kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для молодых педагогов "Аутодеструкция.Что делать?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии будут рассмотрены вопросы:   понятие аутодеструктивного поведения подростков, его формы, внешние признаки,  причины возникновения.

Пять типов негативного поведения и правила помощи.

ПРАКТИКУМ: Что делать, если Вы заметили у ребёнка признаки аутодеструкции? Пошаговая инструкция  экстренного реагирования для педагога на аутодеструктивное поведение подростка  как «скорая помощь» если именно сегодня в школе нет психолога (или его нет в штате сотрудников).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для молодых педагогов "Аутодеструкция.Что делать?"»

Аутодеструкция: что делать?

Видео (песня про китов)

Почему в названии нет слова суицид?

Роспотребнадзор рекомендует не размещать сообщения о суициде на первой полосе, писать краткие сообщения о подобных случаях, без содержания подробностей о личности погибшего и его образе жизни.

Документ начинается с описания так называемого синдрома Вертера (по аналогии с романом Гете «Страдания юного Вертера» (1774 г.), после публикации которого была зафиксирована волна самоубийств). Наполеон запретил читать эту книгу своим офицерам.На самом деле никакой настоящей статистики нет (паталогоанатомы и другие). Это раздувание особой важности. Суициды были всегда. И свердловская область всегда была почти на первом месте.

В определении есть слово осознанный. Значит, самоубийства под влиянием групп должны называться всё – таки убийствами.

Группы смерти – сказать о том, что СМИ уводит родителей от реальной цели в сторону. Вместо того, чтобы заниматься своими детьми, призывают искать кого-то извне и бороться с этим кем – то.

МИФЫ И ФАКТЫ О САМОУБИЙСТВЕ

Мифы и предупреждения

Реальность

1.Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми

Это самый распространенный миф. Однако исследования показывают, что 80-85 % людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми.

2.Самоубийство невозможно предотвратить. Если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не сможет его остановить.

Кризисный период имеет определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является лишь временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.

3.Существует некий определенный тип людей, склонных к самоубийству.

Самоубийства совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы воздействия психотравмирующей ситуации и личностной оценки ее как непереносимой.

4. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные «знаки беды», которые необходимо знать людям из ближайшего социального окружения человека.

5.Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.

Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях товарищам, коллегам, родственникам, но их либо не понимали, либо не придавали значения соответствующим высказываниям.

7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит этого снова.

Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые 1-2 месяца.

8.Влечение к самоубийству передается по наследству.

Это утверждение никем не доказано. Если в семье были случаи самоубийства или их попыток, то вероятность их совершения другими членами семьи действительно возрастает. Хотя фатальной зависимости здесь нет.

9.Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительская деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства.

Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. В печати и других СМИ необходимо обсуждать не сам факт суицида, а какими способами можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.

10.Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания.

Употребление алкоголя с целью избавления от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект – обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым способствует самоубийству.



Если человек говорит о самоубийстве – он пытается привлечь к себе внимание

Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей

Самоубийство случается без предупреждения

Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

Все, приводящие к самоубийству действия, являются импульсивными

Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим

Самоубийцы редко обращаются за помощью

В течение полугода, предшествующем суицидальной попытке, 50% подростков обращаются к врачам или психологам

Разговор с кем-либо о его суицидальных мыслях может подсказать собеседнику идею суицида или даже побудить его совершить его.

 Разговор о суицидальных настроениях собеседника, в действительности демонстрирует ему, что кто-то готов понять и разделить его боль.



Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует

Предсуицидальный этап охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде.

Этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболее приемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему (завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательное осуществление суицидальных действий.

Наконец, постсуицидальный период охватывает промежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки.

Принято различать следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), суицидальные попытки и завершенные суициды.

Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении.

Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству.

Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом.

Понятие абортивной суицидальной попытки отсылает к случаям, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта.

Наконец, под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений. В отечественной литературе широко применяется разграничение демонстративно- шантажного, самоповреждающего (парасуицидального) и истинного суицидального поведения. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предполагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих.

Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения. Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательной реализацией обдуманного плана лишения себя жизни.

Типы

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).

У подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя подросток воспринимает беспомощным. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. При этом для склонных к суицидальным действиям подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другимОн не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.


Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?”

