Взаимодействие педагогов с родителями. Профилактика семейного насилия
Ляшкова Ирина Анатольевна,
педагог-психолог
Р ебенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Ребенок , который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жестоко обращение с ребенком.
Жестокое обращение вызывает у детей:
- страх, чувство вины, стыда, гнева;
-обиду, жажду мести;
-разрушение «нравственных тормозов»;
-стремление к обману, изворотливость;
-ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
-агрессивное поведение;
-снижение самооценки, уверенности в себе;
-ненависть к себе и окружающим, чрезмерную жестокость к животным;
-часто вызывает задержку психического и социального развития ребенка;
-снижение способности к обучению;
-высокий риск асоциального поведения(употребление психоактивных веществ, побеги из дома)
Взаимосвязь с различными формами неблагополучия ребенка
Правонарушения подростков
Алкоголизм/ наркомания / ВИЧ/ранняя беременность
Детская смертность и инвалидность,
суициды
Жестокое обращение
с детьми и
неудовлетворение их
жизненных потребностей
Домашнее насилие
Трудности
в
обучении
Социальное сиротство
Институционализация
детей
Проблемы/ задержки в развитии
Сравнительное состояние мозга 3-летних детей
УЩЕРБ ИМУЩЕСТВА
ФИНАНСОВОЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ
ТИПЫ НАСИЛИЯ
ПСИХИЧЕСКОЕ
СЕКСУАЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
РЕЛИГИОЗНОЕ
(КУЛЬТУРНОЕ)
СЛОВЕСНОЕ
Если ребенок пережил насилие
- Не паникуйте.
- Выслушайте ребенка, но не вытягивайте из него информацию.
- Поговорите с ребенком в безопасной обстановке. Помните, безопасность ребенка стоит на первом месте.
- Запишите изложенную информацию.
- Убедите ребенка в том, что он сделал правильное решение. Рассказав о насилии.
- Доложите о насилии в подходящую службу помощи.
Действия при проявлении домашнего насилия
- Ознакомьтесь с законодательной системой защиты детей и требованиями обязательного сообщения о факте насилия;
- Осознайте стресс ребенка, живущего в неблагополучных семьях;
- Пропагандируйте анти-насильственные программы в классе и школе;
- Верьте ребенку и выслушивайте, что он хочет вам сказать;
- Не критикуйте семью ребенка. Несмотря на насилие, ребенок испытывает привязанность к дому;
- Консультации для детей. Отправьте ребенка к специалисту на консультации, но это лишь один аспект помощи.
На что обращать внимание:
- Падение успеваемости;
- Снижение самооценки;
- Испуг в присутствии мужчин;
- У ребенка появилась злость и агрессия (мальчики), или же пассивность и податливость (девочки);
- Пропуски уроков без причины.
И
Документы по организации работы с ребенком
- Акты обследований и график посещений семьи учащегося.
- Межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- План работы с родителями по защите прав ребенка
- Журнал регистрации приглашенных в школу специалистов и направлений жертв насилия на консультацию в соответствующие центры.
- План профилактических бесед социального педагога с субъектом насилия, если им оказался работник школы.
- Рекомендации для классного руководителя и иных педагогов по построению взаимоотношений с учеником, пострадавшим от насилия.
- Личное дело, содержащее характеристику несовершеннолетнего; сведения о том, как и от кого стало известно, что он подвергался насилию; диагностическая карта, медицинская справка, если пострадавший был направлен в медицинское учреждение, и др.).
- План работы педагога социального с жертвой насилия.
- Рекомендации для учащихся по безопасному поведению.
Материалы для выявления отношения к ребенку в семье
Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми
Начало предложения
Мама со мной ласкова...
окончание предложения
Папа со мной ласков...
часто
иногда
часто
Мама на меня кричит...
редко
Папа на меня кричит...
иногда
часто
никогда
редко
иногда
часто
Мама может меня шлепнуть, ударить...
иногда
редко
никогда
часто
Папа может меня шлепнуть, ударить...
никогда
редко
иногда
часто
никогда
редко
иногда
никогда
редко
никогда
Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми
Считаете ли вы, что можно:
- делать замечание чужому ребенку?
- делать замечание своему ребенку?
- кричать на чужого ребенка?
- кричать на своего ребенка?
а)
да;
б)
затрудняюсь ответить;
в)
нет.
Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1)Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.
2)Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.
3)Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
4)Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.
5)Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.
6)Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка.
- Анкета определения благоприятности семейной атмосферы;
-Анкета для родителей по выявлению уровня гуманных отношений к ребенку в семье ( Сенько В.Г.);
-Анкета выявления отношения ребенка к родителям (Сенько В.Г.);
-Тест –опросник родительского отношения (А.В. Варга, В.В.Столин);
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер,Юстицкий);
- Рисуночный проективный тест «Семейная социограмма»
Работа с детьми
- тренинги по родительству для старшеклассников о важности формирования прочной привязанности, удовлетворения эмоциональных нужд ребенка
- программы по развитию привязанности и эмпатии
- Игры для создание дружеской, поддерживающей атмосферы в классе (игра «Тайный друг», «Ручеек комплиментов», т.д.)
- Тренинги по ненасильственному разрешению конфликтов
- Четкие границы дозволенного в отношении проявления насилия между детьми
«САМОАНАЛИЗ»
1)Каким образом я взаимодействую с родителями?
2)Что у меня получается лучше всего в работе с семьей?
3)Что получается у меня недостаточно хорошо или не получается вовсе во взаимодействии с семьей?
4)Что мне необходимо для решения проблемы в п. 3?
ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ
ЯЗЫК НЕПРИНЯТИЯ
Оценка поступка
Похвала
Комплимент
Ласковые слова
Поддержка
Выражение заинтересованности
Сравнение с самим собой
Согласие
Контакт глаз
Улыбка
Доброжелательные интонации
Поощрения
Выражение своих чувств
Отражение чувств ребенка
Отказ от объяснений
Негативная оценка личности
Сравнение не в лучшую сторону
Приказы
Игнорирование
Подчеркивание неудачи
Оскорбление
Наказание
Угрожающая поза
Негативные интонации
Угроза
Профилактика насилия
Общество
Семья
Сообщество
Индивидуум
Социальные меры :
- информирование общественности
- усиление полиции и судебной системы
- уменьшение бедности и неравенства
- реформа образования
- снижение доступа к средствам насилия
- создание программ занятости
Меры на уровне семьи :
- программы для родителей
- посещение семей
- семейная терапия
- программы наставничества
Индивидуальные меры :
- расширение социальных программ
- профессиональное обучение
- оказание помощи и поддержки жертвам
Мероприятия по предупреждению насилия могут проводиться на многих уровнях.
На индивидуальном уровне можно выделить такие мероприятия, как внедрение программ социального развития, профессионального обучения, а также предоставления помощи и поддержки жертвам насилия.
На уровне взаимоотношений и семьи многообещающими оказались такие вмешательства, как родительские тренинги, программы посещения семей, семейной терапии и наставничества.
На уровне сообщества профилактические действия могут включать максимальное ограничение доступа к алкоголю, изменения в работе общественных институтов, таких как школы или медицинские учреждения, выявление потенциальных жертв насилия и превентивные меры по снижению риска, а также улучшение качества работы травматологических служб и доступное здравоохранение.
На уровне общества в целом мероприятия могут включать улучшение информированности граждан о проблеме насилия, укрепление правоохранительных органов и судебных систем, борьба с бедностью и неравенством, осуществление образовательных реформ, ограничение доступа к орудиям насилия и создание рабочих мест.
Важно, чтобы при разработке превентивных стратегий использовались научно обоснованные данные. Это означает, что план вмешательства должен основываться на точных данных, касающихся проблемы и связанных с ней факторов риска. Всестороннее понимание проблемы позволит разработать стратегию, которая будет соответствовать поставленной цели. Кроме того, необходимо проводить тщательную оценку и анализ эффективности вмешательств, для того чтобы определить, были ли они действенны и продолжают ли оставаться таковыми. Поскольку финансирование разработки и внедрения мероприятий по предотвращению насилия обычно ограничено, важно проверять, правильно ли тратятся деньги.
Также необходимо учитывать вероятность того, что вмешательства, эффективные в одном сообществе, будет невозможно просто перенести на другое сообщество. Хотя некоторые из приведенных выше вмешательств могут давать хорошие результаты во многих странах с разными культурами и уровнем экономики, не следует считать, что они будут эффективны в любом сообществе, поэтому всегда необходимо рассматривать целесообразность их проведения.
Меры на уровне сообщества :
- ограничение доступа к алкоголю
- институциональные изменения
- выявление / наблюдение за лицами из группы риска совершения насилия
- улучшение помощи при травмах и доступа в медицинские учреждения
19
Спасибо за работу!