Родительское собрание в 9 классе по теме “Как помочь своему ребенку в выборе профессии”.
Здравствуйте, уважаемые родители, учащиеся! Тема сегодняшнего родительского собрания “Как помочь своему ребенку в выборе профессии”.
Я думаю, что тема нашего разговора будет актуальной, потому что пройдет совсем немного времени, и нашим девятиклассникам придется выбирать свой путь в жизни. И перед родителями, и перед учащимися встанет вопрос: куда пойти учиться? Первое, что надо решить, – это какой путь избрать: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях техникумах, колледжах, профессионально-технических училищах.
( Слайд 2) Эпиграфом к родительскому собранию я взяла высказывание Сенеки: Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. И, как всегда в принятии важных решений, на помощь своим детям спешат родители. Это вполне естественно, так как никто не знает ребёнка лучше, чем его родители. Именно поэтому мы сегодня собрались вместе: и дети, и родители.
(Слайд 3) По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров
(Слайд 4) Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности.
(Слайд 5) Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.
(Слайд 6) Есть несколько способов выбора профессии. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.
Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное — это отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?
(Слайд 7) Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:
- Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
-Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
- Кем хочет стать Ваш ребенок?
- Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
- Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?
- Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?
Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.
(Слайд 8) Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Нет “интересных” и “неинтересных” профессий.
Давайте подумаем: что такое профессия? Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула (стратегия) выбора профессии выражается тремя словами: “хочу”, “могу”, “надо”.
(Слайд 9) Первый фактор «Хочу»:
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.
(Слайд 10) Второй фактор «Могу»:
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия, состояние здоровья. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
(Слайд 11) Третий фактор «Надо»:
Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность. В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
• социальный заказ, положение на рынке труда;
• уровень материального обеспечения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования.
(Слайд 12) Итак, сознательный выбор профессии основывается:
на знаниях о мире профессий;
на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
на изучении своих интересов;
на изучении своих способностей;
на знании своих сильных и слабых качеств;
на состоянии своего здоровья;
на учете ситуации, на рынке труда;
на учете материальных условий семьи.
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему влиянию на судьбу с решением о том, кем стать, по какой дороге пойти. Сегодня каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. А ошибки в таком важном выборе обходятся очень дорого.
(Слайд 13-17) Принципы выбора профессии:
Личные интересы, увлечения ребенка
Семейные традиции – когда семья приветствует выбор профессии по наследству
Учебная успешность ребенка
Востребованность профессии обществом
Наличие возможностей для поступления в вуз
(Слайд 18) Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем очень большое значение приобретут такие черты личности:
готовность учиться
получать новые знания и умения
навыки общения
трудолюбие
направленность на достижение результата
самостоятельность
ответственность
Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
Хочется предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
(Слайд 19) Выбор профессии «за компанию»: Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
-Выбор профессии «за компанию»: Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
-Отождествление учебного предмета с профессией: Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание - журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
(Слайд 20) Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится: К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
-Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии: Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).
-Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
(Слайд 21) Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: Помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
-Выбор профессии под давлением родителей: Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка. Они даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту.
(Слайд 22) При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Познай себя, свое собственное «Я»:
• здоровье;
• интересы и склонности;
• способности, знания и умения.
Узнай все о профессии:
• предмет, цель и условия труда;
• пути получения профессии;
• медицинские противопоказания;
• требования профессии к личности (профессионально важные качества);
• актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
(Слайд 23) Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии:
• «Человек – знаковая система»
• «Человек-техника»
• «Человек-природа»
• «Человек-художественный образ»
• «Человек-человек»
(Слайд 24) По проведенной методике «Опросник Климова Е.А.» получены следующие результаты
Человек – человек (Тарасова Е., Блинова О., Мурылева Ю., Куранова К., Морозов Д.)
Человек – художественный образ (Коптева А., Маргалюк А., Куракин А.)
Человек – природа (Галлямова Д.)
Человек – знаковая система (Помозов В., Головлев Д.)
Человек – техника (Головлев Д.)
(Слайд 25) Ведущие предметы труда в типах профессий.
Человек - человек
Социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.)
Человек - техника
Техника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.)
Человек – знаковая система
Естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист)
Человек - природа
Растительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог)
Человек – художественный образ
Явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)
(Слайд 26) При подготовке к родительскому собранию было проведено тестирование учащихся 9 класса по теме «Профессиональная ориентация». Дети обводили кружком те высказывания, которые по их мнению больше всего передавали их характер.
При обработке результатов выяснилось, что Головлев Д. (4В), Морозов Д (4А), Тарасова Е(4А), Маргалюк А.(5Д) обвели одну и ту же букву 4-5 раз, что говорит о том, что они могут выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой.
Если дети ни одну букву не обвели, хотя бы четырежды, их интересы находятся еще в стадии становления.
Блинова О. (3Д),
Коптева А. (3А, 3В, 3Д)
Галлямова Д. (3Б, 3Г)
Мурылева Ю. (2В, 2Д)
Куранова К. (3Г)
Помозов В. (2А, 2Б, 2Е)
Куракин (2Е, 2Д)
(Слайд 27-30) Перечень профессий, соответствующих данным буквам, вы увидите на слайдах.
(Слайд 31) Не секрет, что темперамент тоже оказывает свою роль при выборе профессии. Однако ни одному человеку не присущ какой- либо тип темперамента в чистом виде. Обычно это смесь различных типов, но какой-то все-таки преобладает. При определении типа темперамента выяснилось, что
(Слайд 32) ХОЛЕРИК – Галлямова Д., Мурылева Ю., Морозов Д., Головлев Д.
(Слайд 33) САНГВИНИК – Маргалюк А., Блинова О.
(Слайд 34) ФЛЕГМАТИК – Куракин А., Тарасова Е., Коптева А., Помозов В., Куранова К., Маргалюк А.
(Слайд 35) МЕЛАНХОЛИК – Блинова О.
(Слайд 36) Рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку помощь в решении вопроса «Кем стать?
(Слайд 37) 1 этап. Принятие решения о выборе профессии.
Важнейшая задача этого этапа - помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
(Слайд 38) 2 этап. Выбор учебного заведения.
Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг - знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
(Слайд 39) 3 этап. Поступление в учебное заведение.
(Слайд 40) ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами- консультантами.
6. Не давите на своего ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и так далее.
10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
(Слайд 41) Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека.
Сейчас я хочу обратиться к нашим детям. Какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях, а значит, серьёзно изучать все программные предметы. Сегодня вы познакомились со стратегией выбора профессия и с тем, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого вам, ребята, надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. А вы, дорогие родители, постарайтесь реально оценить наклонности и способности ваших детей и, ни в коем случае не прибегая к давлению и категоричности, помочь им принять единственно правильное решение и посвятить свою жизнь любимому делу. Ну а мне остаётся только пожелать всем вам больших успехов!
Приложение
Памятка для учащихся и родителей по выбору профессии.
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами- консультантами.
6. Не давите на своего ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и так далее.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!