Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Возрастные особенности пятиклассников и проблемы, возникающие в период адаптации"»
Родительское собрание 27.01.2023г. в 5-х классах на тему: «Возрастные особенности пятиклассников и проблемы, возникающие в период адаптации».
Подростковый возраст составляет 5 лет жизни ребенка и является наиболее трудным этапом развития человека. Начинается он примерно в 10-11 лет и заканчивается в 14-15. Но границы эти не четкие.
Слайд 2. Ведущей деятельностью в этом возрасте является межличностное общение со сверстниками. Самое важное для подростка - как он выглядит в глазах сверстников. Для него очень велика потребность в уважении со стороны младших, ровесников и старших. Подросток не понимает сам себя. Он хочет быть взрослым, но пока многого не умеет и не знает.
В 10-11 лет познавательная деятельность по-прежнему развивается как ведущая, наравне с общением. У ребенка развиваются собственные взгляды, мнение. В этот период приходит понимание смысла «учения для себя». Если ребенок это понял, то его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. В этом возрасте формируется абстрактное мышление (объекты заменяют символами, знаками.)
Слайд 3. Особенности возраста:
- Подросток категоричен, импульсивен, все рассматривает только со своей точки зрения (повышена критика к взрослым);
- Происходит переоценка ценностей, норм поведения. Стремится попробовать все, особенно, что было запрещено: сбежать с уроков, попробовать табак, вино и т.д.;
- Максимализм (только черное или белое, третьего не дано). Если не нравятся какие-то качества в человеке, то отвергает полностью человека, также и принимает полностью, не видя изъянов.
- Чувство взрослости. Характерен внутренний конфликт: внутреннего взросления часто еще нет, и подросток демонстрирует внешние факторы (вызывающий стиль одежды, внешний вид, вызывающее поведение).
- Переменчивость (настроения, самооценки, взглядов). Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11–13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство.
- Противоречивость. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом, потребность в нежности с жестокостью.
- Интересы. С одной стороны взрыв интересов, часто подросток не может определиться, что ему интереснее. Интересы не стойкие. С другой стороны – отсутствие интересов (снижается интерес к учебе, следовательно, резко снижается успеваемость).
Различия между девочками и мальчиками: для девочек больше характерна повышенная обидчивость, слезы, истерики. Мальчик же лучше нахамит, нагрубит, подерется.
Слайд 4.Как же с ними взаимодействовать?
1. Подросток не подлежит перевоспитанию.
2. Его нужно понять, к нему нужно приспособиться.
3. Объяснять ему, что с ним происходит.
4. Указывать на положительные моменты, которые в нем есть.
Слайд 5 . Подростки ценят знающих взрослых (родителей, учителей), умеющих интересно объяснять учебный материал и другие явления окружающего, в т.ч. социального мира. Взрослый должен заслужить авторитет. Подросток, как никто другой, нуждается в заботе и любви, в тепле и уюте домашнего очага, в стабильности и защите. Он не склонен выражать вслух свои добрые и нежные чувства, но в душе он жаждет принятия и понимания. (Для непонимающих родителей, ведущих себя как подростки важно донести состояние ребенка: _ Вы видели как капает дождь на поверхность лужи? Вы видели эту рябь на луже? Представьте себе, что такое состояние у ребенка длится 1 или 2 года, когда гормональные выбросы подобно дождю капают изнутри и снаружи! И это постоянно его раздражает. Можно нарисовать на доске как дрожит лужица под дождем.)
Слайд 6. В ноябре 2022 года была проведена диагностика уровня адаптации учащихся 5-х классов. На основании полученных результатов (на слайде) можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся отмечается средний уровень адаптации. Но вместе с тем выявилась группа детей с повышенным уровнем школьной тревожности, низкой учебной мотивацией и испытывающих эмоциональное напряжение. Таких учащихся 10.
В 5А – 2 учащихся
5Б – 2 учащихся
5В – 6 учащихся
С данной группой профилактическая работа, направленная на успешное прохождение периода адаптации будет продолжена.
Слайд 7, слайд 8 . Также хочу познакомить вас с результатами анкетирования родителей 5-х классов по адаптации учащихся.
Обращаем внимание на ответы о количестве времени проведения за компьютером (планшетом, телефоном), мы замечаем, что 15% детей проводят время за гаджетами более 3 часов. Нормы времени, которое можно, без особого вреда для здоровья, проводить за компьютером (планшетом, телефоном) для детей 10-12 лет это не более 2 часов в день.
В заключение должна сказать, что пятиклассники начинают путь подростка. И главная задача ребенка на этом пути найти свою идентичность и стать самим собой. Становление этого «Я» происходит у подростка под влиянием эмоций и чувств - опыта внутренних ощущений. Его сопротивление - это способ самоутверждения.
Не надо много знать, доверяйте своим чувствам, вы лучше знаете своего ребенка. Но обязательно:
Научитесь Слушать!
Дайте возможность выговориться, не прерывайте!
Не оценивайте подростка, оценивайте поступки!
Постепенно передавайте ребенку ответственность за его дела (уроки, домашние обязанности, поступки).
Слайд 9. Посмотрите как выглядит китайский иероглиф «Слушать». Он состоит из 4 частей: ухо, глаз, неотрывное внимание, сердце. Так мы должны научиться слушать ребенка: не только ушами, но глазами и сердцем.