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Если у подростков нет положительного отношения к себе, то они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.

Таким образом, выделяют следующие причины подростковых самоубийств:
— конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителями — 66%,
— переживание обиды — 32%,
— чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38%,
— состояние здоровья — 15%.

По последним данным, самое большое количество самоубийств ( причём завершённых) связано с насилием в семье. Соответственно, если ребёнок подвергается насилию в семье, значит ни о каком доверии нет и речи. Поэтому его легче втянуть в группы смерти.

Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, но при этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь — против самого себя.


Аутоагрессияразновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным - когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен - так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

К определенному периоду жизни у ребенка формируется рефлексия - способность размышлять и анализировать самого себя. Он начинает оценивать свое поведение, что в нем хорошо, а что плохо. Свое неправильное поведение ребенок стремится убрать, для чего использует наиболее привычный и понятный ему способ, скопированный у родителей - воспитание наказанием. Ребенок начинает сам себя ругать и наказывать за плохие поступки и ошибки. Со временем такое самовоспитание становится привычкой.

Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. А.Е. Личко выделяет демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение. Кроме того, существуют так называемые «ситуативные» суициды – самоубийства, которые происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не справляются адаптационные защитные механизмы психики человека.

Формы аутоагрессивного поведения подростков.

  1. Самоповреждения- насечки, порезы, т. нанесения человеком самому себе телесных повреждений, порезов, царапин острыми предметами без цели лишения себя жизни, связанное с мотивами самонаказания за реальные или мнимые проступки, с общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, с желанием облегчить душевную боль при психологических травмах.

3) Конфликтность ( Правокаторство)

4) Самооговор

  • Избежать ответственность (нет я не хочу, я не смогу это сделать и т.д неуверенность)

  • Привлечение внимания ( готы, неформалы, , имидж плохого мальчика или девочки т.д)

  • Жалость

Рассказать про дашу М



Причины суицида очень сложны и многочисленны. Несмотря на то, что подростки обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких как публичное унижение, проблемы в учёбе, предательство, большинство экспертов считают, что это скорее повод , чем причина.

Существуют некоторые общие показатели, которые статистически увеличивают возможность самоубийства. Ими являются:

¨     мужской пол, Необходимо различать суицидальные попытки, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенные суицидальные действия. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста. В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей.

¨     психотравмирующее событие в возрасте до 15 лет,

¨     одиночество, или вынужденная социальная изоляция (переезд  на новое  место жительства),

¨     «потеря лица» — позор, унижение,

¨     смерть любимого человека, близкого родственника или друга,

¨     суицидальные попытки родственников, близких или друзей,

¨     суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом,

¨     соматическое заболевание,

¨     психическое заболевание,

¨     депрессия,

¨     сексуальное насилие,

¨     гомосексуальные факторы,

¨     нежелательная беременность,

¨     экономический кризис,

¨     злоупотребление алкоголем или наркотиками,

¨     высокий уровень жизни,

¨     бездетность.

  1. Слово «выпиливаться», «самовыпил», «оффнуться». На языке социальных сетей это значит «покончить с собой». Проследите, не появилось ли оно в лексиконе ребенка.

  2. Кит. Когда киты решают уйти из жизни, они выбрасываются на берег. Этот образ активно тиражируют люди, которые настраивают подростков на самоубийства в социальных сетях. Попавшая под влияние жертва, как правило, либо рисует китов, либо упоминает их в своих рассуждениях.

  3. Бабочка. Символ короткой жизни. Используется примерно так же, как и кит, хотя последний более распространен.

  4. Порезы на руках, пусть даже незначительные и совсем не похожие на попытки вскрыть вены. Некоторые «группы смерти» в социальных сетях используют фото с порезом как пропуск в сообщество. Есть и такие, которые допускают лишь изображение пореза.

  5. Новые, неизвестные кумиры. Многих подростков на самоубийство в социальной сети «ВКонтакте» вдохновила Рина Паленкова (она же Рената Камболина). Стоит следить и за упоминанием имен администраторов «групп смерти»: Филипп Лис (Цветановский), Ева Рейх, Эмилия Рейх, Адам Бер, Мирон Ситх (Сетх).

