Семинар «Стадии и кризисы возрастного развития детей»
Семинар «Стадии и кризисы возрастного развития детей»
В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20 – е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и др. В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар «Стадии и кризисы возрастного развития детей»»
МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Семинар для педагогов на тему
«Стадии и кризисы возрастного развития детей»
Провела:
педагог-психолог
Габдушева М.М.
Барда – 2017 год
В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20 – е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и др. В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь. Критические периоды, по замечанию Л.С. Выготского, - это «поворотные пункты» в детском развитии. В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
В детской психологии принято выделять:
Кризис новорождённости.
Кризис одного года.
Кризис 3 лет
Кризис 7 лет
Кризис подростковый 12- 14 лет
Кризис юности 17 – 18 лет
Возрастные кризисы у детей, каковы их признаки, как они проявляются.Первым признаком наступления возрастного кризиса у ребенка, является огромное количество негативных проявлений. Если вы видите, что ваше чадо «как будто подменили», что маленький человечек стал капризным, раздражительным, а любое ваше слово он воспринимает в штыки, значит вы добрались до периода, когда ваш кроха переживает очередную волну взросления, и вам следует набраться терпения, чтобы одолеть эту напасть. Возрастные кризисы у детей переживаются каждым ребенком по-разному, поскольку все они наделены разным характером и темпераментом, вот почему некоторые ребятишки, спокойно переносят этот сложный период. Другие, напротив, становятся неуправляемыми и доставляют массу неудобств своим родителям, ведь вряд ли какая-нибудь мама будет в восторге от ежедневных истерик малыша, пререканий с сыном-школьником и бесконечных протестов подростка.
Возрастные кризисы у детей – тяжелое время не только для родителей, но и для ребенка. Поэтому вы неустанно должны помогать и поддерживать вашего малыша. Не следует тотально контролировать ребенка, отвечать криком на крик и применять телесные наказания. Этим вы только подольете масла в огонь. Если вы будете готовы встретиться с проблемой взросления ребенка лицом к лицу, то у вас получится пережить эту ситуацию с «наименьшими» потерями и помочь своему ребенку справиться с самими собой.
Кризис первого года жизни ребенка Кризис первого года жизни ребенка, когда он появляется впервые и как его распознать? Как бы это странно не звучало, но первый возрастной кризис случается у детей еще в период новорожденности. Такие кризисы происходят примерно раз в 3 месяца и связаны они с активным развитием мышления и моторики ребенка. В кризис 3 месяцев ребенка (и далее через каждые 3 месяца до года) он становится наиболее капризным и требует к себе повышенного внимания со стороны взрослых. Этот возрастной кризис ребенок должен «переживать вместе с мамой», поскольку в период младенчества для крохи очень важно осознавать то, что мама всегда где-то рядом и не оставит его одного. Лучшим лекарством для вашего крохи станет любовь и забота окружающих.
Кризис 3 лет у детейКризис трех лет у ребенка, также как и кризис одного года часто сопровождается истериками и непослушанием малыша. Очень часто у родителей складывается ощущение, что ребенок, как будто бы нарочно делает им все назло. Малыш становится совершенно неуправляемым и упрямым, каждое нарекание в его адрес вызывает бурю эмоций, а любой не выполненный каприз малыша приводит к истерикам, которые он зачастую устраивает «на публике» и заставляет краснеть за него своих родителей.
Это связано с тем, что в возрасте трех лет ребенок уже достаточно хорошо осознает то, что он является отдельной личностью, но, тем не менее, ваш кроха все еще нуждается в опеке и заботе мамы и папы. Чтобы преодолеть кризис трех лет у ребенка, родители должны предоставить своему крохе немного больше самостоятельности, не подвергать все его действия тотальному контролю, но в то же время быть как нельзя ближе к малышу, общаться с крохой и позволять ему делиться своими проблемами.
Безусловно, дисциплина играет немаловажную роль для скорейшего преодоления возрастного кризиса, но родители должны помнить о том, что запрещая что-то малышу, они должны быть последовательны, иначе это даст повод ребенку устраивать истерики, чтобы манипулировать своими близкими.
Кризис у ребенка в 7 лет
Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности. Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.
Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.
К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному
Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.
Кризис подросткового возраста
Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.
Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.
К внешним факторамможно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.
Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.
Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе. Внутренние факторыотражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.
В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.
Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.
В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.
Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Что нужно знать о кризисах?
Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более взрослым отношениям с окружающими.
3.Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.
Как пережить кризисы у детей?
Как пережить кризисы у детей? В заключение хотелось бы пожелать вам сохранять спокойствие в любой ситуации. Любой из нас когда-то сталкивался с проблемой взросления во времена своей юности и детства. Учитесь на примере и ошибках своих родителей, подкрепляйте их опыт полезной литературой. Постарайтесь смотреть на мир глазами ребенка, будьте рядом, когда ваш кроха нуждается в поддержке, и вам будет легче преодолеть любой возрастной кризис детей.