kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг для подростков "Властелин эмоций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг предназначен для детей подросткового возраста. Направлен на обучение подростков умению управлять своими эмоциями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для подростков "Властелин эмоций"»

Тренинг для подростков

«Властелин эмоций»



Тренинг "Властелин эмоций" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе, способной к осознанию и отреагированию  собственных эмоций.

Цель: Расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

Задачи:

  1. Расширение знаний подростков об эмоциях;

  2. Способствовать сплочению группы;

  3. Установление доверительного климата в группе;

  4. Формирование у подростков коммуникативных навыков.

Форма проведения: Тренинг

Целевая аудитория: подростки 12-16 лет

Продолжительность: 1,5-2 часа.

Оборудование: визитки-бэйджики, веревка бельевая, ключ, разноцветная проволока, атласные ленты, листы А-4, ручки, ватман, цветные карандаши, фломастеры, мелки, смайлы-настроения.

 Ход занятия

I. Организационный этап.

1. Знакомство. Оформление бейджей «Имя для тренинга»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Ведущий: В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.





Упражнение «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

Правила тренинга.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют. Примерный перечень правил:

  • Правило принятия – что бы ни делал один из участников группы, он не должен подвергаться оценке и критике.

  • Правило общей работы – любое задание касается всех, и общая задача заключается в том, чтобы с ним справлялся каждый.

  • Правило закрытости группы и безопасности участников – все, что происходит в группе, может обсуждаться только в процессе работы группы. После занятий участники группы не рассказывают о том, что происходило во время работы (о ситуациях, словах, чувствах других участников). Каждый может рассказывать только то, что переживал сам.

  • Правило Я-высказывания – говори от своего имени, высказывай свое личное мнение, рассказывай о своих чувствах и состояниях.

  • Запрет на использование общих фраз и клише – участники группы стараются высказываться предельно конкретно.

  • Правило «здесь и сейчас» - участники обсуждают то, что происходит именно в группе, здесь и сейчас, а не то, что происходило в прошлом или будет происходить потом.

Упражнение-разрядка «Чудо - ключ»

Цель: сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: ведущий предлагает участникам немного подвигаться. Подростки стоят в кругу, держат друг друга за руки. Между первым и вторым висит веревочка со связанными концами, к одному из них привязан ключ. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим подростком. Третий - повторяет действия второго и так по кругу. Во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Когда упражнение завершено, нужно оставить ключ в зоне видимости в качестве символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что мы одна команда».

«Ребята! Наш тренинг посвящен эмоциям и чувствам».

Согласно определению, С. Л. Рубинштейна, эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между происходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону эмоций, возникают в результате их обобщения.

Выделяют 10 фундаментальных эмоций: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоции являются для человека источником важной информации, они необходимы для удовлетворения потребностей.

Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности.

Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. Это происходит из-за «запрета» нашими культурными традициями на проявление многих эмоций (тепла, любви, понимания, удивления, радости и др.). В результате наши чувства оказываются «замороженными», как в холодильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, разрешить им «оттаять», важно уметь анализировать собственные чувства. Для этой цели сделаем

Упражнение «Передай маску!»           

Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования.


Ведущий фиксирует на лице определенное выражение (маску), поворачивается к соседу слева и «передает ему выражение своего лица», которое тот должен в точности повторить. Как только сосед слева справился с заданием, он меняет выражение лица на «новую маску» и передает ее следующему участнику. И так все по очереди «копируют» и «передают» маску. (Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным, избавиться от плохого настроения)


II. Основной этап

Мозговой штурм

Упражнение «Мохнатое настроение»

Цель: Отреагирование эмоций, формирование доверительных отношений в группе.

Ведущий: «Каждый из нас когда-нибудь радовался, злился, удивлялся, грустил. В течение жизни человек проживает массу эмоций, и у каждого они выражаются по-своему. На первый взгляд, мы можем видеть грустного человека, а на самом деле, он задумался о предстоящих делах.

Сегодня каждый из нас здесь пребывает в каких-то эмоциях. Самое время встретиться с ними и поделиться с участниками группы».