  6. Труднее всего расшифровать цифры или комбинации символов. Пропаганда самоубийства в социальных сетях использует много комбинаций. Самые известные на сегодняшний день – f57 и f58, «4:20» – «группы смерти» агитируют подростков просыпаться в это время.



Признаки в поведении подростка, которые могут дать повод для беспокойства:

  • слишком возбужденное поведение,

  • необычное снижение активности, безволие,

  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы,

  • плохое поведение в колледже, нарушения дисциплины,

  • потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие,

  • внезапное снижение успеваемости,

  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,

  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках,

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство,

  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

  • погруженность в размышления о смерти,

  • отсутствие планов на будущее,

  • нарушение сна (кошмары), бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

  • постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение,

  • подросток тяжел на подъем, ему трудно как и раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции),

  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

     ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

  1. 1.     Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

  2. 2.     Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

  3. 3.     Внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

  4. 4.     Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

  5. 5.     Словесные указания или угрозы.

  6. 6.     Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков.



Любое высказывание о стремлении уйти из жизни должно восприниматься серьёзно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое заявление о готовящемся самоубийстве.



Словесные высказывания

  • «Ненавижу жизнь»;

  • «Они пожалеют о том, что они мне сделали»;

  • «Не могу этого вынести»;

  • «Я покончу с собой»;

  • «Никому я не нужен»;

  • «Это выше моих сил»;

  • «Вы не должны беспокоиться обо мне»

  • «Я не хочу создавать вам проблемы».

  • «Я хочу уснуть и никогда не проснуться».

  • «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади».

  • «Они очень пожалеют, когда я их покину»…

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста. 

Но если специалиста в данный момент нет в школе? Что делать?

Прежде всего, сразу же после урока, на котором вы заметили что-то странное за ребёнком,

Общая схема экстренной психологической помощи при попытке самоубийства:

  1. Сбор информации; принятие решения о том, кто и какую помощь будет оказывать;

  2. Оценка летальности (оценка вероятности совершения попытки самоубийства);

  3. Присоединение к суициденту;

  4. Поиск и актуализация ресурса;

  5. Стадия «выслушивания»;

  6. Стадия «поворота на 180°»;

  7. Завершение ситуации.

Этап 1Сбор информации. Схема сбора информации строится из предпосылки о том, что времени практически нет. Исходя из этого, были выделены те аспекты, которые крайне важны для работы. Это такие данные как:

  • Пол, примерный возраст (необходимо для того, чтобы оценить вероятность совершения попытки).

  • Повод (какие события предшествовали совершению попытки суицида). Необходимо для выбора темы разговора.

  • Наличие\отсутствие психиатрического диагноза (важно для выбора стратегии помощи и обеспечения собственной безопасности).

  • Алкогольное или наркотическое опьянение (хронический алкоголизм). Важно для оценки летальности, выбора стратегии разговора.

  • Кто присутствует из значимых людей (важно, т.к. во многих случаях у близких можно получить дополнительную информацию, а также это помощь и поддержка для суицидента в последующие периоды).

  • Были ли другие попытки самоубийства у суицидента (т.к. возможно хроническое суицидальное поведение).

Этап 2. Оценка летальности.

Этап 3. Присоединение к суициденту.

Присоединение к суициденту является следующим этапом работы. Это первое, что должен сделать специалист, оказывающий помощь потенциальному самоубийце.

Человек, решившийся расстаться с жизнью, воспринимает весь мир как враждебный. Он нуждается в помощи, но не признает этого и отвергает попытки поговорить с ним. В такой ситуации присоединение чрезвычайно важно, оно помогает установить контакт между специалистом и суицидентом, давая почувствовать последнему, что человек, оказывающий ему помощь, является союзником, соратником, помогающим ему справиться с кризисной ситуацией, а не выступает от лица враждебного мира.

С другой стороны, важно не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней суициденту. При работе с суицидентом большая часть информации передается при помощи невербальных (поза, жесты, мимика) и паравербальных (интонация, тон, тембр голоса) механизмов. Такая информация передается нами и воспринимается окружающими независимо от нашего желания, однако, обычного количества информации достаточно в повседневной жизни, а в критической ситуации необходимо «усиливать» эти сигналы. В такой ситуации решающими являются навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания». Напомним, что выделяют присоединение по дыханию, по интонации, по темпу речи, по позе.

