Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:
формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии;
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Оборудование: мультимедийная презентация, мяч, листы бумаги, ручки (по количеству участников), ватман с силуэтом дерева без листьев, вырезанные из бумаги листья, клей, фломастеры, мольберт.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас будет проходить семинар-тренинг «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия».
Слайд 2
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу
Слайд 3
А сейчас я предлагаю вам принять участие в упражнениях:
Упражнение «Аплодисменты»
Целью данного упражнения является создание благоприятной групповой атмосферы.
Предлагаю начать наше занятие с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью.
Спасибо за аплодисменты, мы почувствовали вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.
В настоящее время, важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно–ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в мировой педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности.
Слайд 4
Следующим упражнением нашего занятия будет:
Упражнение «Чем мы похожи»
Целью данного упражнения является повышение доверия участников друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Участники передают мяч коллеге на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Юля, я передаю тебе мяч, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)» Юля выбирает кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не передадут мяч.
Вывод: все мы разные, но у нас есть много общего, все мы чем-то похожи.
Необходимо отметить, что толерантные люди, лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому они менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
Слайд 5
Так что же такое толерантность?
Определение слова «толерантность» в разных странах мира:
В испанском языкеоно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском– отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском– способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Теперь мы знаем, что определения существующие на разных языках, в целом совпадают, однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности.
Слайд 6
В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дано такое определение: «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…».
Слайд 7
На слайде представлены характеристики толерантной и интолерантной личности.
И сегодня я хочу поговорить с вами о том, какую роль при взаимодействии со школьниками и родителями, имеет такое качество педагога, как толерантность.
Основная роль эмоционального благополучия ребёнка в школе, принадлежит, на наш взгляд, педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие.
Поэтому особую актуальность во взаимодействии со школьником имеет такое качество взрослого, как толерантность.
В педагогическом процессе терпимое и нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком.
Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым к нему требованиям и в результате начинает раздражать педагога.
Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей (у других людей они могут вызывать раздражение), способен не только принять их качества, в том числе негативные, поведение таким, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит. В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль.
Условно можно выделить типы педагогов с терпимым и нетерпимым отношением к ребенку. Мы хотим предложить вашему вниманию психологическую характеристику типов педагогов. Предлагаемая психологическая характеристика типов педагогов не преследует цель обидеть педагогов или указать на их недостатки. Эта характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от ошибок.
Слайд 8
Тип педагога «Диктатор»
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!».
Лозунг: «Вы ответите мне за все!».
Краткая характеристика: Данный тип педагога разрушителен для личностного развития детей и поэтому является источником дезадаптации ребенка к школьному учреждению. Неприязнь к детям, неспособность к педагогической деятельности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремление ограничивать их деятельность твердыми рамками запретов, манипуляций, оскорблений и даже физических наказаний.
Слайд 9
Тип педагога «Снежная королева»
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!».
Лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!».
Краткая характеристика. Педагогический труд рассматривается как «повинность», отработка рабочего времени от и до. Часто в эту группу входят «выгоревшие» педагоги с «хронической усталостью», эмоционально и интеллектуально истощенные, переживающие состояние педагогического кризиса, или педагоги, занимающие «чужое» место. Данный педагог, как правило, индифферентен к педагогической деятельности и образовательному процессу, игнорирует обращенные к нему проблемы детей, родителей, минимизирует выполнение необходимых профессиональных обязанностей.
Его характеризует также нежелание действовать, стремление переложить ответственность на других, позиция пассивного, равнодушного созерцателя. Данный педагог, так же как и «Диктатор».
Слайд 10
Тип педагога «Боец»
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!».
Лозунг: «Делай, как я!».
Краткая характеристика: «Боец» «формирует» личность, активно «содействует» ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля, склонен проявлять открытую неприязнь, агрессивен, стремится действовать открыто: публично смеяться и издеваться над ребенком либо бороться с ним всеми доступными ему средствами (у каждого педагога свои – в зависимости от мировосприятия, этической и психологической культуры). Для такого педагога характерна определенная степень эгоцентричности, в соответствии с которой он «подгоняет» детей под стандарт «хорошего», с его точки зрения, ребенка. Педагог отдает предпочтение «любимчикам», многое им прощает, тогда, как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастным.
Слайд 11
Тип педагога «Сноб»
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки».
Лозунг: «И когда только вы вырастете!».
Краткая характеристика: «Сноб» терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно, хотя и «свысока» ведет себя с обеспеченными родителями, но в то же время невыдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице, так как считает себя опытнее, образованнее, воспитаннее, умнее. Подобным образом педагог относится и к детям. Главный недостаток – негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей.
Слайд 12
Тип педагога «Стойкий»
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!».
Лозунг: «Все получится, нужно только немного подождать!».
