Семинар-практикум "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ"
Семинар-практикум "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ"
Решение проблем развития творческой личности педагога и наполнения педагогического процесса компонентами здоровьесберегающей педагогики актуальны и требуют постоянного внимания к их разрешению.
Материалы, используемые в ходе семинара-практикума, стимулируют:
- развитие навыков и умений руководить креативным процессом, преодоления стереотипов и барьеров, которые ограничивают творческий потенциал;
- актуализацию и активизацию процессов личностного творческого развития;
- формирование личности педагогов и становления их готовности к полноценной творческой работе;
- умение применять свой творческий потенциал и осознавать характеристики креативной среды, а также отрабатывать навыки саморегуляции эмоциональной сферы и поведения, отстаивать свои позиции, искать общие решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ"»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ДОНЕЦКА
МДОУ «ЯСЛИ-САД № 395 Г. ДОНЕЦКА»
Донецк – 2019
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Семинар – практикум подготовлен
педагогом - психологом МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Погребняк Татьяной Ивановной
Тема семинара:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК
КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Продолжительность: 1,5-2 часа
Количество и категория участников: начинающие психологи или педагоги дошкольных учреждений, 15-20 человек
Сроки проведения: январь 2019 г.
Место проведения: МДОУ № 395 г. Донецка
Цель семинара:
осознание участниками своего творческого потенциала и креативности.
Задачи семинара:
развитие навыков и умений руководить креативным процессом, преодоления стереотипов и барьеров, которые ограничивают творческий потенциал; актуализация и активизация процессов личностного творческого развития; формирование личности педагогов и становления их готовности к полноценной творческой работе; умению применять свой творческий потенциал и осознавать характеристики креативной среды, а также отрабатывать навыки саморегуляции эмоциональной сферы и поведения, отстаивать свои позиции, искать общие решения.
Структура семинара:
а) теоретический материал, который подается в форме мини-лекций и бесед;
б) практические упражнения, во время выполнения которых педагоги могут получить необходимые интерперсональные умения и практически использовать приобретенные знания;
Форма проведения: семинар-практикум, разделение участников на 3 подгруппы.
Оснащение работы семинара: оборудование для видеопрезентации, материалы для изобразительной, конструкторской и театрализованной деятельности, передвижной стенд «Доска объявлений», исскуственная елочка, лестница-стремянка и др.
ХОД СЕМИНАРА
1. Творчество и креативность: залог психического здоровья.
Мини-лекция
2. «Миниатюрная модель творческого акта» (П. Торренс, рисуночный тест)
3. «На пути в страну Творчества»: познавательно-игровой комплекс.
Игры и упражнения на познание творческих возможностей.
1. МИНИ-ЛЕКЦИЯ
«ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ: ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
20 мин
Цель: формирование знаний педагогов о творчестве и креативности.
Способность к творчеству – креативность (англ. creativity) – это умение человека видеть вещи в новом необычном ракурсе. Наше ежедневное рутинное существование обусловлено множеством правил и законов. Часть из них (например, чистить зубы по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы, вошедший в привычку распорядок дня) выполняются автоматически, рефлекторно. Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в поразительное противоречие с данной человеку от Бога способностью лицедействовать, играть, быть творцом.
Сравнение творческого и логического мышления [Алдер X. НЛП. Современные психотехнологии. 1]:
1. Логическое (вертикальное) мышление избирательно; творческое (горизонтальное) мышление имеет более общий характер. Вертикальное мышление допускает существование только одного пути и отрицает все остальные направления. Горизонтальное мышление рассматривает и сравнивает все возможные пути, обращает особое внимание на новые направления и всегда оставляет возможность для нового выбора. Помните, лучше большой выбор, чем никакого [1].
2. Вертикальное мышление признает только отдельные последовательные шаги; горизонтальное - допускает логические прыжки (логика при этом может быть оттеснена на задний план) [1].
3. При вертикальном мышлении каждый шаг должен быть правильным; при горизонтальном - важен лишь итоговый результат. Точно так же при сооружении моста его части не должны поддерживать друг друга до момента окончания строительства[1].
4. Вертикальное мышление "отрабатывает" те направления, которые не гарантируют быстрого успеха; в горизонтальном мышлении не отбрасывается ничего. Каждый путь потенциально ведет к успеху, даже если его "плюсы" остаются в тени до настоящего момента. Здесь уместно вспомнить о необходимости позитивной формулировки цели, а также привести утверждение: "Не существует неудач, есть только обратная связь"[1].
