем правду и вымысел, на что ориентируемся, чьему мнению доверяем?
Зачастую подростки отлично ориентируются в виртуальном мире, занимают в нем определенное положение, имеют большой круг общения. А в реальном мире все обстоит совсем не так, и то же общение, например, вызывает большие сложности.
Виртуальный мир все больше и больше захватывает подростков. Один из наиболее частых вопросов, с которыми к нам обращаются родители: «Как отвлечь подростка от компьютера и заинтересовать его чем-нибудь другим?». Изъять компьютер из жизни подростка - значит попросту лишить его части этой самой жизни и вызвать сложности в учебе и социальной адаптации. Существующие сейчас игры -очень разные, есть среди них и вполне серьезные, которые помогают наладить контакт со сверстниками, тоже играющими в эту игру. Собираясь в команды, ребята преодолевают трудности и проходят испытания, пусть и пока виртуальные. Многие знакомства начинаются в интернете, а продолжаются в реальности. Важно увидеть в сети Интернет не только опасности, но и возможности для развития подростка, а главное -часть нового мира, в котором ребятам предстоит жить.
Задача тренингового занятия «Виртуальный мир: возможности и опасности» -научить подростков осознанно использовать интернет-ресурсы, помочь ребятам понять, что мы получаем, замещая реальное общение виртуальным, и научить применять успешные навыки и стратегии виртуального мира в реальной жизни, рассмотреть сходства и различия реального и виртуального миров: что доступно в виртуальном мире, а в реальности -нет, и наоборот.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Разминка
Обсудите с участниками, что они вкладывают в понятие «виртуальный мир», в чем различия между виртуальным и реальным мирами. Что они могут сделать в виртуальном мире, но не могут в реальном? В каких ситуациях они обращаются к виртуальному миру?
Расскажите участникам об эксперименте, который проводился с подростками (приложение 1). Обсудите его в кругу. Какие чувства возникали во время рассказа? Чем ребята обычно занимают свое свободное время? Предложите домашнее задание — попробовать повторить эксперимент самостоятельно.
Упражнение «А что было до…»
Попросите ребят назвать примеры перехода вещей из реального мира в мир виртуальный (например, телефонные книжки, письма, книги, дневник). Обсудите плюсы и минусы перехода.
Предложите ребятам провести небольшой эксперимент прямо на занятии. Для этого потребуется отказаться от всех гаджетов на время упражнения- соберите устройства в коробку и поставьте в центр круга. Обратите внимание участников на то, что важно прислушиваться к своим ощущениям и возникающим чувствам. Побудьте в тишине 10-15 минут.
Обсудите этот процесс:
- Какие чувства возникали?
- В какой именно момент захотелось взять гаджет?
- Что в реальной жизни может его заменить?
Упражнение «Информационный поток»
Предложите ребятам попрактиковаться в выборе информации- чему можно верить, а что нужно проверить. Выберите из группы четверых добровольцев. Их задача -рассказать по очереди свою историю. При этом двое рассказывают правдивые истории, а двое- «утку». Группа должна угадать, кто какую историю рассказал.
Вы можете предложить ребятам прочитать готовые истории или придумать собственную. Обычно подростки с удовольствием придумывают и рассказывают свои истории.
Обсудите с участниками:
- В какой момент появились сомнения?
- Какие детали помогли определить неправдивую историю?
- Повлияла ли фигура рассказчика на отношение к истории?
Упражнение «Возможности и опасности»
Скажите учащимся, что в любом явлении можно выделить как позитивную, так и негативную стороны. Так, например, интернет может быть полезным при поиске информации по учебе, для знакомства и общения с людьми из других городов и стран. Играя в компьютерные игры, можно сбросить напряжение и агрессию без вреда для себя и окружающих. Можно найти любимые фильмы и музыку. Но при этом в интернете много опасностей: искаженная и недостоверная информация, специально обученные люди, провоцирующие на конфликты или вербующие в опасные организации, «развод» на деньги и т.д.
