Тренинг с подростками:
«Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства».
Цели:
-повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
-повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
-развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
-развитие способности к самоанализу.
-показать, какими способами можно сделать общение толерантным.
Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах.
Позитивный настрой на работу: на доске развешаны смайлики – настроения. Задача каждого участника, выбрать тот смайлик, который соответствует его настроению на начало занятия. Обсудить, почему у него такое настроение? Что испортило его настроение?
Ход занятия.
1. Упражнение «Построиться по росту»
Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту. Группа может сделать несколько попыток.
2. Упражнение «Аплодисменты»
Процедура проведения. Участники сидят по кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.) Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Основное содержание занятия
3.Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день».
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.
Процедура проведения.Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как – то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу.
4. Упражнение «Волшебная лавка».
Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, любознательность (слова, написанные на больших листах). Все определения висят на доске. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие – нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет.
Рефлексия занятия.
Ведущий в конце занятия снова обращается к смайликам-настроения. Изменилось ли настроение каждого участника тренинга? Что помогло изменить настрой?
-Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?
-Легко ли было обнаружить в себе какие – нибудь положительные черты, способности и похвалить себя?