Инструкция: участники сидят в кругу, в центре которого лежит пучок разноцветной синельной (мохнатой) проволоки, атласные ленты. Подросткам необходимо изобразить своё сегодняшнее настроение с помощью материала в центре круга. (Количество элементов в образе настроения может быть в неограниченном количестве, любых цветов).

Рефлексия: каждый подросток рассказывает про свой образ настроения:

  1. Какое твоё настроение сегодня?

  2. Каким оно цветом? Что это цвет значит для тебя?

  3. В какой части тела находится твоя эмоция настроения?

Упражнение «Автопортрет»

Цель: Развитие навыка чтения эмоций других людей, групповое сплочение.

Материалы: игровые листки по количеству участников, которые представляют собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя поло​вина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Инструкция: ведущий выдает игровые листы подросткам, которым в течение 5 минут, нужно нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписы​вая его. По истечении времени на выполнение, участники сдают авто​портреты ведущему, который перемешивает их и раздает участникам в произволь​ном порядке. Далее подростки пишут на самой нижней полоске под авто​портретом, какая, на его взгляд, эмоция подходит человеку, нарисованному на портрете и приятное пожелание на день. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу по команде ведущего, подростки, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску. Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем, участники разбирают свои автопортреты. Каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим.





Рефлексия: обсуждение в общем кругу.

  1. Какая часть упражнения была наиболее интересна?

  2. Насколько легко определить эмоцию другого человека?

  3. Как можно распознать эмоции других людей?

  4. Над чем заставляет задуматься данное упражнение?

Упражнение «Эмоциональная планета»

Цель: Активизация группового взаимодействия, сплочение группы, расширение эмоционального опыта подростков.

Инструкция: участники тренинга делятся на две группы. Каждой группе нужно придумать и нарисовать планету эмоций, дать ей название. Каждый участник группы должен изобразить себя в виде какой-либо эмоции и отделить на ватмане свою зону. Далее, каждая группа представляет свою планету:

  1. Как название планеты связано с её образом жизни?

  2. Кто проживает на планете?

  3. Как вы встречаете гостей?

  4. Каким образом взаимодействуют жители планеты?

Рефлексия:

  1. Были ли трудности в отделении личных границ на планете?

  2. Был ли лидер в группе? Каким образом он был определён?

  3. Каким был эмоциональный климат в группе в процессе работы?

  4. Как удалось быть дружной и сплочённой группой?

Упражнение «Выражение настроения»


Цель: Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я».

Инструкция: А сейчас все присутствующие должны будут двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Я прошу участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на тренинг, и выразить его походкой.

Затем изобразите походкой другие состояния и настроения:


  • очень уставшего человека;

  • счастливого человека,

  • получившего чудесное сообщение;

  • перепуганного человека;

  • лунатика, бредущего с открытыми глазами;

  • человека с нечистой совестью;

  • гения, получившего Нобелевскую премию;

  • предельно собранного человека;

  • канатоходца и др.


Упражнение «Массаж по кругу»

Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.

Рефлексия: «Мне сегодня…» подростки по очереди высказываются о том, что им понравилось или не понравилось на тренинге. С какой эмоцией уходишь с тренинга?

Список литературы

  1. Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.

  2. Бишоп, Сью. Тренинг ассертивности / Сью Бишоп ; пер. с англ. А. Маслова. – СПб.: Питер, 2001. – 203 с.: илл. – (Эффективный тренинг)

  3. Ред. Бурлаковой Н. С. “Возможности практической психологии в образовании”, УЦ Перспектива 1998 г.

  4. Захаров А. И. “Неврозы у детей”. С-Петербург 1996 г.

  5. Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г. – 464 с.

  6. Левис. Ш. “Ребенок и стресс”, Питер 1997 г.

  7. Минеева В. М. “Развитие эмоций” Москва 1999 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тренинг для подростков "Властелин эмоций"

Автор: Чернова Гульнара Равильевна

Дата: 30.06.2022

Номер свидетельства: 610810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства