Семинар-практикум для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»»
Семинар-практикум для воспитателей
«Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.
Задачи:
1. Способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы.
2. Начать активное овладение личностно – ориентированной позицией по отношению к воспитанникам.
3. Развитие профессиональной рефлексии педагогов.
Предварительная работа:
-изучение литературы по теме и подбор материала для мини-лекции;
-подготовка наглядного материала;
-подбор игр и упражнений;
-составление бланков для работы в микро-группах;
-составление памяток для педагогов;
Ход мероприятия:
1. Приветствие
- Представьте, что вы встречаете утром детей. Предложите разные варианты и способы приветствия, учитывая особенности конкретного ребёнка.
Участники по кругу приветствуют остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка (каждый предлагает свой вариант).
2. Мини – лекция «Педагогическое взаимодействие, его особенности»
Формирование личности ребёнка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе взаимодействия с людьми, прежде всего с взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей. От того, на каких основах построено это взаимодействие зависит процесс воспитания и обучения в целом.
Педагогическое взаимодействие – взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.
Существует 3 стиля руководства деятельностью детей:
1. Авторитарный стиль.
2. Демократический стиль.
3. Либеральный стиль.
Авторитарный стиль руководства характеризуется функциональным и ситуативным подходом, выраженными установками, избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, часто используются запреты, ограничения, характерна тенденция воспитателя работать «один на один» с ребёнком.
Авторитарное воспитание - тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этой идеологии, тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения и др. Педагоги с авторитарным стилем руководства проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко. Воспитатель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних детей группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный воспитатель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д. Задания и способы их выполнения даются воспитателем поэтапно. Это свидетельствует о неверии воспитателя в позитивные возможности детей. Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих воспитанников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
Авторитарный стиль ставит воспитателя в отчужденное положение от группы или отдельного воспитанника. Эмоциональная холодность, лишая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует детей, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.
Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как воспитанника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением.
Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора воспитателя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.
Авторитарный стиль руководства говорит о твердой воле воспитателя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении воспитателя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного воспитателя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.
Авторитарный стиль общения взрослого с ребенком в своем крайнем выражении антипедагогичен и поэтому недопустим в практике общественного воспитания детей.
Демократический стиль взаимодействия педагога с детьми.
Каждый из стилей взаимодействия характеризуется рядом определенных качеств (признаков), которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.
Формальная сторона стиля взаимодействия – это что и как говорят, т. е. форма обращения к детям.
Содержательная – суть, основа содержания отдельных действий и поступков педагога, что в сумме и составляет основу воспитательной деятельности.
Основные признаки демократического стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона:
- обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости;
- тон обращения дружеский, характер речи спокойный;
- требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей;
- умеет общаться с детьми, не допуская панибратства;
- постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела;
- очень осторожен в оценке по формальным признакам;
- использует положительные стимулы в своей воспитательной работе..
Содержательная сторона характеризуется следующим:
- имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
- критически осмысливает свои действия и действия детей;
- не пресекает критику, способен к самокритике;
- обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ;
- проявляет истинную заботу и словом и делом;
- никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше;
- пользуется истинным неформальным авторитетом.
Педагогу-демократу иногда дают прозвища типа маманя. Только к демократу приходят бывшие воспитанники за советом и помощью после окончания школы, делятся с ним радостями и заботами.
Для демократической формы взаимодействия на детей характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснения правил, содержательные ответы на вопросы, личностный подход, стремление учесть их индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.
Либеральный стиль взаимодействия педагога с детьми.
Основные признаки либерального стиля взаимодействия педагога с детьми.
Формальная сторона - педагог:
- не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна – то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы;
- быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования;
- не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный;
- имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний;
- необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.
Содержательная сторона:
- предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия;
- стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой;
- стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера;
- легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой;
- не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать;
- обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.
Дети не любят педагога либерала, дают ему часто прозвища, подчеркивающие бесхарактерность и непоследовательность. Однако при либерале подчиненные (дети) широко развивают собственную инициативу, и в группе обычно руководит неформальный лидер из числа членов этого коллектива.
Следует отметить, что чаще всего на практике встречаются педагоги со смешанными стилями.
Также существует 5 типов отношения педагогов к детям:
1. Устойчиво – положительный – ровное, душевное отношение к детям, забота, преобладание положительных оценок, искренность, такт, улыбка. Жестом, мимикой педагог даёт понять, что ребёнок ему интересен, небезразличен.
2. Пассивно – положительный – нечётко выражена эмоционально – положительная направленность в общении с детьми.
3. Неустойчивый – характеризуется ситуативностью отношения; педагог попадает под власть своих настроений, взаимодействие с ребёнком, его оценка зависят от ситуации.
4. Открыто – отрицательный – негативное отношение к детям, к педагогической деятельности, воспитатель своим поведением подчёркивает, насколько он выше детей, педагог сосредотачивает своё внимание на отрицательных поступках и поведении детей.
5. Пассивно – отрицательный – внешняя хорошая организация деятельности, однако сам педагог к деятельности и детям безразличен.
3. Упражнение «Личность педагога» (в малых группах по 4 человека)
Подгруппам предлагается расставить в списке качеств цифры от 1 до 11 по степени важности, начиная с самого главного. При необходимости дополнить список недостающими качествами для составления портрета идеального педагога. Примерные качества:
Гибкость;
Стремление к самоактуализации;
Доброжелательность,
Коммуникабельность;
Направленность на личность другого человека;
Умение брать ответственность на себя;
Уважение чужого мнения;
Организаторские способности;
Умение видеть на несколько шагов вперёд;
Креативность;
Эмпатийность.
Обсуждение и сравнение получившихся результатов.
С каким выбором первой подгруппы вы согласны?
Что вы предлагаете добавить?
Что, по вашему мнению, нужно изменить, уточнить?
Давайте выделим три наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
В итоге групповой дискуссии появляется список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников.
Выделяют 3 модели взаимодействия педагога с детьми. В качестве признака, по которому эти модели можно выделить является противоречие между целями и задачами, которые ставит педагог, и целями и задачами, которые преследуют дети в данный момент. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, строятся модели взаимодействия педагога с детьми.
1. Учебно-дисциплинарная модель
Здесь в качестве главного действующего лица признаётся педагог. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в качестве объекта приложения сил педагога. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен вне зависимости от собственного желания овладевать ЗУН, которые предлагаются ему педагогом. Ценятся качества: исполнительность, дисциплинированность.
Стиль руководства: авторитарный. Его признаком является ограничение свободы детей.
Цель: вооружить детей ЗУН.
Способ общения: наставление, угроза, запрет, требование, наказание.
Позиция педагога: реализовать программу, удовлетворить требования контролирующих инстанций.
2. Личностно – ориентированная модель.
Педагог и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерным признаком которой является возможность осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации, творческому росту, инициативность, активность.
Отношения между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.
Принципы, на которых строятся взаимоотношения с детьми:
- управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;
- постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого ребёнка;
- сотрудничество с детьми в процессе обучения;
- уважение и поддержка достоинства детей;
- принятие детей такими, какими они являются в реальности.
Стиль руководства: демократический.
Тип отношений: устойчиво – положительный.
Цель: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Главное лицо – ребёнок. Педагогу отводится пассивная роль. Задача педагога – приспосабливаться к желаниям детей, создавать условия для их спонтанного развития. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения, но со стороны ребёнка.
Стиль руководства: либеральный.
Чаще всего эта модель имеет место в семейном воспитании: ребёнок – кумир, все его малейшие прихоти удовлетворяются.
Оптимальной является личностно – ориентированная модель, т. к. она создаёт благоприятные условия для развития ребёнка, учебно-дисциплинарная модель ограничивает свободу детей, снижает инициативу.
5. Упражнение-игра «Я думаю, что по сравнению…»
Педагоги работают в двух микро-группах. Им предлагается продолжить высказывания: «Я думаю, что современные педагоги по сравнению со своими коллегами пятилетней (десятилетней) давности...» (1 подгруппа) и «Я думаю, что наши воспитанники по сравнению со своими сверстниками пятилетней (десятилетней) давности...» (2 подгруппа). Все высказывания записываются на подготовленных бланках. При выполнении этих упражнений предлагается отмечать как позитивные, так и негативные особенности
После того, как работа завершена, проводится совместное обсуждение получившихся «портретов» педагогов и воспитанников.
7. Упражнение «Рисунок из детства»
Вспомните себя в детстве. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Конечно каждый из нас много и беззаботно рисовал и не зависимо от того насколько хорошо это у нас получалось, были сюжеты которые мы рисовали чаще всего.
Время не стоит на месте, часто мы не ценим его и не замечаем скорость его движения. Особенно хорошо это демонстрируют песочные или водные часы, на которых наглядно убегающая струйка. Постарайтесь, пока движется песок (вода) нарисовать маленький рисунок как в детстве.
(Данное упражнение может пробудить в участниках как тёплые, так и тревожные чувства, оно позволяет побыть некоторое время ребёнком)
8. Упражнение «Сильные стороны моего коллеги»
Сегодняшнюю встречу мы завершим высказыванием мнения о своём соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала. Высказывание можно начать с фразы: «Вам, как профессиональному педагогу, очень помогает в работе то, что вы … »