5. Вертикальное мышление склонно слишком быстро наклеивать ярлыки и давать категоричные оценки; горизонтальное мышление стремится избегать шаблонов и жестких схем[1].
6. Вертикальное мышление придерживается давно проложенного, наиболее легкого пути; горизонтальное - пути, которые на первый взгляд кажутся наименее обещающими. Некоторые из техник специально предназначены для того, чтобы переворачивать вещи на 180 градусов (и получать при этом прекрасный результат)" [1].
Специалисты по развитию креативности предлагают преодолевать функциональную фиксированность, то есть искать необычные способы применения обычных вещей. Сейчас креативность поможет участникам встречи в поиске нового решения старых проблем в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона.
2. «Миниатюрная модель творческого акта» (П.Торренс) – 10 мин.
(фигурный, рисуночный тест)
Выявление людей со скрытым творческим потенциалом, если он не обнаруживается другими методами.
Художественный уровень работ не оценивается. Самое главное – идея!
Общеизвестно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов, а особенно творческих, может достичь педагог?
Еще один компонент снижения профессионализма - синдром хронической усталости, который лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает такие деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, т. е. авторитарность, утрата способности к творчеству и т.д.
Если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребенка. Словно педагога не существует! У него только растет объем отчетной документации контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остается наедине со своими проблемами.
Но всем ясно, что проблемы педагога — это проблемы всего общества. Реально помочь людям, чья судьба связана с обучением и воспитанием детей вполне могли бы институты усовершенствования, проводя специальные курсы по реабилитации физического и психического здоровья педагогов.
Но педагоги и самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела и души, а также меры, предупреждающие их эмоциональное и интеллектуальное истощение.
Замечательным инструментом является творчество, как в искусстве, так и в любой другой сфере деятельности человека.
Творчество создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, оригинального самовыражения педагога. Кроме того, его можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий творчеством.
Творчество позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное — разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.
Здесь возникает вопрос: что мешает нам следовать этим пожеланиям в своей жизни и работе? И не когда-нибудь, а здесь и сейчас, пока живем настоящей минутой. Ведь слово «настоящий» означает не только «связанный с данным моментом», но и неподдельный, неискусственный, естественный, истинный.
Ученые предлагают несколько положений, о соблюдении которых надо всегда помнить.
Положения, обязательные для исполнения (метод «доска объявлений»)
[автор Назарова Л.Д., 10, c.106]
1. Взрослые — тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его пригласят поиграть. Иногда безнадежно!
2. Самое главное, чего хочет этот ребенок и чего не хватает всем нам — это любви. Для ребенка главным доказательством любви взрослых является то, что они с ним играют. Он даже быстрее выздоравливает от этого.
3. Любовь выражается в искреннем интересе и радости от общения. Проявляя интерес к другим людям и миру, мы узнаем, как ведет себя наш внутренний ребенок, т.е. занимаемся самопознанием. Любой ребенок, как и наш внутренний, гениален.
4. Одна из главных причин заболеваний сердца — нехватка радости в жизни человека, эмоциональный дефицит. Особенно это проявляется в эмоционально-затратных профессиях, таких как педагог.
5. В этой жизни травмы получают как взрослые, так и дети. Психологические травмы постепенно накапливаются и проявляются болезнями.
6. Если мы не можем терапевтировать друг друга, то следует, хотя бы не травмировать. Этим занимается гуманная, реконструктивная педагогика, арт-терапия, или излечение искусством.
7. Известно, что главная цель искусства — объединение всех людей через любовь, т.е. посредством интереса и радости. Если бы искусство не было одной из главнейших ценностей культуры человечества, оно не сохранилось бы от первобытных до наших времен.
8. С помощью искусства человек самовыражается и одновременно узнает свой потенциал, самосовершенствуется, а самосовершенствование напрямую связано с признанием собственной ценности: человек должен себя любить. Ведь для нас основными вопросами, как и для детей, являются следующие:
* Есть ли я на этом свете, замечают ли меня?
* Я хороший?
* Могу ли я?
9. За всю жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное - не востребовано. Остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим. Если человек забудет слова «не могу», «не знаю», «не умею», многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи.
10. Основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся (3 «С» - страх, спешка, стресс). Уже доказано, что эти три состояния препятствуют обучению. Все информационные каналы открываются в доброжелательной атмосфере и при сотрудничестве.
11. Следует избегать любой критики и суждений, потому что они несовместимы с доброжелательностью и доверием, к тому же разрушают психику любого человека.
12. Можно, не проявляя любви, проявлять расположение и уважение.
13. Позвольте себе быть собой. Меняйте отношение к себе прямо сейчас.
- Мы поняли, что командно-директивное общение губит творчество, даже не дав ему хоть сколько-то проявиться. Сейчас в игре «Без командира» посмотрим, насколько мы способны понять друг друга без слов и указаний и объединиться в группы.
Упражнение «Без командира» (автор М.Кипнис, 6, c. 31)
5 мин
Цели:
воспринять сотрудничество как альтернативу диктату в групповой деятельности;
понять преимущества и недостатки коллективной ответственности;
развивать готовность и умение принимать ответственность на себя;
отрабатывать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.
Структура работы
- Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.
Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Кредо этих людей: «Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет!»
Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной группе - между тем и другим типом.
В задании, которое вам предлагается сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения - ничего! Работаем, молча, максимум - взгляд в сторону партнеров; учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
— Прошу группу построиться в круг! (Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг).
Очень хорошо! Продолжим тренировать личную ответственность. Выстройтесь, пожалуйста:
• в 3 подгруппы, равные по количеству людей: темноволосые – справа от меня, светловолосые – слева, а шатены передо мной. Проверьте, сколько человек в каждой команде. Кому с учетом оттенка волос необходимо перейти из одной подгруппы в другую?
Завершение: рефлексия (самоанализ)
Кто чувствовал необходимость переставить группу по-своему, пытался ли кто-то лидировать? Легко ли вам было отказаться от "руководящего" стиля поведения?
Определились ли люди, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело ли вам было остаться без чьих-то советов, указаний?
Верны ли были действия участников или ошибочны? Было ли «сотрудничество взглядом», партнерство в принятии решений?
Можно ли сделать вывод о том, что при необходимости участники могут использовать недирективный, партнерский стиль?
3 . «НА ПУТИ В СТРАНУ ТВОРЧЕСТВА»:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС.
Начало познавательно-игрового комплекса
А теперь для счастья и здоровья нашего внутреннего ребенка:
- Ритуал приветствия (упражнение «Желаю творчества тебе»)
- Обозначение чувств и ожиданий, с которыми пришли участники (упражнение «Дерево ожиданий)
Перед началом и в самом конце занятия провести рефлексию ощущений и ожиданий. Так называемые открывающая и закрывающая рефлексии должны быть письменными.
Открывающая рефлексия: опишите свои ожидания от нашей работы на розовых шарах, а свое состояние и настроение на данную минуту - на желтых. Закрепите их на елке. Спасибо.
- Придумайте и оформите название вашей команды.
Мы провели уже несколько упражнений. Некоторые задания потребовали от вас некоторого сосредоточения и напряжения. Необходима минутка отдыха. Помогут нам сегодня отдыхать игры с цветом.
В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!», и все в этой комнате находят только синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше!
Итак, красный! желтый! черный! зеленый!
РЕФРЕЙМИНГ [авторы Алдер X. ,1, М.Кипнис, 5, c. 17] - 20 минут.
Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть
Гете
Цели:
- освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по-новому, в многообразии признаков;
- помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
~ продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.
Ресурсы: листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Ход упражнения
Можно было бы назвать это задание "Антиреклама*. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличительного. Напротив, оно поможет переосмыслить вещи, кажущиеся нам негативными, увидеть оборотную сторону медали
Для начала выясним, что такое "рефрейминг".
Рефрейминг (reframing) - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой: частью творческого мышления.
Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно.
Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми. Содержание ситуации меняет ее смысл.
Измените, угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах - и вы измените смысл ситуации. Измените, смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор.
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеального.У нашего ведущего есть некоторые черты, которые он воспринимает как нечто негативное, мешающее. Это: избыточная эмоциональность, вербализм, повышенная тревожность. Надо помочь ему изменить взгляд на собственный характер, повысить его самооценку.
Каждая из подгрупп выбирает по 1 черте характера. Затем в течение 15 минут участникам подгрупп необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр – переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, комикса и т.д. - в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.
Завершение: обсуждение упражнения.
Насколько новым показался увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к увиденному?
Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях.
- Чем понравилось задание?
- В чем оно оказалось сложным?
- Что каждый открыл в себе в ходе работы с партнером и над материалом.
ПАТЕНТНОЕ БЮРО [автор М.Кипнис, 5, c. 31]
– 30 минут
Цели:
мобилизовать творческие возможности участников;
побудить участников семинара к активному проявлению креативных качеств; гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображению.
Ресурсы (из расчета на каждую подгруппу): одно сырое яйцо, 3 трубочки для коктейля, 15 зубочисток, 3-4 аптечные резинки, шарик для настольного тенниса (пластиковые), 3 воздушных шарика, 2 деревянных карандаша, неполная катушка ниток, 4 металлические скрепки, клей ПВА, коробка со спичками, перочинный нож.
Кроме того, цветная бумага, листы ватмана, фломастеры, гуашь, ножницы, клей и прочие оформительские материалы для этапа презентации проекта.
Ход упражнения.
Ваши друзья оказались в экстремальной ситуации – на дне глубокого провала с отвесными песчаными стенками. От вашей находчивости, вашего творчества зависит, доживут ли они до прибытия спасателей.
Каждой группе в течение получаса предстоит придумать, а затем создать из подручного материала опытный образец емкости, которая сможет вместить в себя одно сырое яйцо. Проблема заключается в том, чтобы сохранить яйцо целым и невредимым, так как оно, помещенное в вашу конструкцию, будет сброшено с 3-хметровой высоты. Как уже было сказано, после падения оно не должно иметь каких-либо физических повреждений, остаться абсолютно целым.
Для проведения эксперимента вы сможете использовать лишь те материалы, список которых приведен выше (ресурсы).
Вы не обязаны использовать все материалы. Ваше право определить те из них, которые необходимы для построения емкости. Однако нельзя использовать в эксперименте ничего, что не представлено в данном списке!
Часть участников группы готовит презентацию своего изобретения.
Каждой группе перед проведением эксперимента надо представить:
- название модели спускаемого аппарата;
- наиболее привлекательные для потребителя качества образца и возможной будущей серийной продукции;
- стратегию рекламы и сбыта продукта.
Отправляясь в «страну Творчесва», помните, что надо:
Сознательно стараться проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.
Не беспокоиться о том, что о нас думают и говорят окружающие. Новые идеи не всегда понятны массе.
Стараться мыслить широко, не застревая в переживаниях по поводу культурных традиций, расовых, половых и иных предрассудков.
Ошибка при первой попытке решить проблему должна привести к поиску дополнительных вариантов и новых путей решений задачи.
Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.
Ищите объяснения странным и непонятным явлениям, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.
Ломайте представления о привычных функциях вещей, ищите необычные способы применения известных вещей и знаний.
Откажитесь от привычных методов деятельности и пробуйте искать новые, нетипичные подходы!
Чтобы выдать на-гора как можно больше идей, используйте «мозговой штурм».
Старайтесь быть объективными при оценке своих идей. Взгляните на них со стороны, будто они принадлежат не вам, а другому!
Желаю вам успеха! За работу!
Изобретение конструкций, составление презентаций.
Экспериментальная часть: опробация конструкций- сброс с высоты..
Завершение: обсуждение упражнения.
- Какие идеи показались вам наиболее/наименее продуктивными?
- Каковы были критерии отбора идей? Каким образом происходило обсуждение?
- Что помогло и что мешало успеху вашей группы и эксперимента в целом?
- Какие уроки можно извлечь из игры?
- И вновь минутка отдыха.
ЦВЕТНОЕ ДЫХАНИЕ [Назарова Л.Д., 10, c. 111]
— 5 мин.
Цвет нас лечит — это бесспорно. Наиболее «продвинутые» руководители уже давно воспроизводят в оформлении своих фирм элементы цветотерапии для снятия стрессов. Мы сейчас поменяем тот неприятный осадок от экстремальной ситуации, которую мы сейчас разрешали. Для этого проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе снять боль, поднять настроение.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза.
Рефлексия. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?
Старайтесь регулярно использовать это упражнение и, в конце концов, вы научитесь очищать свой организм, свою психику с помощью цвета.
- А теперь на этой волне света и чистоты мы поговорим о силе нашего слова.
Притча о лягушках и силе слова [автор Оуэн Н.,11] -
10 мин.
Компания лягушек резвилась среди деревьев на опушке леса. Все было прекрасно и весело, пока две лягушки случайно не свалились в глубокую канаву. Скорее даже это была не канава, а яма с почти отвесными краями и глубиной, практически не оставлявшей упавшим шансов на спасение.
Подобравшись к краю ямы, казавшейся им настоящей пропастью, остальные лягушки кричали своим несчастным товарищам:
— Все, друзья, не тратьте сил понапрасну. Смиритесь со своей участью и... прощайте навсегда!
Два лягушонка все же упорно противились намерению похоронить их с такой легкостью. Цепляясь за стенки ямы, они пытались придвинуться хоть чуть-чуть повыше и прыгали, прыгали, прыгали вверх, но тотчас падали вниз.
— Не суетитесь, у вас нет шансов, выбраться оттуда! Умрите достойно, подумайте о вечном, ведь ваши прыжки попросту смешны!
В конце концов, после многих сотен прыжков одна из лягушек свалилась на дно бездыханной. Товарищ по несчастью посмотрел на распростертое, на дне ямы тело и продолжил свои прыжки с удвоенной энергией.
— Приятель, это нелогично, — кричали прыгуну свесившиеся с краю ямы лягушки. — Сохрани силы на достойный уход из жизни!
Прыжок, еще прыжок, и еще, и еще. Вдруг лягушонок, размахивая во все стороны лапками, взлетел над краем ямы и плюхнулся в траву. Его тот час же окружили остальные лягушки. Они изумленно смотрели на чудесное спасение товарища, некоторые терли глаза, не веря тому, что видят перед собой, другие же сразу занялись расспросами:
— Как тебе это удалось?
— Что-то невероятное!
— У тебя есть какая-то особая система?
— Ты обязан поделиться с нами своей методикой выживания!
— Ты что, не слышал, как мы кричали тебе, что нет шансов выскочить? Зачем же ты прыгал?
Спасшийся от верной смерти лягушонок смотрел на обступивших его товарищей и знаками отвечал им, что он от рождения глухонемой. К сожалению, он не слышит, о чем ему так эмоционально рассказывают друзья, но он, безусловно, благодарен товарищам за заботу. Без той неоценимой поддержки, которую они оказали упавшему, с риском для жизни свешиваясь с края ямы и подбадривая его криками, он не нашел бы в себе сил преодолеть усталость и отчаяние. Ему так хотелось оправдать надежды товарищей, что он просто совершил невозможное!
Обговаривание с участниками смысла притчи.
Вывод: если хочешь стать творческим независимым человеком, научи себя быть глухим к словам некоторых «доброжелателей».
Домашнее задание.
Создать творческие работы на тему «Я люблю детей, я люблю мой детский сад».
- Поскольку эта работа «для души», выполняйте ее спокойно, обдумывая разные варианты, хвалите себя за каждый удачный из них. Готовую работу обязательно покажите коллегам: выставьте ее на конкурс или постарайтесь украсить ею кабинет (группу).
Закрывающая рефлексия (три пункта).
Закончилось время работы. Вы теперь находитесь в другом состоянии тела, души и разума.
Пожалуйста, напишите, ваши впечатления и пожелания на красных шарах и закрепите их на нашей елке.
Попутно снимите с елки те шары, где ваши ожидания оправдались, а настроение изменилось к лучшему.
Если ничего не изменилось, оставьте шары на елке – это послужит нам ориентиром к тому, на что обратить внимание на следующем занятии..
ЛИТЕРАТУРА
Алдер X. НЛП. Современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
Алдер Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001.
Берн Э. Игры, в которые играют люди.Психология человеческих взаимоотношений СПб.: Университетская книга, 1996.
Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М.: Ось-89, 2002.
М.Кипнис. Тренинг креативности. М.:Ось-89, 2005.
М.Кипнис. Тренинг лидерства. М.:Ось-89, 2005.
Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.
Козлов НЛ. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М.: АСТ-Пресс книга", 2002.