Просмотр содержимого документа
«Семинар-тренинг: «Уверенность предаёт силы»»
Семинар-тренинг: «Уверенность предаёт силы»
Директор школы:
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
Уважаемые родители учащихся 11 классов!
Позвольте от имени Управления образования Западно Казахстанской области выразить вам сердечное пожелание в преддверии важного события в жизни выпускников школ – участия в ЕНТ.
Родители старшеклассников должны оказать своим детям психологическую поддержку. В этом заинтересована каждая казахстанская семья. Поэтому для вас организуется семинар-тренинг на тему "Уверенность предаёт силы".
Цель семинар-тренинга: дать родителям необходимые знания и навыки, которые помогут грамотно преодолеть сложности в любых ситуациях.
Задача семинар-тренинга: дать психологические инструменты родителям для регуляции своего эмоционального состояния и ребенка, уметь оказать помощь детям, которые не должны впадать в панику и сохранять самообладание во время и после ЕНТ.
Мы уверены, что участие в этом мероприятии принесет каждому родителю, несомненно, большую пользу и поможет каждой семье стать сплоченнее, а, значит, и счастливее. Семинар-тренинг «Уверенность предаёт силы» объевляется открытым.
Желаем всем участникам собрания больших творческих успехов!
Педагог-психолог школы:
Уважаемые родители! Мы с вами собрались сегодня по очень важному поводу. Совсем скоро, в июне месяце, наши одиннадцатиклассники будут сдавать ЕНТ. Этот год для ЕНТ – особый. Потому что ЕНТ было введено у нас в стране ровно одиннадцать лет назад, в 2004 году. Главная идея ЕНТ – объединить выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в ВУЗы. Предполагалось, что, таким образом, наши выпускники будут избавлены от необходимости волноваться дважды. Сначала - при сдаче выпускных экзаменов в средней школе для получения аттестата зрелости, а потом – при сдаче вступительных экзаменов для поступления в выбранный институт.
Разработчики закона о ЕНТ предполагали, что подросткам будет физически и психологически легче преодолеть только одно испытание. И сдавать экзамены только один раз.
Однако, как все мы с вами знаем, на практике оказалось, что волнений не уменьшилось, а, скорее, наоборот: все участники процесса – и сами учащиеся, и педагоги, и родители – отмечают возрастание нервозности при подготовке и сдаче ЕНТ. Потому что эта процедура непривычная. И оценку выпускнику ставят не учителя родной школы, которые знают ученика много лет и хорошо представляют его реальный потенциал. Теперь оценку ставит компьютер – а он ко всем ученикам относится одинаково и не учитывает никаких и ничьих предшествующих заслуг. Компьютер не может «увидеть», является ли допущенная выпускником ошибка в тестировании случайной, или это – закономерный результат его не слишком уверенных знаний. И, с другой стороны, у подростка нет другой, кроме ЕНТ, возможности показать уровень своей образованности в приемной комиссии выбранного им ВУЗа.
Понятно, что в такой ситуации подростку нужна помощь. Прежде всего, от родителей. Но давайте будем честными сами с собой. Все ли родители могут реально поддержать своего ребенка? Честный ответ на этот вопрос – НЕТ, НЕ ВСЕ!
Многие родители, наоборот, сеют панику. Предъявляют своим детям явно завышенные претензии.
Поэтому мы считаем необходимым поговорить с вами о том, как преодолеть сложности ситуации. Мы хотим, чтобы каждый родитель понимал: важность результатов ЕНТ не должна затмевать их заботу о здоровье ребенка и его эмоциональном благополучии. Впереди – вся жизнь, и подросток должен войти в нее с верой в свои силы, с чувством, что родители его понимают и поддерживают, что даже если не все получится сразу – у него в дальнейшем будет возможность добиться всех поставленных целей.
Самая большая задача, которую не должны выпускать из фокуса своего внимания родители выпускников: подготовка к ЕНТ должна не разъединять, а сплачивать семью! В семье должен возрасти потенциал взаимного понимания, взаимной поддержки, уважения и любви!