Предложите ребятам вспомнить про их любимый виртуальный ресурс (это может быть сайт, социальная сеть, форум, игра и т.д.). Пусть каждый прорекламирует свой ресурс. Расскажет, чем он привлекателен, что полезного участник находит в нем для себя и как это можно найти в реальном мире. Какие есть опасности в этом ресурсе.
Предложите ребятам рассказать о своих достижениях в виртуальном мире. Это могут быть высокие результаты в игре; получение большого количества лайков; участие в форумах или создание своей группы в социальной сети. Обсудите с участниками, как эти достижения помогают в реальной жизни, какие качества и навыки они развивают. Например, умение знакомиться в социальных сетях может облегчать знакомства в школе или во дворе, а умение отстаивать свою позицию на форумах упрощает общение с учителями.
Упражнение «За и против». Рефлексия.
Для следующего упражнения нужно разделить группу на две подгруппы. Первая группа будет защищать виртуальный мир и высказывать аргументы в его поддержку, а вторая- приводить аргументы против.
Предложите группам разойтись в разные стороны, чтобы не мешать друг другу. На подготовку дается 10-12 минут. По истечении времени команды садятся напротив друг друга и по очереди высказывают аргументы в защиту своей позиции.
Обсудите с участниками:
- Согласны ли они с той позицией, которую отстаивали в упражнении?
- Какие новые плюсы и минусы они нашли в обсуждаемом виртуальном мире?
- Изменил ли кто-нибудь свое отношение к виртуальному миру?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, Интернет значительно облегчил нам жизнь. В нем много положительных, но и немало отрицательных моментов. Интернет позволяет сегодняшним подросткам за считанные секунды находить в сети ответы на любые вопросы. Часто это очень помогает в процессе обучения. Сейчас в учреждениях образования часть заданий предусматривают использование компьютера и интернета, поэтому, конечно, просто необходимо уметь с ним работать.
Однако хорошо, если подросток забивает в строку поиска вопрос, связанный только с получением образования и получает то, что искал. Конечно, есть и опасности. Поэтому важно помочь подростку познакомиться с миром интернета, увидеть себя в виртуальном пространстве глазами других; посоветовать ему, что можно делать, если сложно выйти в реальный мир, и как найти связь между виртуальным миром и реальным, - так, чтобы интернет был для подростка помощником, а не врагом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007.
2. Кривцова С.В., Рязанова Д.В., Пояркова Е.А., Байдакова О.И., Зеликман Ю.А., Крыжановская С.С., Лунин В.В. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками. - М.: Генезис, 2022.
3. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. -М.: Генезис, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Эксперимент
Подросткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самими собой без возможности пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). Им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные дети чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. Дети должны были прийти на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать свое состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели лишь трое-одна девочка и два мальчика.
У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые панические атаки. У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы-тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезли практически у всех к началу второго-третьего часа. Только 10 человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Публиковать эти записи она не стала.
Что делали подростки? Во время эксперимента они:
-готовили еду, ели;
-читали или пытались читать;
-делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
-смотрели в окно или шатались по квартире;
-вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента/ но они решили, что продавцы -не в счет);
- складывали головоломки или конструктор «Лего»;
-рисовали или пытались рисовать;
- мылись;
- убирались в комнате или всей квартире;
- играли с собакой или кошкой;
- занимались на тренажерах или делали гимнастику;
- записывали свои ощущения или мысли, писали письма на бумаге;
- играли на гитаре, пианино (один - на флейте);
- трое писали стихи или прозу;
- один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
- одна девочка вышивала по канве;
-один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
- один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
-одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;
-одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. 63 подростка признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без...», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно...», «слезть с иглы» и т.д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля (с перерывом на еду и прогулку с собакой). Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, автор эксперимента испугалась. Гипотеза подтвердилась... И важно учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.