Семинар-практикум для молодых специалистов "Ученик. Проблемы дисциплины"
Семинар-практикум для молодых специалистов "Ученик. Проблемы дисциплины"
Проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.
Развитие личности ученика – ведущая задача современной школы. Она полагает в качестве своего определяющего условия личностно развивающегося в профессии учителя, для которого решение этой задачи составляет сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической деятельности, определяет содержание его профессионального самосознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для молодых специалистов "Ученик. Проблемы дисциплины"»
Семинар – практикум
Дисциплина
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут…Я педагог- психолог. Это второй семинар цикла «Учимся эффективно взаимодействовать: Молодой специалист – ученик, коллега, родитель» . На прошлом семинаре мы научились применять правило «трёх П» при проявлении подростковых кризисов на уроке. Сегодня мы поговорим о дисциплине. Удается ли вам добиться тишины на уроке? С каким настроением Вы заходите в класс?
Введение
Проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.
Развитие личности ученика – ведущая задача современной школы. Она полагает в качестве своего определяющего условия личностно развивающегося в профессии учителя, для которого решение этой задачи составляет сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической деятельности, определяет содержание его профессионального самосознания.
Сегодня нас конкретно интересует одно из требований к психолого-педагогической подготовке педагога – это умение организовать дисциплину на уроке.
Даже если Вы очень хороший учитель, об этом никто не узнает, если у Вас проблемы с дисциплиной. Даже если вы на высшем уровне владеете методикой преподавания, владеете различными формами и методами организации урока, все это вы не сможете применить на практике (или это будет затруднительно), если не будет порядка в классе.
Молодому педагогу сложно справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений.
Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, поэтому тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс.
Разберемся с понятием дисциплина.
Дисциплина – правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.
Дисциплина – это процесс, способствующий формированию у детей самоконтроля, самоуважения и воли
Следует понимать, что школьная дисциплина – это организующее начало, создающее условия для обучения школьников. Нет дисциплины – нет урока – нет знаний – нет мотивации удовлетворения от работы… 80%. Нет уважения учеников к учителю.
Дисциплина должна быть позитивной и конструктивной, а не негативной, не связанной с наказанием, хотя наказание может применяться в дисциплинарном процессе.
В качестве синонима поддержания дисциплины часто используется термин «управление классом». К управлению классом относятся все действия и взаимодействия, планируемые или спонтанные, которые осуществляются учителем в классе.
Проведенные на сегодняшний день исследования указывают на то, что дисциплина зависит от педагогических и психологических факторов.
Педагогические факторы:
- организация урока (пространства, учащихся, времени, деятельности);
- стиль преподавания; практика показывает, что смешанный авторитарно-демократический стиль руководства классом наиболее продуктивен для воспитания дисциплинированности. Урок расписан по минутам, интересно построен. Всё подчинено работе. Такой стиль преподавания убеждает учащихся в том, что дисциплина – залог успешной учёбы. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.
Психологические факторы:
- личность учителя;
- атмосфера в классе;
- знание психологии детей.
Взаимодействие учителей и учеников— это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Порой отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.
Давайте послушаем, что думают о дисциплине ученики? Видео Из видео становится понятно, что ребята понимают свою ответственность в создании дисциплины на уроке. Но, при этом всё равно время от времени нарушают правила, балуются, кричат, мешают проведению урока. Что мешает им вести себя примерно? Сегодня будем разбираться.
Прежде чем передать слово коллеге, выступление которого будет посвящено педагогическим факторам организации дисциплины на уроке я бы хотела представить Вам ещё и мнение учителей о создании дсициплины на уроке.
ПРАКТИКУМ
Существует 3 аксиомы «неприемлемого» поведения учащихся:
Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах (т.е. «неприемлемое поведение учащихся на уроках носит не систематический, а ситуативный характер). Например, у ребенка проблемы в семье, неразделенная любовь и т.д., и в результате накопленную агрессию, обиду, иные отрицательные эмоции выплескивает через нарушение дисциплины именно сейчас, в этот момент, на данном уроке. Бывает и так, что ученики целенаправленно создают ситуацию конфликта.
Любое поведение (выбор такого поведения) учеников подчинено общей цели. Базовая цель поведения ученика — чувствовать свою причастность к жизни школы. Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди — существа социальные. Ежедневно в течение 10—11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности — осознанию себя полноценной личностью» (Глассер, 1991. С. 29—30). В процессе школьной жизни базовая потребность ученика — ощущать себя причастным к школьной общности — воплощается в три частные цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности). Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».
Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей. Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. И действительно в 90% случаев присутствует одна из этих целей (мотивов) плохого поведения:
Привлечение внимания.
Власть
Месть
Избегание неудач
Каждую из целей рассмотрим по заданному алгоритму. В ваших программках есть табличка, по которой мы сейчас и будем анализировать мотивы поведения. Алгоритм включает: социальные причины (то, что спровоцировало проявление в поведение ребенка того или иного мотива); сильные стороны поведения (несмотря на неприемлемость поведения тот или иной мотив имеет сильные стороны); эмоции учителя (как эмоционально реагирует, его реакция); желания учителя или действие; реакция ученика на действие учителя; основные способы профилактики поведения учащихся при наличии данного мотива и меры экстренного реагирования (как оперативно реагировать на ситуацию провокации).
МОТИВЫ
Практическое задание 1.
Как определить тот или иной мотив поведения?
Предлагаем потренироваться на следующем примере: «Ученица сидит на уроке и рыдает». Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям. Ваша задача соотнести ситуации с дополнительными сведениями (представленными в табличке) с соответствующими мотивами поведения ( в табличке они расположены в хаотичном порядке).
Ситуация: на уроке сидит девочка и плачет.
Задание: соотнесите представленные ситуации с соответствующим мотивом поведения (объедините стрелочками).
Если вы подошли к ней и плач затих
месть
Если вы подошли к ней, и плач стал громче
привлечение внимания
Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии
избегание неудачи
Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может
власть
Практическое задание 2.
Участникам предлагается просмотреть ряд видеосюжетов1 и ответить на вопросы по заданному алгоритму (алгоритм ответа на слайде).
Вопросы:
Первопричина сложившейся ситуации на видео.
Предложите конструктивный выход из сложившейся ситуации.
Определите мотив поведения учащихся в данной ситуации.
Способы профилактики подобного поведения в дальнейшем.
Давайте разберем как поступать, если конфликтная ситуация случилась. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, учителю целесообразно запомнить некоторые подсказки.
Подсказка первая. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.
Подсказка вторая. «Задержите реакцию!» Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. “Факт незамечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.
Подсказка третья. «Переведи реакцию!» Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой. Этим снижается «замысел» борьбы.
Подсказка четвертая. «Будь рационализатором!» Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель.
Подсказка пятая. «Будь парадоксальным!» Постарайтесь при случае обратить коварный замысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так “разложить” суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно). Учитель предстает сильной и оригинальной личностью. Дети не любят серости.
Практическая работа 3
Ситуация 1.
Год назад я принял 8 класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Класс попал под влияние Николая. На одном из первых уроков ученик решил “прощупать” меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал писать на доске (использована подсказка №…) Затем я спокойно оглянулся на класс: дети замерли в ожидании (теперь реализована подсказка 1), спокойно глянул на часы (использована подсказка №…) и сказал: “Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, тот может укусить!” ((использована подсказка №…).
Взрыв смеха, гул одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше подобных “проб” на моих уроках не было.
Ситуация 2.
Рассмотрим случай успешного применения подсказки «Будь парадоксальным!». Это произошло на уроке иностранного языка. В классе стояла тишина. Ребята внимательно слушали учителя. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Тот подошел к сумке, развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, класс замер. Учитель взял котенка на руки и сказал: «Какой ты молодец, ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом “кошка”, а я забыл принести картинку с изображением котенка». Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Конфликт был исчерпан. (использована подсказка №…)
Ситуация 3.
Учительница биологии пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя…
Учительница начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Она ответила, что ей все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие. (использована подсказка №…)
Ситуация 4.
Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его…
Учительница химии, придя на урок и оценив ситуацию, не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт было добавлено ядовитое вещество, от которого человек может скончаться. Ученик, выпивший спирт, сознался. (использована подсказка №…)
Рефлексия
В качестве заключения предлагаем провести самоанализ собственной профессиональной деятельности применения техник педагогического воздействия при нарушении дисциплины. (видео)
В конце хотелось бы получить обратную связь от вас. Каждой команде будет предложена шляпа определенного цвета, в соответствии с которым нужно будет ответить на вопросы по данному семинару.
Красная шляпа – мне нужно это додумать, доработать, осмыслить
Жёлтая шляпа–занятие оказалось интересным, но я пока не готов к употреблению этого в своей работе
Зеленая шляпа – я готов что-то взять для себя из занятия и использовать в своей деятельности
Фиолетовая - Нужны ли такие семинары? В чём их польза?
Давайте вспомним те предложения, которые мы продолжали…