Краткая характеристика. В основе педагогического труда такого педагога может лежать личная выгода, собственное удобство, равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, поскольку терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.
Слайд 13
Тип педагога «Золушка»
Педагогическое кредо: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».
Лозунг: «Ну что я могу для тебя сделать?».
Краткая характеристика: «Золушкой» чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становления своей карьеры. Они растерянны и не знают, как грамотно вести себя в различных педагогических ситуациях, что проявляется в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен как детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам находится в адаптационном процессе.
Слайд 14
Тип педагога «Черепаха Тортилла»
Педагогическое кредо: «Это дети (молодые родители и т.д.), и этим все сказано!».
Лозунг: «У вас все получится со временем!».
Краткая характеристика. Такой педагог относится к детям «сверху», с позиции покровительствующего: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточнуюдецентрацию к ребенку. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные…». «Мне нравится ваше поведение, но я хотела бы видеть вас более старательными». Дети любят такого педагога.
Слайд 15
Тип педагога «Альтруист»
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов вас принять, лишь бы вам было хорошо!».
Лозунг: «Все дано от природы, я мало, что могу сделать!».
Краткая характеристика: Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогическим вмешательством навредить их личностному росту, что ведет к полной уступчивости. В целом он лоялен, может быть излишне эмпатичен, принимает ребенка.
Слайд 16
Тип педагога «Миролюбец»
Педагогическое кредо: «Исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего развития».
Лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!».
Краткая характеристика. Это идеальный тип педагога. Он любит детей, с удовольствием с ними работает. Отношения основаны на принятии, любви к детям, понимающем сопереживании, ненасильственном сопровождении их личностного роста и развития, направлены на развитие уникальной сущности каждого ребенка.
Отметим еще раз: первостепенная роль комфортного пребывания ребенка в школе принадлежит педагогу: от того, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого и воспитанников. Чем больше таких педагогов, тем более гуманистична образовательная среда и общество в целом, поскольку основы взаимоотношений, взаимовосприятия, самооценки закладываются в школьном детстве. Это тот базис, с которым ребенок затем вступает в жизнь, и обеспечить ему безболезненное вхождение – задача педагога. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и, конечно же, совершенствоваться, развиваться и двигаться вперед.
Слайд 17
А сейчас приступим к упражнению:
Упражнение «Пословицы»
К пословице того или иного народа нужно подобрать русский аналог (данное упражнение призвано подчеркнуть сходные черты национальностей):
Слайд 18
Вражда и дружба-сестры. (Кыргызстан)
От ненависти до любви-один шаг. (Россия)
Слайд19
Где нянек много, там дитя безного. (Беларусь)
У семи нянек дитя без глаза. (Россия)
Слайд 20
Два арбуза не удержишь. (Кавказ)
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (Россия)
Слайд 21
От рябины яблок не жди. (Латвия)
От осинки не родятся апельсинки. (Россия)
Слайд 22
Нерадивый дважды делает. (Татарская республика)
Семь раз отмерь-один отрежь! (Россия)
Слайд 23
В чей обоз сел, те песни и пой. (Казахстан)
В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Россия)
Слайд 24
Неторопливый осел раньше достигает цели, чем резвый жеребенок. (Узбекистан)
Тише едешь – дальше будешь. (Россия)
Слайд 25
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Эстония)
Язык до Киева доведет. (Россия)
Примерные вопросы для обсуждения:
Что вы заметили в данной игре с пословицами?
Следовательно, цитируя великих людей можно сделать вывод:
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. (Д. Лихачев)
Наша истинная национальность - это человечество. (Герберт Джордж Уэллс)
Слайд 26
Упражнение «2 портрета»
Цель данного упражнения: осознать роль установки в аспекте проявления толерантности. Участники делятся на 4 группы, каждая из групп получает конверт с заданием. Даются совершенно одинаковые портреты и задание, в котором одной группе сообщается, что данный человек – серийный убийца, а другой группе, что данный человек – известный ученый. Далее предлагается найти черты лица, которые доказывают, что перед ними именно такой тип человека. Группы по очереди зачитывают свои варианты ответов.
Мы видим, что все группы получили один и тот же портрет, но были даны разные установки под воздействием которых вы искали доказательства того что ученый - гениален, а преступник - неприятный, злой.
На самом же деле перед вами портрет Розмарин Уэст - британский серийный убийца и многодетная мать, в настоящее время заключенная в тюрьме строгого режима, после того как ее осудили в 1995 году за десять убийств молодых девушек.
Это упражнение заставляет нас подумать дважды, перед тем как кого то судить. Из данных фотографии видно, что мнение о человеке со слов других и его внешности может быть оченьобманчивым.
Слайд 27
Упражнение «Красноречивая картина»
Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины. Для того чтобы войти в образ, примите позу, в которой находится персонаж на полотне и … говорите, что вы думаете и чувствуете. Сейчас мы раздадим по командам изображения картин и попросим вас выполнить упражнение.
