kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»»

Семинар-практикум для воспитателей

«Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.

Задачи:

1. Способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы.

2. Начать активное овладение личностно – ориентированной позицией по отношению к воспитанникам.

3. Развитие профессиональной рефлексии педагогов.

Предварительная работа:

-изучение литературы по теме и подбор материала для мини-лекции;

-подготовка наглядного материала;

-подбор игр и упражнений;

-составление бланков для работы в микро-группах;

-составление памяток для педагогов;

Ход мероприятия:

1. Приветствие

- Представьте, что вы встречаете утром детей. Предложите разные варианты и способы приветствия, учитывая особенности конкретного ребёнка.

Участники по кругу приветствуют остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка (каждый предлагает свой вариант).


2. Мини – лекция «Педагогическое взаимодействие, его особенности»

Формирование личности ребёнка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе взаимодействия с людьми, прежде всего с взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей. От того, на каких основах построено это взаимодействие зависит процесс воспитания и обучения в целом.

Педагогическое взаимодействие – взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.

Существует 3 стиля руководства деятельностью детей:

1. Авторитарный стиль.

2. Демократический стиль.

3. Либеральный стиль.

Авторитарный стиль руководства характеризуется функциональным и ситуативным подходом, выраженными установками, избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, часто используются запреты, ограничения, характерна тенденция воспитателя работать «один на один» с ребёнком.

Авторитарное воспитание - тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии, тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Педагоги с авторитарным стилем руководства проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко. Воспитатель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних детей группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный воспитатель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д. Задания и способы их выполнения даются воспитателем поэтапно. Это свидетельствует о неверии воспитателя в позитивные возможности детей. Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих воспитанников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.

Авторитарный стиль ставит воспитателя в отчужденное положение от группы или отдельного воспитанника. Эмоциональная холодность, лишая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует детей, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.

Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как воспитанника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением.

Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора воспитателя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

Авторитарный стиль руководства говорит о твердой воле воспитателя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении воспитателя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного воспитателя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.

Авторитарный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении антипедагогичен и поэтому недопустим в практике общественного воспитания детей.

Демократический стиль взаимодействия педагога с детьми.

Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

        Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения к детям.

        Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.

Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона:

        - обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;

        - тон обращения дружеский, характер речи спокойный;

        - требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;

        - умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;

        - постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;

        - очень осторожен в оценке по формальным признакам;

        - использует положительные стимулы в своей воспитательной работе..

        Содержательная сторона характеризуется следующим:

        - имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;

        - критически осмысливает  свои действия и действия детей;

        - не пресекает критику, способен к самокритике;

        - обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;

        - проявляет истинную заботу и словом и делом;

        - никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;

        -  пользуется истинным неформальным авторитетом.

        Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа маманя. Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.

        Для демократической формы взаимодействия на детей характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснения правил, содержательные ответы на вопросы, личностный подход, стремление учесть их индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.

Либеральный стиль взаимодействия педагога с детьми.

Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.

        Формальная сторона - педагог:

        - не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;

        - быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;

        - не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;

        - имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;

        - необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

        Содержательная сторона:

        - предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;

        - стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;

        - стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;

        - легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;

        - не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать  сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;

        - обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

        Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале подчиненные (дети) широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.

Следует отметить, что чаще всего на практике встречаются педагоги со смешанными стилями.

Также существует 5 типов отношения педагогов к детям:

1. Устойчиво – положительный – ровное, душевное отношение к детям, забота, преобладание положительных оценок, искренность, такт, улыбка. Жестом, мимикой педагог даёт понять, что ребёнок ему интересен, небезразличен.

2. Пассивно – положительный – нечётко выражена эмоционально – положительная направленность в общении с детьми.

3. Неустойчивый – характеризуется ситуативностью отношения; педагог попадает под власть своих настроений, взаимодействие с ребёнком, его оценка зависят от ситуации.

4. Открыто – отрицательный – негативное отношение к детям, к педагогической деятельности, воспитатель своим поведением подчёркивает, насколько он выше детей, педагог сосредотачивает своё внимание на отрицательных поступках и поведении детей.

5. Пассивно – отрицательный – внешняя хорошая организация деятельности, однако сам педагог к деятельности и детям безразличен.


3. Упражнение «Личность педагога» (в малых группах по 4 человека)

Подгруппам предлагается расставить в списке качеств цифры от 1 до 11 по степени важности, начиная с самого главного. При необходимости дополнить список недостающими качествами для составления портрета идеального педагога. Примерные качества:

  • Гибкость;

  • Стремление к самоактуализации;

  • Доброжелательность,

  • Коммуникабельность;

  • Направленность на личность другого человека;

  • Умение брать ответственность на себя;

  • Уважение чужого мнения;

  • Организаторские способности;

  • Умение видеть на несколько шагов вперёд;

  • Креативность;

  • Эмпатийность.

Обсуждение и сравнение получившихся результатов.

  • С каким выбором первой подгруппы вы согласны?

  • Что вы предлагаете добавить?

  • Что, по вашему мнению, нужно изменить, уточнить?

  • Давайте выделим три наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

В итоге групповой дискуссии появляется список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников.

4. Мини – лекция «Модели педагогического взаимодействия»

Выделяют 3 модели взаимодействия педагога с детьми. В качестве признака, по которому эти модели можно выделить является противоречие между целями и задачами, которые ставит педагог, и целями и задачами, которые преследуют дети в данный момент. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, строятся модели взаимодействия педагога с детьми.

1. Учебно-дисциплинарная модель

Здесь в качестве главного действующего лица признаётся педагог. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в качестве объекта приложения сил педагога. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен вне зависимости от собственного желания овладевать ЗУН, которые предлагаются ему педагогом. Ценятся качества: исполнительность, дисциплинированность.

Стиль руководства: авторитарный. Его признаком является ограничение свободы детей.

Цель: вооружить детей ЗУН.

Способ общения: наставление, угроза, запрет, требование, наказание.

Позиция педагога: реализовать программу, удовлетворить требования контролирующих инстанций.

2. Личностно – ориентированная модель.

Педагог и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерным признаком которой является возможность осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации, творческому росту, инициативность, активность.

Отношения между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.

Принципы, на которых строятся взаимоотношения с детьми:

- управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;

- постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого ребёнка;

- сотрудничество с детьми в процессе обучения;

- уважение и поддержка достоинства детей;

- принятие детей такими, какими они являются в реальности.

Стиль руководства: демократический.

Тип отношений: устойчиво – положительный.

Цель: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Способы общения: понимание, признание, принятие ребёнка.

3. Свободная модель

Главное лицо – ребёнок. Педагогу отводится пассивная роль. Задача педагога – приспосабливаться к желаниям детей, создавать условия для их спонтанного развития. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения, но со стороны ребёнка.

Стиль руководства: либеральный.

Чаще всего эта модель имеет место в семейном воспитании: ребёнок – кумир, все его малейшие прихоти удовлетворяются.

Оптимальной является личностно – ориентированная модель, т. к. она создаёт благоприятные условия для развития ребёнка, учебно-дисциплинарная модель ограничивает свободу детей, снижает инициативу.

5. Упражнение-игра «Я думаю, что по сравнению…»

Педагоги работают в двух микро-группах. Им предлагается продолжить высказывания: «Я думаю, что современные педагоги по сравнению со своими коллегами пятилетней (десятилетней) давности...» (1 подгруппа) и «Я думаю, что наши воспитанники по сравнению со своими сверстниками пятилетней (десятилетней) давности...» (2 подгруппа). Все высказывания записываются на подготовленных бланках. При выполнении этих упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности

После того, как работа завершена, проводится совместное обсуждение получившихся «портретов» педагогов и воспитанников.

7. Упражнение «Рисунок из детства»

Вспомните себя в детстве. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Конечно каждый из нас много и беззаботно рисовал и не зависимо от того насколько хорошо это у нас получалось, были сюжеты которые мы рисовали чаще всего.

Время не стоит на месте, часто мы не ценим его и не замечаем скорость его движения. Особенно хорошо это демонстрируют песочные или водные часы, на которых наглядно убегающая струйка. Постарайтесь, пока движется песок (вода) нарисовать маленький рисунок как в детстве.

(Данное упражнение может пробудить в участниках как тёплые, так и тревожные чувства, оно позволяет побыть некоторое время ребёнком)

8. Упражнение «Сильные стороны моего коллеги»

Сегодняшнюю встречу мы завершим высказыванием мнения о своём соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала. Высказывание можно начать с фразы: «Вам, как профессиональному педагогу, очень помогает в работе то, что вы … »

9. Итоги встречи. Рефлексия. Оценка продуктивности встречи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Титаренко Валентина Алексеевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства