«Сплоченность детского коллектива, как одно из слагаемых создания ситуации успеха"
«Сплоченность детского коллектива, как одно из слагаемых создания ситуации успеха"
Сплоченность- характеристика системы внутригрупповой связей,показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям идеям, событиям наиболее значимым для группы в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сплоченность детского коллектива, как одно из слагаемых создания ситуации успеха"»
ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа» м.р. Приволжский
«Сплоченность детского коллектива
как одно из слагаемых создания ситуации успеха"
Выполнил:
социальный педагог Сапогина К.В.
2019г.
Введение
В кулаке все пальцы равны
Один в поле не воин
Один за всех и все за одного.
В последнее время очень популярным стало все, что связано с командой: командные роли, составление команд для любых целей и задач, тренинги командообразования и т.д. Когда люди работают, как слаженная команда, у них есть одно общее дело, все вместе думают, все вместе делают, каждый знает, за что он отвечает, и помогает другим. В команде все - свои, чужих нет. Нет отдельных интересов, есть общая задача, которая должна быть решена.
Так что же такое команда?
Команда - это группа единомышленников, у которой одна цель. И если они сплачиваются и действуют сообща, то обязательно добьются успеха, они обязательно придут к победе.
Но только ли на уроках физической культуры необходимо сплочение команды? Конечно же нет. Стандарты второго поколения направлены на формирование у детей универсальных учебных действий. И одно из этих действий – коммуникативное. А это взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество, умение взять инициативу за своего товарища. Это особенно важно, если у вас на уроке предстоит серьезная групповая работа.
В своей профессиональной деятельности ежедневно включаю в уроки упражнения на умение договариваться, на умение сотрудничать в группе. На первый взгляд может показаться, что это не совсем те упражнения, которые я могу использовать на уроке физической культуры. Но использовав их один раз, я убедился, что это именно то, что помогает не только развивать определенные качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их, повысить мотивацию к предмету.
Цель: сплотить детский коллектив в совместной деятельности.
Задачи:
- развивать двигательные умения и навыки;
- способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма;
Актуальность и социальная значимость. В современном обществе вопрос о сотрудничестве ребенка и родителя, ребенка и учителя особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Причинами являются:
1. Малодетность семьи
2. Молодые отделяются от своих родителей, происходит отрыв от традиций семьи
3. Утрачены народные традиции педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка надо заниматься, пока он маленький, и "лежит поперек лавки, а не вдоль";
4. Социально-экономические трудности (низкая заработная плата, недостаточная сумма прожиточного минимума), вследствие чего родители занимаются зарабатываем средств, а дети находятся в стороне.
5. Родители увлекаются просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
Основная часть
1.1 Теоретическое обоснование
Понятие о сплоченности
- Сплоченность (группы, коллектив) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и пр., наиболее значимым для группы в целом.
- Сплоченность групповая - один из процессов групповой динамики, характеризующей степень приверженности к группе ее членов.
Параметры сплочения группы (обсуждались в беседе с детьми):
1. Эмоциональная привлекательность членов группы
2. особенности групповых целей
3. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе
4. Сходство членов группы между собой
По сплоченности коллективы делят на:
1. Сплоченные - где подавляющее большинство имеет согласие по поводу моральных установок и ролевых обязанностей. отношение между людьми носит конструктивный характер
2. Разобщенные - когда каждый член коллектива имеет свое мнение и позицию, а мнение других отвергает или проявляет к ним безразличие, непонимание. Отношения носят деструктивный характер.
3. Расчлененный - согласие между людьми наблюдается только в малых неформальных подгруппах, что приводит к психологическому расслоению группы.
Классный коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Детский коллектив является той средой, в которой дети накапливают позитивный социальный опыт.
Коллектив может оказывать двойственное, как "положительное", так и "отрицательное" влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Так что же такое УСПЕХ?
Успех – это когда ты все время двигаешься вперед: от цели к цели, и тебе это нравится!
Успех – это не ждать, пока что-то произойдет, а добиваться этого!
Успех – это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся!
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Успех легко измерить. В.А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехам он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя … радость успеха может померкнуть».
Каждый из нас старается сплотить детский коллектив, так как без взаимопонимания и взаимовыручки в коллективе невозможно создать ситуацию успеха.
Для чего нам нужен успех?
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.
Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Притча.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои крылья.
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Ребенок должен научиться относиться к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!!
Тренинг по сплочению детского коллектива
«МЫ» Цель: сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей
необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;
постоянная эмоциональная поддержка группы, создание доброжелательной атмосферы;
постоянно помнить основную задачу – делать все всем вместе и не обязательно быстро.
Ход тренинга:
Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.
- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.
- поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.
Ведущий:
Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно некто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.
- Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
На сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
- Начинаем.
1 Упражнение: «Строй»
Ведущий: Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать, это вы должны молча.
Молодцы!
А теперь постройтесь по алфавиту. (После выполнения проводится краткое обсуждение.)
2 Упражнение: «Скала»
Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. При этом необходимо. Чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого – по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, прошедший «скалу», должен встать в конец и продолжить «скалу». (обсуждение)
3 Упражнение: «Фигура»
Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук. (После выполнения упражнения обсуждение).
4 Упражнение: «Болото»
Нужен инвентарь: «кочки» - картонная бумага форматом А3 – несколько штук в зависимости от помещения. «Кочки» прикрепляются к полу скотчем на расстоянии среднего шага друг от друга.
Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.
(Обсуждение. Можно задать вопросы типа «Как было?», «Что понравилось?», «Что не понравилось?». Обратить внимание на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал и т.д.)
5 Упражнение: «Путаница»
Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
В заключение тренинга подводится итог:
Участники делятся впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление. Можно задать вопросы: Какое упражнение понравилось больше? Что получилось хорошо? Что бы надо было сделать по-другому?
- Давайте вспомним, с каким настроением вы пришли сегодня.
- А теперь выберите смайлик какое сейчас у вас стало настроение.
- Покажите.
Список используемой литературы
1. Блинова Н. Г. Игры учащихся – феномен культуры / Волгоград - 2011. 231 с.
2. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика./ В.Г. Бочарова, М.: 2014. 264с.
3. Гольцова Л. Н. Адаптаци детей в игре// Там же. – 2012. - N 12. - С. 68-70.
4. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2011. - N 2. - С. 30-33.
5. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2013. - N 8. - С. 9-13.
6. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования./ Е.Б. Евладова, М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2012. 249с.
8. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по внеурочной деятельности./ Т.С. Зубкова, М.: Издательский Центр «Академия», 2014. 84с.
9. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей./ В.О. Кутьев, М.: 2013г. 187с.
Литвиненко Н. В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2012. - N 3/4. - С. 178-181.
10. Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория–практике./ В.В. Полукаров, М.: 2010. 146с.