Просмотр содержимого документа
«Тренинг на сплочение детского коллектива "Когда мы едины-мы коллектив"»
КГУ «Специальная школа - интернат № 1 «Өркен»»
управления образования акимата Жамбылкой области
Музычук Александра Владимировна
Педагог-психолог
Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива
«Когда мы едины – мы коллектив»
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата.
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей.
Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Режим работы: 30 минут.
Структура тренинга:
Приветствие – 2 минуты.
Разминка – погружение – 2 минуты
Основная часть - 20 минут
Рефлексия – 4 минут
Итог занятия – 2 минуты
Ход тренингового занятия:
Приветствие.
Принятие правил работы в группе.
Разминка – погружение.
Основная часть:
Упражнение «Собери картинку».
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Объелись меда».
Упражнение «Счет до пяти».
Упражнение «Наш класс»
Рефлексия.
Итог занятия.
Ход занятия
1. Приветствие.
Цель: Установление контакта с детьми.
Упражнение «Здравствуйте»
Психолог: «Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на занятии. Вы сегодня, с утра конечно, уже приветствовали друг друга. А так как у нас сегодня немного необычное занятие, я предлагаю вам поздороваться ещё раз, но на этот раз без слов, одними прикосновениями.
Давайте поздороваемся друг с другом, как принято в некоторых странах.
Например:
в России принято пожимать друг другу руку;
в Италии – горячо обниматься;
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
-Молодцы ребята, а теперь присаживайтесь на места.
2. Принятие правил работы в группе.
Психолог:Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы
привыкли. Поэтому давайте обозначим основные правила работыв группе. Список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение других.
Я – высказывание (начинать свою речь со словами «Я»).
Быть активными.
Говорить по одному.
3. Разминка – погружение Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Потопайте те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
Поменяйтесь местами те, кто любит смеяться;
Похлопайте в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин».
Психолог: -Как вы понимаете эту пословицу? (когда люди помогают друг другу, то им легче справиться с делом или трудностью, чем одному. Один человек без помощи друзей, товарищей редко добивается успеха)
- Как вы считаете на что будет направлен наш тренинг? О чем мы будем говорить?
4.Основная часть.
Психолог: Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение «Когда мы едины – мы коллектив». На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом, речь пойдет о единстве коллектива.
- А что такое «коллектив»?
Коллектив – это группа лиц, работающих в одной организации, или учащихся в одном учреждении, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, интересов.
-Что же такое сплоченность? Как вы думаете?
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
- Какой коллектив называют сплоченным?
- Дружный, единодушный, организованный коллектив называют сплоченным.
- Ребята, а как вы думаете, ваш класс сплоченный?
- Чтобы это узнать, давайте выполним наше первое упражнение и оно называется «Собери картинку»
Упражнение “Собери картину”
Психолог: - Ребята, вы получаете фрагмент картинки, ваша задача: совместными усилиями соединить все фрагменты, собрать все картинки.
- Что вы собрали? (Цветы.)
- Легко было работать в команде?
Цветы – это радость нашей жизни. Так радуйте друг друга так же, как эти цветы радуют наш глаз!
Психолог:- Ребята, ваш класс – это одна команда, одна семья, вы все должны быть очень дружные, сплоченные, «ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО», но у каждого из нас свое представление о том, что такое дружба и кто такой настоящий друг.
- Ребята, как вы понимаете слово «дружба?» (ответы детей)
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «Дружба» и зачем она нужна людям. После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли.
Психолог: Правильно ребята, из ваших высказываний можно сделать такой вывод:
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, это когда они друг другу доверяют, понимают, поддерживают.
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу.
Психолог: А как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? (ответы детей)
Игра «Закончи предложение»
Психолог: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение», я попрошу каждого из вас, передавая мяч по кругу, закончить предложение:
Настоящий друг – это тот……….
Друзья всегда……………………
Я могу дружить с такими друзьями, которые………
Со мной можно дружить потому, что……………….
Мой класс самый…………….
Мои одноклассники…………..
Ребята, а у вас есть настоящие друзья?
Психолог: Ребята из ваших ответов можно сделать такой вывод: Друзья – это те, которым мы верим, кто не предаст, не подведет. Друг способен поддержать, другу мы доверяем свои секреты.
Упражнение «Объелись мёда». Психолог: - Ребята, следующее наше упражнение на сплочение нашего классного коллектива называется «Объелись меда». Вам нужно разделиться на пары и сесть на пол напротив друг друга.
- Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и так далее, всем классом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.
Обсуждение:
- Вам понравилась игра?
- Легко ли было встать не расцепляя рук?
Упражнение «Счёт до пяти»
Цель: почувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Психолог: - Ребята, следующее наше упражнение называется «Счет до пяти». С помощью этого упражнение мы узнаем насколько мы чувствуем друг друга и насколько точно у нас получается выполнять задание одновременно.
«Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и быстро-быстро начинаете тереть ладошки и на счет 5, быстро хлопаем. Посмотрим, получится ли у нас хлопнуть вместе. Хорошо? (игра проигрывается несколько раз)
Обсуждение:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Какие трудности испытывали?
- Ребята, чему мы учились выполняя это упражнение? (учились чувствовать друг друга, понимать друг друга без слов)
Упражнение «Наш класс»
Психолог: - Ребята, а теперь давайте дадим характеристику нашему классу. Мы с вами с легкостью выполнили несколько упражнений общими усилиями, значить ваш класс какой?
Дружный;
Сплоченный;
Веселый;
Общительный.
Ребята, чтобы ваш класс всегда оставался таким же дружным, соблюдайте всегда правила дружбы:
Не ссориться;
Уступать друг другу;
Не жадничать;
Помогать друг другу;
Уметь прощать;
Уметь просить прощение;
Быть честным;
Быть вежливым;
Не ябедничать.
Психолог: Ребята, вы согласны с такими правилами? Будем их придерживаться?
Рефлексия:
Психолог: Ребята, а давайте мы с вами построим свою пирамиду дружбы. Начну строить первой я, потом вы следом. Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. Раз, два, три, четыре, пять, снова встретимся опять» .
6. Итог занятия и ритуал прощания.
- Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы не забывали своих одноклассников, чтобы ваш класс всегда был сплоченным коллективом, говорите друг другу чаще комплименты, улыбайтесь друг другу, уважайте друг друга, относитесь к друг другу с пониманием, цените друг друга.
Спасибо вам за работу на занятии, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.
А теперь давайте поаплодируем друг другу за работу на занятии!