Заключить контракт с ребёнком ( не надо )

Необходимо помнить, что не всегда описанный выше алгоритм работы с суицидентом можно реализовать. Действовать необходимо в зависимости от контекста конкретной ситуации и состояния суицидента, ориентируясь на перечисленные выше направления работы, и при первой возможности передать пострадавшего специалистам (психологам, психиатрам, бригаде скорой помощи).

4 этап. В любой ситуации, даже если она кажется самой негативной, существуют положительные моменты. Такими моментом может быть то, что само событие уже произошло, то, что человеку удалось выжить, наличие жизненного опыта («все, что не убивает меня, делает меня сильнее») и т.д. Важно найти такие моменты для суицидента, сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого. Ресурс понимается как положительные моменты в сложившейся ситуации. Ресурс – это не выход из кризисного состояния, но он помогает человеку найти в себе силы решать сложившуюся ситуацию. Необходимо помнить об особенностях состояния суицидента: фиксированности на боли, туннельном сознании, переживании одиночества, безвыходности и т.д.

Основные принципы поиска ресурса:

  • Ресурс есть всегда;

  • Ресурс можно найти в любой, даже самой страшной ситуации;

  • Суицидент, как правило, не осознает наличие положительных сторон в ситуации, ему их необходимо показать;

  • Для человека может быть найден не один, а несколько ресурсов;

  • Чем больше ресурсов найдено, тем больше шансов на благополучный исход ситуации;

  • При поиске ресурса, специалисту важно найти ресурс не для себя, а для суицидента.

Этап 5. Стадия «выслушивания».

Основная задача этой фазы «следовать» за суицидентом; слушать его и не навязывать свою точку зрения. Это становится особенно важным, если вспомнить о том, что человек, находящийся на грани, противопоставляет себе весь окружающий мир, а если он рассказывает о своей боли и проблемах другому человеку, это означает, что тоненькая ниточка, возникающая в результате присоединения между потенциальным самоубийцей и его собеседником, становится прочнее, человек начинает доверять специалисту, видит в нем реального союзника. Здесь крайне важно обладать навыками эмпатического слушания и удерживаться от оценок, советов и не подсказывать варианты выхода из ситуации.

Этап 6. Стадия «поворота на 180°».

Стадия переворота, это чаще всего очень быстрая и очень эмоциональная стадия. Основная задача этой стадии – показать суициденту ситуацию с совершенно иной стороны. Необходимо «повести» суицидента за собой, актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации, ведь недостаточно того, что у человека появился союзник. Этот союзник, совершив переворот ситуации, помогает суициденту вновь повернуться к миру лицом. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде, с другой стороны.

  • Стадия переворота почти всегда инициируется тем, кто оказывает помощь. У суицидента просто нет возможности это сделать;

  • К перевороту ситуации можно приступать тогда, когда суицидент принял Вас, и Вы уже не просто идете за суицидентом, а, напротив, ведете его;

  • Недопустимо и опасно осуществлять стадию переворота до тех пор, пока не найден ресурс.

На стадии поиска ресурса мы помогаем суициденту, образно говоря, найти кочку в заболоченной местности, на которую он может опереться и оттолкнуться, чтобы «прыгнуть» из суицида. На стадии переворота, когда человек уже «протянул нам руку» и идет за нами, мы помогаем ему посмотреть на сложившиеся обстоятельства по новому, помогаем ему совершить этот прыжок.

Этап 7. Стадия завершения.

После стадии «переворота на 180°» наступает фаза завершения. Нельзя бросать суицидента на этом этапе. Необходимо понимать, что на стадии завершения у суицидента возможны такие реакции, как:

  • Плач;

  • Агрессивные реакции;

  • Апатия и сонливость;

  • Эйфорические состояния.

Корректировать состояние человека в этом случае нужно по схеме работы с острыми стрессовыми реакциями.

Необходимо помнить, что не всегда описанный выше алгоритм работы с суицидентом можно реализовать. Действовать необходимо в зависимости от контекста конкретной ситуации и состояния суицидента, ориентируясь на перечисленные выше направления работы, и при первой возможности передать пострадавшего специалистам (психологам, психиатрам, бригаде скорой помощи).

Неконструктивные позиции специалистов, работающих с суицидентом:

  • А что, если он все равно сделает это?

  • Я не в силах ему помочь.

  • Опять тяжелый разговор.

  • Я все могу.

  • Пусть он делает то, что хочет, это не мое дело.

  • Это безнадежно.

  • Он это делает только для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Позиция

Контраргумент

А что, если он все равно сделает это?

Приступая к работе с человеком, желающим расстаться с жизнью, всегда необходимо помнить, что окончательный выбор делает суицидент. Ответственность за свою жизнь, в конечном счете, несет сам человек. Специалист же несет ответственность за профессиональность своих действий.

Я не в силах ему помочь.

Безусловно, мы не может гарантировать, что спасем суицидента. Но сам факт присутствия другого человека и попытка помощи ему являются крайне важными, т.к. суицидент нуждается в помощи, он испытывает одиночество.

Опять тяжелый разговор.

Необходимо помнить, что как бы ни было тяжело сейчас специалисту, оказывающему помощь, суициденту еще труднее. Человек, решившийся на самоубийство, испытывает одиночество, отчаяние, для него сама жизнь кажется невыносимо тяжелой. Наличие этой позиции часто указывает на усталость, эмоциональное истощение самого специалиста, оказывающего помощь. Вероятно, для профессионала это сигнал необходимости самомотивации и самомобилизации, если речь идет о текущем суициде. Однако присутствие этой позиции свидетельствует также о том, что специалисту необходимо обратить внимание на свое здоровье.

Он специально это делает, чтобы нас всех напрячь.

Даже при демонстративном суициде велик риск летального исхода. Любая суицидальная попытка – это крик о помощи. Человек может не осознавать, насколько сильно он нуждается в помощи, и выражать это средствами, вызывающими раздражение у специалистов, желающих ему помочь. Человек кричит о своем кризисе так, как умеет.

Я все могу.

Эта позиция опасна переоценкой возможностей специалиста, оказывающего помощь самоубийце. Решение о своей жизни принимает сам суицидент. Это решение, в конечном счете, может не зависеть от профессионализма и опыта специалиста. Начиная работать с суицидентом, человек должен понимать, что суицидальная попытка, не смотря на его усилия, все равно может закончиться смертью.

Пусть он делает то, что хочет, это не мое дело.

Человек, находящийся в ситуации суицидоопасного кризиса, не может вполне отвечать за свои действия, совершать адекватный выбор. Его сознание сужено. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить суициденту жизнь – высшую человеческую ценность.

Это безнадежно.

Если человек до сих пор не совершил суицид, значит, что-то удерживало его от этого шага, значит, есть еще какой-то шанс помочь ему и его надо использовать. Отношение суицидента к смерти амбивалентное – в нем всегда есть часть, которая хочет жить, к ней мы и должны обращаться.

Он это делает только для того, чтобы привлечь к себе внимание.

При демонстративном суициде риск летального исхода достаточно велик. Не стоит забывать, что суицидальные действия – это крик, просьба о помощи. Человек может не осознавать, насколько сильно он нуждается в этой помощи.

Отрочество само по себе и есть отсутствие стерж­ня, это нормально. В первый день у новорожденного тоже нет ничего, за что он может держаться, надо только все время быть с ним, иначе он погибнет. На­до согреть его, укрыть и быть с ним. Если оставить новорожденного лежать на столе, он умрет. Точно так же и подросток, предоставленный заботам обще­ства, — у него больше нет ничего, что связывало бы его с прежней жизнью. Мама, которая только что родила малыша, ничего не может сделать для не­го, она слишком устала, она должна спать, эстафету принимают акушерка и медсестра. То же проис­ходит и с родителями подростка: они ничего больше не могут сделать, им «мат», как говорят шахматисты. Окончательный.

Но общество, которое окружает подростков, может что-то сделать. Крестные отцы и матери, дяди, тети. Это всегда благоприятно действует на подростков, ко-гда вмешиваются другие взрослые, кроме роди­телей.

Рекомендации родителям и подросткам

Фильм если не удаётся разговорить ребёнка, можно предложить ему посмотреть мультик






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Семинар для молодых педагогов "Аутодеструкция.Что делать?"

Автор: Казанцева Анастасия Юрьевна

Дата: 30.04.2017

Номер свидетельства: 412469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства