Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа: "Что такое "сила воли"? Воспитание силы воли»
Классный час:
Что такое - «сила воли»? Воспитание силы воли
Цель:
Познакомить с понятием «воля».
Актуализировать потребность развития силы воли.
Задачи:
Знакомство с понятием «воля».
Способствование развитию желания работать над собой.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие устной речи учащихся, пополнение их словарного запаса.
Помочь учащимся в процессе самопознания.
Активизация потребности тренировать силу воли.
Оборудование:
Компьютер с проектором, бланки методик, памятки для учащихся.
Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.
Конфуций
Вступительное слово психолога:
Сегодня речь пойдет об одном из важнейших качеств характера человека – силе воли. Но прежде мне бы хотелось сказать о моральном климате в вашем классе. Ребята, вы ответственные, вы болеете, друг за друга, есть у вас свои лидеры, которые могут повести за собой. Но некоторые почему-то учатся не в меру своих способностей, откладывают на завтра то, что можно сделать сегодня, говорят, что мол, еще есть время…. Не все умеют выполнять обещания и сдерживать слово. Но, как мне кажется, у каждого стоящего, достойного человека должно быть важное качество: он знает слово «надо» и, конечно, он умеет владеть собой.
А что «надо» делать вам? Какая ваша главная обязанность?
-Учиться, и учиться хорошо!
Что надо для того, чтобы хорошо учиться (учить себя)?
Почему это не у всех получается?
Ответы учащихся.
Во-первых, конечно надо заставить себя заняться учебной работой, которая бывает не очень интересной. Для этого требуется воля, сила воли.
Во-вторых, учение – это не разовое усилие, не короткий подвиг, а систематический труд, длительный, повседневный. Тут нужно проявить трудолюбие, терпение, прилежание.
И в третьих, конечно же, надо иметь соответствующие способности и развитые познавательные процессы. Способности дело наживное их можно и нужно развивать. А уровень развития познавательных процессов как показывают результаты проведённой диагностики в вашем классе достаточно высокий. Следовательно, есть потенциал для того, чтобы хорошо учиться.
Итак, для того чтобы успешно учиться каждому из вас необходимы воля, трудолюбие, способности.
Что же такое воля?
Когда мы проявляем силу воли (в каких ситуациях)?
Ответы учащихся.
Всякая деятельность трудовая, общественная, познавательная (учебная) – связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля играет роль мощного механизма, который компенсирует отсутствие интереса к делу. Воля является психологической основой защиты ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Человеком с большой буквы.
Можно сказать, что воля – это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в стремлении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на реализацию поставленных целей.
Волей – называется качество личности, обеспечивающее преодоление трудностей для достижения поставленной цели.
Легенда о близнецах
Итак, когда отпускаем руки, подчиняясь собственной лени, вялости, робости, скуке, мы серые заурядные Ификлы.
Когда мы одерживаем наши маленькие победы над собой, мы Гераклы.
Ификлы проживут свою жизнь тускло, неинтересно, валяясь на диване перед телевизором.
Гераклов ждёт интересная жизнь, правда с трудностями, но и с подвигами и победами.
Главное качество, которое в поступках отличало Геракла от его брата, ‑
Какое?Воля.
Человек может многое, если захочет
Приведу несколько примеров непростых судеб известных людей, обладающих необыкновенной силой воли.
Ольга Скороходова –
Юрий Власов
Необходимо помнить, что начать работу над собой и добиться больших результатов никогда не поздно. Таланты, способности могут проявляться и в юношеском, и даже зрелом возрасте. Это должно служить стимулом для самосовершенствования и тем, у которых в детстве не проявлялись выдающиеся способности. Вспомним Ч.Дарвина. Отец считал его бездарным. Однако благодаря упорству, настойчивости, целеустремленности Дарвин создал труд о происхождении видов, который принес ему мировую славу.
Выдающийся ученый А. Эйнштейн в детстве не проявлял способностей к физике и математике. Его дядя часто повторял: “Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь”. И он добился признания – весь мир восхищается теорией относительности, созданной им.
Видимо, во многом прав естествоиспытатель Эдисон, утверждавший, что гений – это на 1 % – вдохновение и на 99% – потение.
Волевой человек – это человек с твёрдым характером. Самая большая победа – это победа над самим собой. Человек должен быть хозяином своей воли.
Приходилось ли вам проявлять свою волю?
Поделитесь, пожалуйста, своими примерами из жизни, когда вы проявили силу воли.
Упражнение «Прогулка».
Упражнение «Телевизор».
Упражнение «Письменный стол»
Человек – это, прежде всего сила воли, умение приказывать себе, заставлять себя. Вместе с тем, волевой человек должен быть способным преодолевать и свои собственные желания. Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Особенно нужна воля в учебной деятельности. Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникло желание учиться лучше, начать всё с начала, но оно оставалось бесплодной мечтой, так как не хватало воли осуществить. Сколько задач оставалось нерешенными, сколько страниц учебника осталось непонятыми по той же причине – не смогли волевым усилием преодолеть возникшие трудности.
Блок самоанализа и самооценки
Тест: «Волевой ли вы человек»
Рекомендации: Как вырабатывать у себя силу воли.
Как победить внутреннего Ификла
Какое б море неудач,
Какая бы беда не удручала.
Руками стисни горло и не плачь,
Засядь за стол и всё начни сначала.
С. Шипачёв
Поставить цель и добиваться успеха. Цель – вот, что мобилизует вашу волю. Учитесь настойчиво идти к своей цели.
Чётко представляйте свои достоинства и недостатки. Ставьте цели и задачи по самоизменению.
Учитесь командовать собой. (Надо уметь заставить себя работать.) Умение приказывать себе – важнейшее качество волевого человека, условие формирования чувства долга и ответственности. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
Постоянно и настойчиво тренируйте свою волю. «Дал слово – держи». Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитание воли.
Соблюдай режим дня. Это требует ежедневных упражнений для укрепления воли.
Верь в себя. Внушай себе уверенность. Играйте роль уверенного в своих силах человека.
Учись находить стимул, не хватайся за все сразу, постепенно увеличивай нагрузку, иди от простого к сложному.
Умей вовремя себя остановить, взять в руки.
Следуй правилам:
«Одно сегодня лучше ста завтра».
«Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение».
«Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца».
Притча о двух лягушках
Стихотворение Н.А.Заболоцкого
«Не позволяй душе лениться»
Список литературы
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире – М.: ВАКО, 2004. – 1220 – (Педагогика. Психология. Управление).
Селевко Г. К., Тихомирова Н. К, Левина О. Г. Сделай себя сам.‑ М.: Народное образование, 1999. Серия «Самосовершенствование личности».
Селевко Г. К., Маркова Н. Н., Левина О. Г. Научи себя учиться.‑ М.: Народное образование, 1999. Серия «Самосовершенствование личности».