Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание с элем тренинга «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»»
родительское собрание с элементами тренинга
«Возрастные особенности дошкольников»
Цель:
- гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- осознание родителями возрастных особенностей собственного ребенка;
- осознание родителями своего собственного внутреннего мира.
Ведущий. Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать о возрастных особенностях ваших детей и о том, как семья может способствовать благоприятному психологическому развитию ребенка.
Энергизатор. Предложить родителям за 1 минуту поздороваться с возможно большим количеством присутствующих.
Ведущий. Ребенок растет и меняется, и как именно происходят все эти изменения, зависит от окружающих ребенка людей. В первую очередь от нас – родителей. Поэтому, чтобы правильно воспитать своего ребенка мы должны знать особенности его возраста.
Дошкольный возраст – это насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих, эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности. Мы остановимся на них немного позже, а сейчас, уважаемые родители ответьте на вопрос, что в поведении вашего ребенка беспокоит вас больше всего? (родители отвечают по кругу).
Упражнение «Скажи «Нет!»
Выбирается водящий, он ходит по кругу и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы с детской точки зрения. Задача водящего – дать достойный отказ.
Ведущий. Так вот, возвращаемся к вопросу о потребностях. В первую очередь – это потребность в движении. Быстрый физический рост и расширение репертуара движений приводят к тому, что ребенок становится очень активен, любит подвижные игры, танцы и т.п. Иногда родителям и воспитателям приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. А его реакция на любое ограничение – гнев, который находит выход через агрессивное поведение, что выражается в конфликтах со взрослыми, раздражении, протесте, неподчинении.
Как же быть родителям в этой ситуации? Для начала просто необходимо понять и принять то, что возросшая двигательная активность ребенка – это всего лишь период в его жизни. Обычный, нормальный период, подобный периодам «ползанья» и «обучения ходьбе». Этот период проходящий, но он необходим каждому ребенку, чтобы изучить, освоить новые возможности свого тела.
Еще одна яркая потребность – потребность в общении со сверстниками.
Упражнение «Знакомство из роли ребенка».
Родителям предлагается представить себя в возрасте своих детей и познакомиться с соседом слева.
Ведущий. Сама способность общения включает в себя:
Если ребенок не обучен адекватным средствам общения, то проблемы, возникшие в этом случае, могут закрепиться и остаться на всю жизнь.
И, наконец - это потребность признания со стороны взрослого. Ребенок бдительно следит за взрослым, какое внимание он ему оказывает. Он чрезвычайно зависит от отношения окружающих к нему. Если они относятся к ребенку ласково, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Это имеет определяющее значение для нормального психического и личностного развития ребенка, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим.
Упражнение «Мои сильные стороны».
Каждый из родителей по кругу называет 3 -5 своих сильных сторон, которые помогают ему справляться с трудными ситуациями в воспитании.
Завершение занятия.
- что нового вы вынесли из этого занятия;
- ваши пожелания на следующее занятие.
Кумарова А.Е.
Педагог- психолог, КГУ «Сосновская средняя школа»
Список литературы:
1.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, 250-252, 259, 342
2.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998
3.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416с.
4.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176с., ил.