2-слайд. ПСИХОЛОГ ВКЛЮЧАЕТ ПРОЕКТОР и ДЕМОНСТРИРУЕТ ВСЕМ СОБРАВШИМСЯ видео притчу «МАМА» - 5 минут.
Мамина забота, мамина нежность, а главное – мамина любовь и есть главное лекарство от всех невзгод! Мамино сердце – вот надежная защита! Мама любит всех своих детей – один у нее ребенок, или трое, или пятеро – ее любви хватает на всех! И вы все это очень хорошо знаете!
А теперь давайте поговорим о том, как же сделать общение с нашими детьми более качественным. То есть, как в период сдачи ЕНТ оказать детям нужную поддержку.
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию слайд-фильм, в котором приводятся основные психологические советы родителям относительно родительского поведения в период подготовки подростка к сдаче ЕНТ. Хочу особо отметить, что проблема психологической помощи родителям внимательно изучалась психологами. Все мы понимаем, что каждого родителя волнует судьба его ребенка. Каждый родитель хочет, чтобы жизнь его детей складывалась наилучшим образом. Чтобы дети были и здоровы, и счастливы.
И вот для родителей, которые любят советы в краткой и выразительной форме, была создана простая, запоминающаяся формула. Или ЗАКОН ТРЕХ "У".
3-слайд. Итак, о законе трех "У".
Первое "У":Уважайте ситуацию.
В чем это уважение должно выражаться? Надопринять все плюсы и минусы наличия ЕНТ как аттестационного испытания при окончании средней школы. ЕНТ уже одиннадцать лет является новой реальностью в образовательном пространстве нашей страны. Ни одна семья не может не считаться с этим фактом! Вместо совершенно бесполезного отрицания, бесплодного возмущения и других выплесков отрицательных эмоций гораздо более продуктивно будет, если вы сумеете направить свои силы на максимально полное использование положительных моментов ситуации! Конечно, надо одновременно отстраиваться от негатива. Это значит, что не надо поддаваться панике, которую зачастую сеют слишком эмоциональные родители.
Очень полезно каждому родителю помнить, что в вопросах ЕНТ нет никаких вопросов, которые не отражали бы школьную программу! Значит, эти тесты может выполнить каждый ученик, который хорошо занимался в учебном году и получал хорошие отметки.
4-слайд. ВТОРОЕ "У":Уважайте ребенка.
Что это значит? Это значит, что родителям необходимо не унижать ребенка, а поднимать его самооценку. Надо укреплять веру подростка в свои силы и способности. Не надо бояться перехвалить! Надо опасаться перекритиковать!
5-слайд. ТРЕТЬЕ "У":Успевайте быть внимательным.
Что это значит? Мы все знаем, что современные родители – люди очень загруженные. У каждого масса хлопот. Ведь жизнь теперь – сложная штука! И порой так не хватает времени, чтобы пристально приглядеться к своему ребенку – подростку. Понять его состояние. Почувствовать его потребности. Тем не менее, НЕОБХОДИМО вовремя замечать все нюансы настроения и поведения подростка, помогать ему справляться с нагрузками без перенапряжения физических и психологических ресурсов организма.
Вот такие, на первый взгляд, простые, но очень важные законы необходимо усвоить каждому родителю, который хочет стать хорошим помощником своим детям! Давайте повторим еще раз и хорошенько запомним!
Первое – Уважайте ситуацию.
Второе– Уважайте ребенка.
Третье –Успевайте быть внимательным.
Если мы все это хорошо запомнили, давайте обсудим, как воплотить каждый из этих законов на практике. И начнем с самого очевидного. Поговорим о нашем внимании к детям.
6-слайд. Каждый родитель должен понимать: важность результатов ЕНТ не должна затмевать заботу о здоровье ребенка и его эмоциональном благополучии. Впереди – вся жизнь, и подросток должен войти в нее с верой в свои силы, с чувством, что родители его понимают и поддерживают, что даже если не все получится сразу – у него в дальнейшем будет возможность добиться всех поставленных целей.
