kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-психологическая игра "Как не стать жертвой наркотиков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологическая игра «Как не стать жертвой наркотиков».

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с наркотиками.

Задачи:

  • Выявление уровня информированности подростков в проблеме;
  • Дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков;
  • Сформировать навык принятия решения в ситуациях выбора и умения сказать «нет»;
  • Проверить уровень усвоения информации.

План занятия:

  1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. Правила работы группы.
  2. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы.
  3. Информационный блок.
  4. Приобретение практических навыков.
  5. Завершение работы.

План конспекта:

Знакомство:

Здравствуйте!!! Меня зовут Татьяна Юрьевна. Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я предлагаю взять листочки бумаги и написать на них крупно свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли. А сейчас я бы хотела узнать побольше о вас: как вас зовут, чем вы любите заниматься и что хотите получить от этого занятия.

Игра «меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной деятельности и создать рабочую обстановку и настрой.

Материалы: Ватман, маркеры.

Группа располагается кругом. Первый участник пишет свое имя и еще что-либо связанное с именем. Каждый последующий участник делает тоже самое. Ватман висит  в аудитории до конца мероприятия.

Ожидания участников:

«Дерево ожиданий»

Материал: ватман, стикеры, маркеры.

  • Как настроение?
  • С каким чувством вы пришли сюда?
  • Что вы хотите узнать на этом занятии?
  • Как вы думаете, что будет происходить на занятии?

Правила группы:

Для того, чтобы работа нашей группы достигла целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас смог спокойно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущий, предлагаю несколько правил. ВОТ ОНИ.

 ПРАВИЛО ПОДНЯТОЙ РУКИ Это правило преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ  Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся лич­ная информация, сообщенная о себе или другом челове­ке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку.

 НЕ ДАВАТЬ ОЦЕНОК  Это важное правило, мы часто на­рушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оце­нивать чужие поступки, слова, привычки («Ты - дурак», «Это идиотская мысль», «Только такие, как ты, могут так делать»). Здесь мы не оцениваем других людей, их мне­ние, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

ПРАВО ВЕДУЩЕГО Я как ведущий, могу прервать упраж­нение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюде­нием принятых группой правил

ПРАВИЛО ПУНКТУАЛЬНОСТИ Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо скажется на про­цессе. Награждать опоздавших участников почетной ролью чтеца, певца или танцора с соответствующими функциональными обязанностями.

ПРАВО ГОВОРЯЩЕГО Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зароды­ше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он вы­разит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии
Оценка уровня информированности:

Тест на проверку знаний.

Выберите и пометьте правильный ответ (один или несколько).

1. Отметьте основные признаки по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических?

а.При передозировке вызывает смерть;

б.Вызывает эйфорию;

в.Формирует зависимость;

г.Употребление носит вред здоровью;

д.Усиливает обмен веществ;

е.Занесено в реестр наркотических веществ, запрещенных к употреблению.

2. Наркомания – зто…

а. Преступление;

б. Вредная привычка;

в. Болезнь.

3. Какая зависимость труднее поддается лечению

а.Психическая

б.Физическая

Актуализация проблемы: игра «Жизнь с болезнью»

Время проведения: 30 мин.

Цель: осознание участниками проблем, связанных с наркотиками. Даёт участникам возможность прочувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, употребляющего наркотики.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд, на 4-х – названия любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как наркомания, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека, символизирует, что потребление наркотиков не может контролировать ситуацию.

После этого участники обсуждают психологические последствия употребления наркотиков как варианта необдуманного поведения (разочарование, психологическая, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность.)

Обсуждение:

  • Как себя чувствовали участники во время игры?
  • Как сейчас себя чувствуют?
  • С чем (или с кем) труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.

Если накал эмоций в группе остается высоким, сделайте небольшой перерыв (5 мин.)

Или проведите упражнение на снятие тревожности.

Информационный блок: «Наркотическая зависимость»
Что  такое наркомания?

Что такое физическая зависимость?

Что такое соли и спайс?

Существуют ли легкие наркотики?

Игра "Спорные утверждения"
Цель: предоставление возможности каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании. 
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: 
"Совершенно согласен" 
"Согласен, но с оговорками" 
"Совершенно не согласен" 
"Не имею точного мнения" 
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. 
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. 
Примеры спорных утверждений: 

  1. Наркомания - это преступление. 
  2. Лёгкие наркотики безвредны. 
  3. Наркотики повышают творческий потенциал. 
  4. Наркомания это болезнь. 
  5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. 
  6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. 
  7. Наркомания излечима. 
  8. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию". 
  9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. 
  10. Наркоман может умереть от СПИДа. 
  11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. 
  12. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. 
  13. Наркоман может умереть от передозировки. 
  14. Продажа наркотиков не преследуется законом. 
  15. Наркомания не излечима. 
  16. Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании. 
  17. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. 
  18. Наркоманы - это не люди. 
  19. Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

Приобретение практических навыков:

Игра «давление группы»

Цель: отработка навыков отказа, выбор наиболее эффективных стратегий отказа.

Выбирается доброволец «на главную роль». В инструкции говорится, что будет предложена ситуация, где тебе необходимо будет отказываться от чего-либо. Отказаться нужно 3-мя способами: агрессивно, уверенно и неуверенно.

Ведущий описывает ситуацию:

  • лидер двора или знакомые просят приготовить
  • подростка наркотику него дома;
  • просят сказать родителям, что какая-то вещь находится у подростка;
  • сосед просит подержать у подростка дома какую-то вещь;
  • просят купить наркотик.

Обсуждение:

  • Как чувствовал себя человек в ситуации давления?
  • Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и главного героя)?
  • Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

Завершение  работы

  • Реализовались ли ваши ожидания по отношению к занятию? 
  • Довольны ли вы результатом занятия?
  • Что вы чувствуете?

Спасибо за работу!

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологическая игра "Как не стать жертвой наркотиков" »

Социально-психологическая игра «Как не стать жертвой наркотиков».


Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с наркотиками.

Задачи:

  • Выявление уровня информированности подростков в проблеме;

  • Дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков;

  • Сформировать навык принятия решения в ситуациях выбора и умения сказать «нет»;

  • Проверить уровень усвоения информации.

План занятия:

  1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. Правила работы группы.

  2. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы.

  3. Информационный блок.

  4. Приобретение практических навыков.

  5. Завершение работы.

План конспекта:

Знакомство:

Здравствуйте!!! Меня зовут Татьяна Юрьевна. Я рада видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я предлагаю взять листочки бумаги и написать на них крупно свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли. А сейчас я бы хотела узнать побольше о вас: как вас зовут, чем вы любите заниматься и что хотите получить от этого занятия.

Игра «меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной деятельности и создать рабочую обстановку и настрой.

Материалы: Ватман, маркеры.

Группа располагается кругом. Первый участник пишет свое имя и еще что-либо связанное с именем. Каждый последующий участник делает тоже самое. Ватман висит в аудитории до конца мероприятия.

Ожидания участников:

«Дерево ожиданий»

Материал: ватман, стикеры, маркеры.

  • Как настроение?

  • С каким чувством вы пришли сюда?

  • Что вы хотите узнать на этом занятии?

  • Как вы думаете, что будет происходить на занятии?



Правила группы:

Для того, чтобы работа нашей группы достигла целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас смог спокойно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущий, предлагаю несколько правил. ВОТ ОНИ.

ПРАВИЛО ПОДНЯТОЙ РУКИ Это правило преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.


 
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся лич­ная информация, сообщенная о себе или другом челове­ке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку.


НЕ ДАВАТЬ ОЦЕНОК  Это важное правило, мы часто на­рушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оце­нивать чужие поступки, слова, привычки («Ты - дурак», «Это идиотская мысль», «Только такие, как ты, могут так делать»). Здесь мы не оцениваем других людей, их мне­ние, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.



ПРАВО ВЕДУЩЕГО Я как ведущий, могу прервать упраж­нение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюде­нием принятых группой правил






ПРАВИЛО ПУНКТУАЛЬНОСТИ Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо скажется на про­цессе. Награждать опоздавших участников почетной ролью чтеца, певца или танцора с соответствующими функциональными обязанностями.




ПРАВО ГОВОРЯЩЕГО Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зароды­ше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он вы­разит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии

Оценка уровня информированности:

Тест на проверку знаний.

Выберите и пометьте правильный ответ (один или несколько).

  1. Отметьте основные признаки по которым то или иное вещество можно отнести к разряду наркотических?

    1. При передозировке вызывает смерть;

    2. Вызывает эйфорию;

    3. Формирует зависимость;

    4. Употребление носит вред здоровью;

    5. Усиливает обмен веществ;

    6. Занесено в реестр наркотических веществ, запрещенных к употреблению.

(б, в, г, е)

  1. Наркомания – зто…

  1. Преступление;

  2. Вредная привычка;

  3. Болезнь.

(в)

  1. Какая зависимость труднее поддается лечению

  1. Психическая

  2. Физическая

(а)


Актуализация проблемы: игра «Жизнь с болезнью»

Время проведения: 30 мин.

Цель: осознание участниками проблем, связанных с наркотиками. Даёт участникам возможность прочувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, употребляющего наркотики.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд, на 4-х – названия любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как наркомания, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека, символизирует, что потребление наркотиков не может контролировать ситуацию.

После этого участники обсуждают психологические последствия употребления наркотиков как варианта необдуманного поведения (разочарование, психологическая, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность.)

Обсуждение:

  • Как себя чувствовали участники во время игры?

  • Как сейчас себя чувствуют?

  • С чем (или с кем) труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.

Если накал эмоций в группе остается высоким, сделайте небольшой перерыв (5 мин.)

Или проведите упражнение на снятие тревожности.


Информационный блок: «Наркотическая зависимость»
Что такое наркомания?

Что такое физическая зависимость?

Что такое соли и спайс?

Существуют ли легкие наркотики?

Игра "Спорные утверждения"
Цель: предоставление возможности каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании. 
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: 
"Совершенно согласен" 
"Согласен, но с оговорками" 
"Совершенно не согласен" 
"Не имею точного мнения" 
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. 
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. 
Примеры спорных утверждений: 

  1. Наркомания - это преступление. 

  2. Лёгкие наркотики безвредны. 

  3. Наркотики повышают творческий потенциал. 

  4. Наркомания это болезнь. 

  5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. 

  6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. 

  7. Наркомания излечима. 

  8. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию". 

  9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. 

  10. Наркоман может умереть от СПИДа. 

  11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. 

  12. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. 

  13. Наркоман может умереть от передозировки. 

  14. Продажа наркотиков не преследуется законом. 

  15. Наркомания не излечима. 

  16. Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании. 

  17. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. 

  18. Наркоманы - это не люди. 

  19. Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.


Приобретение практических навыков:

Игра «давление группы»

Цель: отработка навыков отказа, выбор наиболее эффективных стратегий отказа.

Выбирается доброволец «на главную роль». В инструкции говорится, что будет предложена ситуация, где тебе необходимо будет отказываться от чего-либо. Отказаться нужно 3-мя способами: агрессивно, уверенно и неуверенно.

Ведущий описывает ситуацию:

  • лидер двора или знакомые просят приготовить

  • подростка наркотику него дома;

  • просят сказать родителям, что какая-то вещь находится у подростка;

  • сосед просит подержать у подростка дома какую-то вещь;

  • просят купить наркотик.

Обсуждение:

  • Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

  • Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и главного героя)?

  • Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

Завершение работы

  • Реализовались ли ваши ожидания по отношению к занятию?

  • Довольны ли вы результатом занятия?

  • Что вы чувствуете?

Спасибо за работу!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Социально-психологическая игра "Как не стать жертвой наркотиков"

Автор: Хромова Татьяна Юрьевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118793

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства