Просмотр содержимого документа
«Сборник мероприятий "Семейный клуб"»
КГУ «Общеобразовательная школа №21 отдела образования города
Костаная »Управления образования акимата
Костанайской области
Сборник мероприятий с родителями в рамках
проекта «Семейный клуб».
Психолог школы:
Ледникова
Алена
Владимировна
г.Костанай
Аннотация
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В.А.Сухомлинский
Проект направлен на организацию установление контакта с семьей и совершенствование форм совместного семейного досуга, через культурные и спортивные мероприятия, направленные на раскрытие потенциальных возможностей семьи, на улучшение внутрисемейных отношений.
Практическая значимость проекта
Проект можно применить в учреждениях, работающих с семьями несовершеннолетних детей. Его реализация поможет оптимизировать процесс семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей через выявление взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей. В результате у родителей сформируются продуктивные модели построения взаимоотношений в семье как средства профилактики семейного неблагополучия в целом.
Содержание проекта по теме: «Семейный клуб »
Пояснительная записка
Актуальность
Семья является базовым фундаментальным условием функционирования казахского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. В то же время современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.
Быть родителем сегодня непросто. В современных условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. Все чаще встречаются семьи, где родители не успевают, а иногда и не хотят проводить свободное время в кругу детей. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.
Поэтому государству, и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи. Практика доказывает, что многие семьи не справляются с поставленными перед ней задачами. В семьях наблюдаются непонимание, отсутствие заботы о ребёнке, жестокость отношений, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. И самое главное, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации, не понимают, потому что у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания семейного клуба на базе нашего учреждения очень велика. Семейный клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и специалисты в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Для поддержки родителей в их родительской роли воспитания своего ребенка, выстраивания эффективной системы взаимоотношений с детьми .
Основные направления в работе семейного клуба выстроены с учетом семейной политики в Республике Казахстан является важной составной частью всей социальной политики государства.
Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 2022 года № 853 внесены изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384 «Об утверждении Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года».
В целях укрепления института семьи, оказания комплексных мер поддержки семьям, будут созданы Центры по поддержке семьи, разрешения семейных конфликтов и предоставления временного проживания женщинам с детьми.
Будет разработана и внедрена Цифровая карта семьи, которая позволит оперативно выявить и предоставить помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
С учетом гендерного аспекта планируется совершенствование трудового законодательства, предусматривающего определение права одиноких родителей на удаленный формат работы и сокращенный режим занятости.
Для расширения экономических возможностей женщин планируется открытие 15 Центров развития женского предпринимательства, обучение женщин, проживающих в сельской местности и женщин из уязвимых групп востребованным на рынке труда навыкам, а также будет разработана карта оценки гендерных нужд.
С 2013 года каждое второе воскресенье сентября в Казахстане отмечается День семьи. С 2014 года ежегодно проводится национальный конкурс «Мерейлі отбасы», который направлен на возрождение нравственных ценностей и культивирование позитивного образа семьи и брака (супружества), повышение статуса семьи. За все годы в конкурсе приняло участие более 18 тыс. семей со всех регионов Казахстана.
Повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Цель:
повышение психолого-педагогической культуры родителей
предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем семейного воспитания;
оказание помощи в формировании в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, для сохранения целостности семьи, возрождения семейного воспитания.
Задачи:
оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям);
выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
развивать новые формы общественно-семейного взаимодействия и обучать продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
обогащать семейный досуг культурными и спортивными мероприятиями;
воспитать у детей ответственность, чувство гордости и уважения за свою семью.
Сроки реализации – 1 год.
Участники проекта: коллектив родителей и детей;
Информационное обеспечение проекта:
выпуск буклетов о проекте;
акции, для привлечения целевой аудитории;
регулярные сюжеты, материалы о функционировании проекта (на телевидении, в местной прессе) для формирования мотивации и участия в проекте;
индивидуальное приглашение семей , праздники и на мастер-классы;
размещение информации на сайте учреждения.
Этапы работы:
1. Определение семей – участников проекта;
2. Разработка плана мероприятий для работы Клуба;
3. Организация и проведение мероприятий;
4. Анализ, проделанной работы совместно со всеми членами семьи.
Формы работы:
праздники;
творческая мастерская;
игры и упражнения;
мини-беседы, лекции;
релаксационные и динамические паузы;
музыкально-танцевальные этюды;
моделирование проблемных ситуаций;
презентация информационных буклетов;
подвижные игры, дидактические игры;
художественно-творческая деятельность;
элементы арттерапии, сказкотерапии;
тренинг;
круглые столы;
экскурсии;
дискуссии.
Важно при взаимодействии с семьей грамотно применять принципы:
дифференцированный подход - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
целенаправленность - привлечение всех участников к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий специалистов
Структура заседаний «Семейного клуба»: Упражнение приветствие
1. Теоретическая часть – проводится в интерактивной форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении. 2. Практическая часть – предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники «Семейного клуба» могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка. Упражнение прощание
ПЛАН мероприятий с родителями в рамках
проекта «Семейный клуб».
Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл).
№
Наименования мероприятия
предполагаемый результат
срок исполнения
1
Тема: «Наши дети» Ролевая игра с целью знакомства, сплочения группы. Работа в группах «Перевоплощение в волшебных родителей» (рекомендации взрослым в вопросах воспитания). Монолог о счастье. Стихотворение А. Загодиной
«На что мы тратим жизнь…».
Улучшения микроклимата в группах
сентябрь
2
Тема: «Дела семейные. Разделение домашнего труда. Семейный бюджет и планирование домашних дел». Памятка «Родителям на заметку»
повышение уровня психолого-педаго гической компетентности родителей
октябрь
5
Тема: «Друг другу навстречу». Мини лекция. Анкета «Принципы воспитания »,Упражнение «Народная мудрость». Упражнение «Футболка с надписью». Упражнение «Слепой и поводырь». Памятка «10 заповедей для родителей»
гармонизация детско-родительс ких отношений совершенствовани е системы взаимоотношений внутри семьи
ноябрь
6
Тема: «Любовь как высшее человеческое чувство». Обсуждение ситуаций по теме.
расширение творческого потенциала семьи.
ноябрь
7
Тема : «Новый год –по семейному » мастер класс воспоминание в детства
расширение творческого потенциала семьи.
декабрь
8
Тема : «Моя семья » Уважение ,беседа Памятка "Правила эффективного общения с ребенком»
взаимоотношений внутри семьи
декабрь
9
Тема : «Семейная работа». Диспут «Работа мужская и женская». Памятка «Родителям на заметку»
распространение опыта семейного воспитания.
январь
10
Тема : «Родители и дети » Проведения досуга ,беседа
распространение опыта семейного воспитания.
январь
11
Тема : «Трудности в семье»,
анкета буклеты
повышение уровня психолого-педаго гической компетентности родителей
февраль
12
Тема: «Золотые правила воспитания». Мозговой штурм «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми данного возраста», Упражнение «Семейные заповеди», Шпаргалка для родителей «Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка»
повышение уровня психолого-педаго гической компетентности родителей
февраль
13
Тема: «8 Марта » «Чаепитие, за чашкой чая» Беседа
гармонизация детско-родительс ких отношений совершенствовани е системы взаимоотношений внутри семьи
март
14
Тема : «НАУРЫЗ» «Национальные традиции»
улучшение детско-родительс ких отношений
март
15
Тема: «Семейные ссоры, причины семейных конфликтов». Пути выхода из конфликтной ситуации. «Искусство разрешения конфликта», Памятка «Как справиться с проблемой, если она уже есть»
повышение уровня психолого-педаго гической компетентности родителей»
апрель
17
Тема: «День СЕМЬИ», беседа, анкетирование
взаимоотношений внутри семьи
май
18
Тема: «Семейный день здоровья или Папа, мама, я - дружная семья»
гармонизация детско-родительс ких отношений совершенствовани е системы взаимоотношений внутри семьи
май
Ожидаемые результаты:
1. Повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержание социальной устойчивости каждой семьи;
2. Коррекция эмоциональных нарушений и снятия психического напряжения, позитивные изменения в сознании и поведении, как родителей, так и детей;
3. Увеличение значения роли ребенка в семье;
4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, и это будет способствовать сохранению целостности семьи и полноценному развитию детей в семье, гармонизации семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров;
5. Родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными и спортивными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается;
6. Уменьшатся факторы риска, приводящие к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;
7. Расширение творческого потенциала семьи, что будет способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детьми. Критерии и показатели эффективности реализации проекта