Просмотр содержимого документа
«Тренинг-урок для подростков на тему : "Толерантность"»
Ход занятия
Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдать твои надежды, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
«Молитва о встрече» Перед началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таким образом, образуются 4 группы. Зачитывает учитель эпиграф занятия. Сегодня у нас с вами необычный разговор и посвящен он будет толерантности. Но прежде давайте поздороваемся. 1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон) 2 группа – синие жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку) 3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами) 4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.
В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности.
Ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте познакомимся! Поиграем в игру "Звали, зовут, будут звать..."Когда я был маленький меня звали.. сейчас меня зовут ...а когда вырасту, меня будут звать.. Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, чувствовать, стараться никого не обижать. Итак, я надеюсь вы все запаслись хорошим настроением, желанием высказываться и позитивно относиться друг к другу. Наш класс - одна маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. А что же для этого нужно? Послушайте притчу и вы поймете. Притча "Ладная семья" Обсуждение притчи. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь Прощение Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Обсуждение притчи.
• ДРУЗЬЯ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ЖЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПЛОЧЕННОЙ ДРУЖНОЙ КЛАССНОЙ СЕМЬИ? • Каким одним словом мы можем назвать все те качества, которые вы назвали?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Игра «Дополни» Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые слова.
* быть терпимым к окружающим; * уважать людей, их мнения, религию; * принимать других такими, какие они есть; * понимать многообразие культур нашего мира. Работа в группах Распределите предлагаемые черты толерантной и интолерантной личности на 2 группы. Уважение мнения других; доброжелательность; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость, любознательность; снисходительность; доверие, непонимание; игнорирование; нетерпимость; пренебрежение; раздражительность; равнодушие; агрессивность.
Толерантная личность Интолерантная личность
уважение мнения других непонимание
доброжелательность игнорирование
желание что-либо делать вместе агрессивность
понимание и принятие нетерпимость
чуткость, любознательность пренебрежение
снисходительность раздражительность
доверие равнодушие
Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.
Учитель (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Выступления учащихся о толерантном и интолерантном поведении в современном мире.
Они приводят примеры и делают выводы:
* потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»; * потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения; * потому, что продолжает расти подростковая преступность; * потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные! Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других. Коллективная форма работы.
Игра «Подойдите, у кого….». Но в чём же мы похожи?– русый цвет волос; – родился осенью; – в имени есть буква А; – любит мороженое.
Японский театр, или Театр Кабуки» Работа в группах.Эта игра способствует сплочению участников и является хорошей разминкой.
Участники разбиваются на две команды. Инструкция: «Все вы знаете игру «Камень, ножницы, бумага». В ней камень побеждает ножницы, ножницы - бумагу, а бумага - камень. Предлагаю вам сыграть в похожую игру, только команда на команду. Будет несколько раундов, перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать ее участники (каждый из команды - одну и ту же!). Потом команды строятся в параллельные шеренги лицом друг к другу (ширина пространства между шеренгами около 2 м) и по отмашке ведущего изображают ту фигуру, которую каждая из них выбрала. Фигуры три: самурай, дракон, японская принцесса. Самурай делает так... (ведущий изображает выпад вперед с махом мечом сверху вниз и пронзительным криком), дракон делает так... (шагает вперед, вздымает лапы и свирепо ревет), а принцесса так...(на лице «японская» улыбка, руки по швам, ладони отведены и держатся параллельно полу, ноги вместе и чуть согнуты. Принцесса быстро семенит мелкими шажочками и пищит «ти-ти-ти-ти-ти»). Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона». После каждого раунда ведущий оглашает победителя и общий счет.
Эта игра усиливает межкомандное соперничество, поэтому ее можно применять перед другими командными играми, где от участников требуется азарт и дух соперничества. Обычно проходит очень весело.
Работа в парах. Игра «Самолетик». 4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод:Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Индивидуальная форма работы.
Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции). Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Рисунки можно вывесить на стену. Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.
Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения. Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку. Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. И все же как же быть … Если.. у каждой группы свой вопрос.
Групповая форма работы
Итак, «Что делать, если…»: • Я переехал на новое место и пришел в новый класс. • Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища. • Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей. • У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.
Вывод: Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.
4. Заключительная часть
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”- Станьте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение. Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Я начинаю: … я желаю тебе здоровья) (Предложения ребят- послать SMS-сообщение со словом «Добро» на номер 5541., помогая детям, нуждающимся в срочной помощи) - Спасибо. Я желаю вам мира и добра.