Особенно важно быть внимательными к самочувствию ребенка. Кто, кроме родителей, сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением?
Психологи, врачи и педагоги выработали ряд очень важных правил, которым должен следовать каждый родитель, заботясь о здоровье ребенка.
7-слайд.Правилазаботыродителейоздоровьеребенка
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: Именно родители должны контролировать режим занятий ребенка и не допускать перегрузок.
Многие дети проявляют в период подготовки к ЕНТ "сверхсознательность" – и учатся и днем, и ночью. Нарушают привычный распорядок дня, пренебрегают элементарными правилами гигиены. Не надо поощрять такую чрезмерность. Перегрузки вредят здоровью подростков.
8-слайд. ПРАВИЛО ВТОРОЕ: На родителях лежит обязанность организовать удобное место для занятий и проследить, чтобы никто из домашних (сестер, братьев, бабушек-дедушек) не мешал ребенку заниматься.
Не надо отвлекать подростка на пустые разговоры, на совместный просмотр сериалов и тому подобные вовсе не обязательные занятия.
9-слайд ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: Родители должны обратить особое внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная, разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга и облегчают усвоение учебного материала.
10-слайд.ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: Переутомление чаще всего наступает потому, что занятия не чередуются с отдыхом. Родители должны подсказать ребенку, что после привычных 40-45 минут занятий (длительность школьного урока), необходимо сделать не менее привычный 10-ти минутный перерыв. В это время можно перекусить, полюбоваться пейзажем за окном, сделать небольшую зарядку или принять душ.
11-слайд. ПРАВИЛО ПЯТОЕ: Накануне экзамена надо решительно пресечь попытки ребенка (если таковые будут) заниматься «до упора». Пресловутая «ночь перед экзаменом», которой якобы всегда не хватает, чтобы «отполировать» знания, на самом деле не более, чем миф. Поэтому родители должны успокоить ребенка и обеспечить ему полноценный отдых, чтобы он отдохнул и как следует, выспался.
12-слайд. Вам может показаться, что все эти правила слишком просты и очевидны. Но, поверьте, самое простое, зачастую ускользает от внимания. И мы забываем о том, о чем забывать нельзя.
А теперь вернемся к первому "У" - уважайте ситуацию. Это будет выражаться в соблюдении правила номер 6.
13-слайд. ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: Не надо забывать, что ребенок очень чутко улавливает и остро реагирует на эмоциональное состояние родителей. И если взрослые не научатся справляться с собой, будут сеять ажиотаж и панику, то ребенок неизбежно «заразится» этими неконструктивными состояниями и в самый ответственный момент уйдет в эмоциональный «штопор».
14-слайд. ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: Родители должны задуматься, насколько их требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не надо ориентировать ребенка на сплошные успехи в школе. Лучше помогите ему определить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие отметки.
15-слайд. ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: Если ребенок старается и прилагает много усилий, не надо скупиться на похвалу. Даже если ЕНТ не завершится высокой отметкой, ребенок будет знать, что родителям важны его старания и желание быть успешным. Не надо сравнивать успехи своего ребенка с успехами других ребят! Надо сосредотачиваться на его личных победах, на том, что хорошего он делает сегодня по сравнению со вчерашними его делами. Не стоит слишком восторгаться наивысшими баллами и «убиваться» по поводу не самых высоких баллов.
Уважаемые родители! Чтобы помочь каждому из вас научиться справляться со своими эмоциями я хочу показать вам очень простое, но очень эффективное упражнение, которое дает возможность в моменты раздражения, агрессии вернуть себе хорошее настроение. Упражнение НАЗЫВАЕТСЯ «Имя». Сейчас каждый из вас сделает его для себя. А я покажу вам, как его выполнять на нескольких примерах.
16-слайд. Все мы знаем, какое большое значение в жизни человека играет его имя. Как говорит герой известного фильма "Как вы судно назовете, так оно и поплывет". Так и с именем человека. Оно напрямую связано с достижениями человека. Верно ли это на сто процентов – доказать не беремся. Да и не в этом соль упражнения "ИМЯ". Только каждый из нас по своему опыту знает, как приятно, когда нас называют по имени или упоминают наше имя с нежностью, гордостью, уважением! Поэтому эксперты, разрабатывая приемы борьбы со стрессовыми ситуациями, не могли пройти мимо потенциала, который содержит в себе имя человека. Как же использовать свое имя для выхода из состояния эмоционального "штопора"? ВОТ ПРОСТАЯ ТЕХНИКА. Например: ЖУЛДЫЗ.
Записываем имя ЖУЛДЫЗ ВЕРТИКАЛЬНО (психолог показывает, как это сделано – на слайде):
Ж
У
Л
Д
Ы
З
А теперь давайте подумаем, какие качества могут быть присущи женщине по имени ЖУЛДЫЗ, в соответствии с каждой буквой ее имени. Напишем эти качества напротив каждой буквы. Что у нас получится – видим на экране:
Ж – жизнестойкость
У – уверенность
Л – любовь
Д – дружелюбие
Ы – инициативность
З – забота
Вот такие замечательные получаются расшифровки! Надеюсь, что каждый из вас сможет сделать очень хорошую, мотивирующую расшифровку своего собственного имени. И очень советую вам научить этому простому, но очень эффективному приему своих детей.
Это прекрасное ресурсное упражнение! Оно вызывает приятные эмоции! Пользуйтесь им сами и поощряйте пользоваться им своих детей!
17-слайд.Поговорим о родительских стратегиях поддержки подростков.
ПЕРВАЯ СТРАТЕГИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОДДЕРЖКИ: Больше улыбайтесь своему ребенку! Когда-то американский лозунг "Кип смайлинг", что в переводе означает "держите улыбку!" вызывал у многих из нас иронию. Однако, теперь уже никто не сомневается – даже самые хорошие слова, сказанные нами ребенку, не вызовут в его душе радостного отклика, если они будут произноситься с угрюмым выражением лица. Ворота души человека – его глаза, а открывает их – улыбка! Поэтому не забывайте улыбаться! Пусть из ваших глаз льется свет вашей любви к ребенку!
18-слайд. ВТОРАЯ СТРАТЕГИЯ. Больше разговаривайте со своим ребенком! Отвечайте на его вопросы! Обсуждайте его тревоги и страхи. Не жалейте времени на беседы с вашим ребенком! Потому что именно сейчас они особенно ему нужны. Именно сейчас они особенно ценны. Будьте уверены – ребенок на всю жизнь запомнит вашу внимательность и будет всегда за нее благодарен.
19-слайд. ТРЕТЬЯ СТРАТЕГИЯ родительской поддержки. Не скупитесь на объятия! Обнимайте своего ребенка – физический контакт является надежным средством успокаивания; известный американский семейный психолог Вирджиния Сатир писала: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать”.
Казалось бы, так просто! А ведь в жизни так часто "забегаемся", "засуетимся" и обнять родное дитя не успеваем!
20-слайд. ЧЕТВЕРТАЯ СТРАТЕГИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОДДЕРЖКИ. Умейте создать правильное, мотивирующее, успокаивающее и вселяющее ребенку веру в себя родительское напутствие! Вот лучшие примеры родительских напутствий: «Я уверен, ты справишься! Всё будет хорошо! Не волнуйся, будь спокойнее! Держись!» «Ты – умный и сильный! Я тобой горжусь! Что бы ни случилось, мы любим тебя! Ты для нас – лучший!»
21 слайд. Внимание: говорите именно то, чего Вы хотите, что подсказывает Вам Ваше любящее сердце!
Будут раздаваться памятки для родителей.
В заключении хочу выразить БЛАГОДАРНОСТЬ всем собравшимся родителям! Надеюсь, что ПАМЯТКИ и информация, которую Вы здесь почерпнули, помогут Вам и Вашим детям! На этом семинар-тренинг объявляется закрытым.