Слайд 28
Картина «Мона Лиза» или «Джоконда»,художник Леонардо да Винчи.
Слайд 29
Картина «Алёнушка», художник Виктор Михайлович Васнецов.
Слайд 30
Картина «Рождение Венеры», художник Сандро Боттичелли.
Слайд 31
Картина «Кающаяся Мария Магдалина», художник Тициан Вечеллио.
Слайд 32
Картина «Три Богатыря», художник Виктор Михайлович Васнецов.
Слайд 33
Картина «Охотники на привале», художник Василий Григорьевич Перов.
Слайд 34
«Утро в сосновом лесу», картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.
Слайд 35
«Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо.
Слайд 36
Упражнение «Позитивный взгляд»
«Мы очень часто расстраиваемся и теряем уверенность в себе под влиянием оценок других людей, и даже безобидный вопрос, заданный либо не в очень корректной форме, либо не вовремя, может вывести нас из себя. Предлагаю такую игру: на листе бумаги один под другим записаны вопросы, которые могут быть заданы вам лично. Справа вы видите две колонки. В первой - запишите, пожалуйста, позитивный смысл вопроса, а во второй – негативный. Ведь в каждом вопросе есть и тот, и другой смысл в зависимости от ситуации и отношений с человеком, который задает вопрос. Пофантазируйте и постарайтесь найти и тот, и другой смысл в каждом вопросе».
Например, ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?
+ совместная перспектива
- назойливость, любопытство
ВОПРОСЫ:
1. «Как дела?»
2. «У тебя такая красивая блузка. Сколько стоит?»
3. «Ты села на диету?»
4. Завуч спрашивает: «Нет проблем в вашем классе?»
5. На родительском собрании родители учащихся: «А каков Ваш педагогический стаж и опыт работы?»
Обсуждение. Теперь у вас есть возможность убедиться, что практически любой вопрос, обращенный к вам, можно интерпретировать по - разному. А дальше уже вам решать, есть ли смысл принимать все близко к сердцу и расстраиваться в тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс. В результате – вы поможете человеку, может быть, и ничего не имеющему против вас, выйти достойно из неловкой ситуации и сохраните свое достоинство и уверенность в себе.
Слайд 37
Упражнение «Телефонный разговор»
В наше время трудно представить себе жизнь без телефона. Однако неверно утверждение, что общаться по телефону проще простого. Для телефонных переговоров очень важно умение слушать (и слышать!), четко формулировать свои мысли, грамотно задавать вопросы, убеждать и т.д. Пусть сейчас участники продемонстрирую нам технику телефонного разговора. Приветствуются фантазия и юмор!
Итак, в упражнении участвуют два человека от каждой группы. По условию игры один игрок звонит по телефону, а другой отвечает на его звонок. Условия разговора указаны в карточках.
Слайд 38
1-й вариант карточек
1) Вам нужно убедить своего собеседника в необходимости делать зарядку по утрам. Продолжайте разговор, во что бы то ни стало, заставьте собеседника выслушать вас.
2) Вы — злостный грубиян и лентяй. Вам хочется поскорее «отвязаться» от собеседника, но откровенно хамить нельзя, нужно стараться быть вежливым. Трубку класть запрещается.
Слайд 39
2-й вариант карточек
1) Вам скучно, и вы звоните своей подруге и болтаете о всем, о чем угодно: рассказываете ей новости про себя и других приятельницах, жалуетесь на своего начальника, делитесь новыми кулинарными рецептами, говорите о моде и т.д. Вы настолько увлечены, что вам не хочется ни в коем случае прекращать разговор.
2) У вас ужасно плохое настроение и вам совершенно неинтересно, что рассказывает подруга. Вы пытаетесь ей деликатно намекнуть об этом. Первой заканчивать разговор нельзя.
Слайд 40
Сейчас я предлагаю вам ответить на небольшой тест и узнать, терпимы ли вы.
Тест на терпимость
Но одно условие: отвечайте, быстро, не задумываясь.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Вы способны иногда, и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать за горло тогда, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Слайд 41
Упражнение «Затруднительная ситуация»
А сейчас мы хотим предложить вам упражнение. На группу из 2-3х человек будет дана затруднительная ситуация, из которых вам необходимо найти оригинальный выход. Игроки наугад вытаскивают по одной карточке, вслух читают написанные там вопросы, либо это делает ведущий. Обсуждение.
Слайд 42
Теперь мы хотим рассказать вам сказку о школе.
«Школьная сказка»
В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец.
Ещё в стародавние времена прежние правители свезли во дворец все мудрые книги, обустроили все залы так, чтобы в них было уютно, и открыли самую настоящую сказочную школу. Здесь маленькие жители страны начинали узнавать законы жизни, постигали древние знания, познавали, на что способны. Много учителей сменилось в школе. И вот в неё пришли преподавать Маугли, Крот и Стрекоза.
Вам покажется, что все они – герои разных сказок и поэтому не могут быть вместе, а тем более преподавать. Но это же сказка, в ней возможно всё.
Маугли много играл со своими учениками. Он учил сам и давал возможность учить себя. Ему было интересно, и никогда он не проводил уроки одинаково. Он был большой выдумщик и фантазёр.
Кроту не всегда нравилась манера Маугли вести уроки. Ведь крот был очень умным и учил «правильно», как это делали многие поколения учителей. Крот не выносил яркого света новых идей. Ученики на его уроках узнавали много нового, но этого нового было так много, что часто их голова с этими знаниями не справлялась.
Что касается Стрекозы, то она была, пожалуй, самым необычным учителем. В её учебном зале стояло большое зеркало. Ведя урок, она то и дело смотрелась в него. Стрекоза очень нравилась себе, ей нравилось, как она ведет урок. Правда, ей казалось, что в школьном дворце она мало себя реализует. Но что может стоить мнение учеников для такой прелестницы, как она? Надо ли говорить, что прекрасная Стрекоза чувствовала себя невостребованной.
Часто после уроков, когда школьный дворец пустел, Стрекоза говорила Кроту и Маугли, что скоро улетит отсюда. Ведь ей так важно было знать, что она здесь только временно. Крот усмехался, а Маугли удивлялся этому.
И вот пришло время, когда Стрекоза сказала: «Все, с меня хватит! Мне надоели эти глупые ученики и их напыщенные родители! Да и сам этот дворец такой противный! Я буду прилетать сюда, когда мне этого захочется!»
С этого дня покой и привычный ритм школьного дворца были нарушены. Крот стал ворчливым, а Мауги беспокойным. Зачастую Крот старался уличить Маули в том, что тот учит недостаточно хорошо. А Маугли называл Крота скучным и неинтересным. Стрекоза появлялась тогда, когда ей вздумается, и принимала сторону то одного, то другого.
Эта ситуация тянулась довольно долго и все к ней привыкли.
Но однажды в школьный дворец пришёл Медведь Балу. Он был добрым и весёлым, знал много разных историй и обладал мудростью и жизненным опытом. Пришел он во дворец не случайно. Он очень хотел поделиться знаниями с учениками и учителями, сделать их жизнь интересной и разнообразной, рассказать, как много удивительных вещей происходит в их сказочном мире, научить быть добрее и терпимее друг к другу.
На приход Балу каждый реагировал по-своему. Ученики заинтересованно, Крот усмехался, Стрекоза кокетничала, а Маугли подружился с ним. Ведь они из одной сказки и были единомышленниками.
Балу собрал Большой Совет.
«Друзья мои!» - начал он. Когда я шел сюда, я и не думал, что увижу таких прекрасных и разных учителей. Ведь помимо того, что вы умеете хорошо учить, каждый из вас обладает особенным даром. Как земля хранит корни деревьев, тянущихся к свету, так Крот хранит знания, оставленные нам предшественниками. Крот не только их хранит, но и точно передаёт их своим ученикам. Как воздух переносит всё новое, так и Стрекоза, всюду летая, приносит нам много новостей, умеет красиво показать нашу работу и пробудить к ней интерес даже в самых далёких уголках нашего сказочного государства. Ну а применить новое, преобразовать уже известное умеет Маугли – ведь он так ловко приспосабливается к постоянно изменяющемуся сказочному миру!»
Крот, Стрекоза, и Маугли посмотрели друг на друга и улыбнулись.
«Надо же, Балу, мы думали, ты не поймёшь нас и осудишь! А ты увидел то, о чём мы давно забыли…»
С тех пор Крот, Стрекоза, Маугли и Балу собирались на Большом Совете. Они делились друг с другом своими наблюдениями, идеями и знаниями. Каждый из них чувствовал себя полезным и востребованным.
А школьный дворец засиял и приобрел удивительную притягательную силу: он притягивал к себе всё хорошее, творческое, светлое, ибо в нём царило СОГЛАСИЕ.
Вот и в нашем коллективе пусть царит согласие, взаимоуважение, понимание. Каждый из нас должен осознать свои недостатки и постоянно работать над собой, чтобы создать в нашей школе благоприятную толерантную атмосферу для всех участников образовательного процесса.
Слайд 43
Закончить наше занятие мы хотим рефлексией
Творческая работа «Дерево толерантности»
Участники на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, какими качествами должны обладать взрослые и дети, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев. Рассматриваем «Дерево толерантности», делаем вывод, что здесь написаны все те качества, которыми должен обладать толерантный человек. Спасибо всем за активную работу!
Слайд 44
Но не забываем,что…
Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя… Эразм Роттердамский