kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу мы пойдем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышать грамотность родителей в вопросах подготовки дошкольников к школьному обучению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу мы пойдем"»




















Семинар-практикум для родителей


«Скоро в школу мы пойдем»








Психолог 1 категории: Федорова Ю.Г.













Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают группу предшкольной подготовки, о готовности детей к школьному обучению, профилактика дезадаптации в первом классе.

Задачи:

- Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребенка к школе.

- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.

- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе.


Ход семинара-практикума


Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о готовности ребенка к школе, ее компонентах. Надеюсь, что наша встреча станет для вас интересной и познавательной.

Игра-приветствие «Давайте познакомимся»

Цель – способствовать формированию общегруппового запроса, снятию напряжения в начале работы.

Нашу работу хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом свеча. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет пару слов о своем ребенке, а также «На какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече?».

Провожая ребенка в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

Раскрытие понятия «Школьная готовность ребенка к школе»

Безусловно, каждый из вас заинтересован в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно постепенно начинать готовить своего ребенка к школе.

Для начала предлагаю выяснить, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребенка в школе.

Практическое задание №1

Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1–2 минуты). Далее, по очереди, зачитывают качества. Когда все родители выскажутся, психолог обобщает ответы родителей, составляя «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника».

  • Развитие тонкой моторики рук.

  • Умение считать, писать печатные буквы.

  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

  • Самостоятельность.

  • Саморегуляция.

  • Состояние здоровья.

  • Мотивация.

  • Умение организовать рабочее место.

  • Развитие речи, памяти, внимания, мышления.

Следует подвести к мысли, что родители назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на Стенде 1.

Теперь предлагаю вам познакомиться с «портретом идеального первоклассника» (по мнению педагогов, психологов). Перед вами представлены все направления готовности ребенка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребенка в школе. Предлагаю поочередно познакомиться с каждым их них.

Школьная готовность включает в себя:

- физическую;

- интеллектуальную;

- социально-коммуникативную;

- эмоционально-волевую;

- мотивационную (личностную).

 Физическая готовность

 Вопрос родителям:

 «Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?»

Необходимо подвести родителей к мысли, что в первую очередь в подвижных играх у ребенка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве. При выполнении физических упражнений происходит развитие волевых качеств, а следовательно, усидчивости и внимания. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Пропуски букв, описки, различная высота букв – результат недостаточного развития «ловких мышц». Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Необходима еще и интеллектуальная готовность.

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

Необходимо также развивать у ребенка мышление, воображение, восприятие. Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно пользоваться. 

Социально-коммуникативная готовность

Коммуникация – общение. Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным «шустрикам» приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.

Эмоционально-волевая готовность

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Мотивационная готовность

 Вопрос родителям:

«Желание пойти в школу» и «Желание учиться» – это одно и то же или разные понятия?»

 Педагог-психолог предлагает подискутировать.

В ходе рассуждений педагог-психолог подводит к выводу, если ребенок говорит: «У меня будет новый ранец…», «В школе весело…», «В школе на переменах можно играть…», то его скорее привлекают лишь внешние аксессуары обучения. Однако основной деятельностью, влияющей на развитие школьника, является учение, поэтому главное, что у ребенка должно быть сформировано – желание учиться.

Мы рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.

Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь и в том числе и вашу. И эта жизнь порой будет полна сложностей, противоречий, испытаний. И от того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

Работа родителей в группах. Ролевое проигрывание проблемных ситуаци.

Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Вы родители первоклассников. Предлагаю решить вам несколько ситуаций. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения данной ситуации.

Ситуация1

Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:

- Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит.

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню, через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать!

Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Ситуация 2

Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось.

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ёе взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!».

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю, Ира отказалась идти в школу.

Вопрос: Поведение матери по отношению к девочке, формированию и развитию, каких качеств способствовало у нее? Что бы вы чувствовали на месте ребёнка? Как можно помочь девочке, в данной ситуации?

Ситуация 3

Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям.

Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Ситуация 4

Ученица первого класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку.

Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет.

Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации.

В ходе обсуждения проблемных ситуаций, педагог-психолог помогает родителям по каждой ситуации найти верное решение.

Нужно всегда помнить, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.

Рекомендуется положительно настраивать на школу:

«В школе ты узнаешь много нового, интересного!»

«У тебя появится много новых друзей!»

«С 1 сентября ты начинаешь трудиться, как трудятся твои мама и папа, бабушка и дедушка!».

«Теперь и ты у нас стал взрослым, у тебя появятся новые трудовые обязанности».

Рефлексия деятельности. Тестирование родителей.

Закончить свою часть выступления на нашей встрече мне бы хотелось тестированием «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

Мы с вами сегодня о многом поговорили. Вы сделали соответствующие выводы о дальнейших путях в воспитании ваших детей и подготовке их к школе. А сами ли вы чувствуете уверенность в своих силах, сможете ли вы принять роль родителей первоклассника, сумеете ли принять переживания ребёнка? На бланках, которые лежат у вас на столах, отметьте свои ответы. Если согласны с утверждениями, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

Обработка результатов.

Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

До 4 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребёнка.

5 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 и более баллов – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблемы школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Наша встреча подходит к концу. Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам нипочём. Ведь вы вместе!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу мы пойдем"

Автор: Федорова Юлия Геннадьевна

Дата: 29.05.2022

Номер свидетельства: 608269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства