Половое просвещение и воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее слабых звеньев семейной педагогики. Это в основном объясняется тем, что не все родители четко себе представляют, в чем заключается сущность подового воспитания, кто, когда, и как должен им заниматься.
Половое воспитание – это комплекс психолого-педагогических воздействий на воспитуемого с целью развития у него положительных нравственных качеств в вопросах пола. Оно может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, это составная часть нравственного воспитания, включающая в себя такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость и нравственная чистота, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, дружба, любовь. С другой стороны, это социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, самочувствием, настроением людей, взаимоотношениями в семье. В этом плане воспитание немыслимо без полового просвещения, то есть определенного минимума знаний об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организмов в различные возрастные периоды, о влиянии окружающей среды на половое развитие. В половом воспитании нравственная и социально-гигиеническая стороны должны быть взаимосвязаны. Недопонимая сущность и значение полового воспитания, многие родители стараются не заниматься им или переложить на кого-нибудь другого. Свое нежелание заниматься половым воспитанием подрастающего поколения родители обычно объясняют тем, что им трудно или неудобно говорить с детьми на подобные темы. Но так могут утверждать лишь те, кто видит суть полового воспитания не в привитии ребенку положительных нравственных качеств в половых взаимоотношениях, а только анатомо-физиологическую сторону, те есть половое просвещение. Это неверная позиция. Поскольку половое воспитание, как и всякий другой вид воспитания, - это проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья, и прежде всего отец и мать. Ведь именно они первые и поначалу единственные воспитатели своего ребенка. Поэтому от морально-психологического климата в семье, от взаимоотношений родителей, отношения их к детям зависит воспитание подрастающего поколения лучших нравственных качеств в вопросах пола. Разумеется, в решении этих вопросов родители не должны чувствовать себя одинокими. Их ближайшими союзниками являются педагоги, медики, работники культурно-просветительных учреждений, трудовые коллективы, общественные организации, органы охраны порядка.
По определению Российской Академии Образования половое воспитание - это система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни.
Конечно, не будем обобщать и преувеличивать. Не вся наша молодежь развращена и испорчена. Но у молодых людей нет представления “об этом”, и поэтому происходит прорыв подростков в запретный мир секса с сопровождающей его нравственной коррозией. Зачастую подростками движет, лежит в основе их поступков обычное ребяческое любопытство, желание познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственным юности безрассудством торопятся к разгадке “жгучей тайны”. К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердиться, доказать взрослость, перешагнуть черту, отделяющую подростка от женщины, мужчины.
Вступая в первую половую связь, у подростков ведущим мотивом является: в 13–14 лет – интерес и любопытство, в 15–16 – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь.
Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13–15 лет, в дальнейшем, как правило, ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.
И мы, взрослые (родители, педагоги, медики) должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего детства в семье, затем продолжилась в дошкольных учреждениях, школах.
Сегодня происходит раннее созревание молодежи. Газеты, журналы, телевидение практически каждый день приносят новую информацию об антиобщественном поведении подростков, их жестокости, равнодушии, цинизме. Но все молодые люди – герои статей и телевизионных сюжетов – чьи-то дети. Чьи? Да наши же!
Нелегко решить все эти проблемы! И мы, взрослые (родители, педагоги, специалисты), должны готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.
Если мы будет бессмысленно молчать и задавать себе вопросы что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедии, исковерканным судьбам.
На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков ужасно выглядит спокойствие многих взрослых людей, все еще считающих, что эту тему “лучше не трогать”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"РЕБЁНОК-ПОДРОСТОК-ВЗРОСЛЫЙ"»
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Находкинский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Альбатрос»
Утверждаю
Директор КГБУСО
СРЦН «Альбатрос»
______________ А.В. Смирнов
СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
направленная на формирование положительного опыта социального поведения и психосексуального воспитания
«ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Разработчик:
Педагог-психолог: Багрий Я.Д.
г. Находка
2015г.
Разработчик и исполнитель программы:
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Находкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альбатрос».
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках программы
Половое просвещение и воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее слабых звеньев семейной педагогики. Это в основном объясняется тем, что не все родители четко себе представляют, в чем заключается сущность подового воспитания, кто, когда, и как должен им заниматься.
Половое воспитание – это комплекс психолого-педагогических воздействий на воспитуемого с целью развития у него положительных нравственных качеств в вопросах пола. Оно может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, это составная часть нравственного воспитания, включающая в себя такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость и нравственная чистота, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, дружба, любовь. С другой стороны, это социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, самочувствием, настроением людей, взаимоотношениями в семье. В этом плане воспитание немыслимо без полового просвещения, то есть определенного минимума знаний об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организмов в различные возрастные периоды, о влиянии окружающей среды на половое развитие. В половом воспитании нравственная и социально-гигиеническая стороны должны быть взаимосвязаны. Недопонимая сущность и значение полового воспитания, многие родители стараются не заниматься им или переложить на кого-нибудь другого. Свое нежелание заниматься половым воспитанием подрастающего поколения родители обычно объясняют тем, что им трудно или неудобно говорить с детьми на подобные темы. Но так могут утверждать лишь те, кто видит суть полового воспитания не в привитии ребенку положительных нравственных качеств в половых взаимоотношениях, а только анатомо-физиологическую сторону, те есть половое просвещение. Это неверная позиция. Поскольку половое воспитание, как и всякий другой вид воспитания, - это проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья, и прежде всего отец и мать. Ведь именно они первые и поначалу единственные воспитатели своего ребенка. Поэтому от морально-психологического климата в семье, от взаимоотношений родителей, отношения их к детям зависит воспитание подрастающего поколения лучших нравственных качеств в вопросах пола. Разумеется, в решении этих вопросов родители не должны чувствовать себя одинокими. Их ближайшими союзниками являются педагоги, медики, работники культурно-просветительных учреждений, трудовые коллективы, общественные организации, органы охраны порядка.
По определению Российской Академии Образования половое воспитание - это система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни.
Конечно, не будем обобщать и преувеличивать. Не вся наша молодежь развращена и испорчена. Но у молодых людей нет представления “об этом”, и поэтому происходит прорыв подростков в запретный мир секса с сопровождающей его нравственной коррозией. Зачастую подростками движет, лежит в основе их поступков обычное ребяческое любопытство, желание познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственным юности безрассудством торопятся к разгадке “жгучей тайны”. К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердиться, доказать взрослость, перешагнуть черту, отделяющую подростка от женщины, мужчины.
Вступая в первую половую связь, у подростков ведущим мотивом является: в 13–14 лет – интерес и любопытство, в 15–16 – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь.
Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13–15 лет, в дальнейшем, как правило, ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.
И мы, взрослые (родители, педагоги, медики) должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего детства в семье, затем продолжилась в дошкольных учреждениях, школах.
Сегодня происходит раннее созревание молодежи. Газеты, журналы, телевидение практически каждый день приносят новую информацию об антиобщественном поведении подростков, их жестокости, равнодушии, цинизме. Но все молодые люди – герои статей и телевизионных сюжетов – чьи-то дети. Чьи? Да наши же!
Нелегко решить все эти проблемы! И мы, взрослые (родители, педагоги, специалисты), должны готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.
Если мы будет бессмысленно молчать и задавать себе вопросы что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедии, исковерканным судьбам.
На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков ужасно выглядит спокойствие многих взрослых людей, все еще считающих, что эту тему “лучше не трогать”.
Цель программы: на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у воспитанников правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения и определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны.
Задачи:
активизация помощи подросткам сознательно формировать свои потребности;
систематизация обучения культуре полового общения;
формирование правильной установки в отношении к будущей семье, рождению детей.
Задачей педагогов также является необходимость учета половых различий в воспитании детей.
Организационно-методическое сопровождение:
Адресность и своевременность профилактических воздействий.
Междисциплинарность. Преодоление границ между отдельными дисциплинами (медицина, психология, педагогика, социальная работа) позволяет формировать единый, более полный взгляд на половое воспитание и обозначить ее ресурсные и проблемные зоны, планировать и реализовывать программу социальной поддержки.
Семейно-ориентированный подход к осуществлению профилактических воздействий.
Партнерство и ответственность. Ребенок (подросток) рассматривается как равноправный партнер социальной службы на всех стадиях реализации программы и несет ответственность за происходящие с ним изменения.
Мультисистемный подход к оказанию помощи ребенку (подростку) заключается в сотрудничестве социального центра со всеми службами, занимающимися проблемами детей, что позволяет расширить спектр профилактических воздействий.
Используемые методы работы в рамках проекта можно классифицировать по объему целевой аудитории на две группы: групповые и индивидуальные.
Групповые: лекции, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, семинары, мастер-классы.
Индивидуальные: диагностика, консультирование.
Информационное сопровождение:
Формирование информационного поля полового воспитания в социальном учреждении по следующим направлениям:
оповещение населения о направлениях деятельности Центра, о реализуемых программах, предоставляемых услугах, а так же основных мероприятиях, подчеркивающих значимость полового воспитания.
предоставление аналитического и просветительского материала из опыта работы специалистов относительно приемов способов правильного психосексуального развития.
Знакомство со статистическими данными, результатами социологических исследований, отражающими тенденции в современном обществе.
Организационно-методический этап:
Сроки реализации – 3-4 квартал 2015год.
Разработка концептуальной основы проекта.
Создание методической базы.
Установление междисциплинарного взаимодействия в учреждении занимающихся реабилитацией подростков.
Этап внедрения и апробации программы:
Сроки реализации – 3-4 квартал 2015 года.
Реализация программ.
Методическое обеспечение реализуемой программы.
Информационно-просветительская деятельность.
Оценка эффективности реализации программы.
Этапы реализации программы.
Этап
Метод работы
Примечание (используемые методы)
Участники реабилитационного процесса
Метод и упражнения
Выявление случаев беспорядочных половых связей, непотребное поведение
Постоянные контакты с правоохранительными органами, медицинскими и образовательными учреждениями.
Помещение детей в приёмное или стационарное отделение центра и оказание первичное психологической помощи. Предоставление бесплатного питания, временного проживания.
Информирование органов и субъектов систем профилактики о выявлении случаев, для принятия соответствующих мер, и обмена информации.
Социальные педагоги, специалисты по социальной работе, медицинские работники, психологи.
Клиническая беседа. Медицинский осмотр.
Диагностический (1 неделя)
Психодиагностическое обследование ребенка. Изучение социального окружения ребенка. Экстренная психологическая помощь (при необходимости).
Проективные методики. Клиническая беседа. Анкетирование. Метод наблюдения. Психологический анализ биографических данных и настоящего положения.
Психологи, социальные педагоги и работники, медицинские работники.
Методика «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», тест «Силуэт».
Подготовительный этап (1 неделя).
Разработка индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего. Обсуждение полученной информации на МППК.
МППК (медико-психолого-педагогический консилиум). Психолог, специалист по социальной работе, врач, воспитатель группы.
Рабочий (2-3 месяца)
Индивидуальное психологическое консультирование. Психотерапевтические сеансы с параллельным мониторингом изменений состояний детей. Работа тренинговых групп. Реализация программ социальной реабилитации.
Тренинги, уроки и мероприятия, индивидуальное консультирование (экзестиально -гуманистическая модель психологического консультирования, арт-терапия, личностно -ориентированная модель групповой психотерапии).
Психологи, психотерапевт, специалисты по социальной работе, социальные педагоги, воспитатели.
ВНЕСТИ УПРАЖНЕНИЯ
Вторичная диагностика (1 неделя).
Психологическое консультирование детей. Диагностика эмоционального состояния воспитанников.
Проективные методы. Метод теста, опросники, клиническая беседа. Метод наблюдения.
Психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе.
Методика «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «рисунок семьи», тест «Силуэт».
Результаты ожидаемые от реализации программы.
Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка.
Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Делясь с подрастающими поколениями опытом управления собственной жизнью вообще и сферой пола - в частности, мы должны позаботиться и о создании для его развития оптимальных условий. Но здесь мы вступаем в несуществующую пока область знаний - сексологическую экологию…
Оценка эффективности программы.
Эффективность программы оценивают, во-первых, в ходе реализации ее путем клинико – психологического мониторинга изменения в психологическом состоянии детей; во-вторых, при повторных обследованиях детей с помощь, проективных методик, опросников, тестов.
Оценка эффективности снижения тревожности и враждебности по отношению к себе, сверстникам и себе методом наблюдения (выявляем как ребенок относиться к себе, какое у него представление о себе, какие полоролевые предпочтения и ценностные ориентации, а так же формы поведения соответствующие полу.
Приложение.
Опросник для учащихся 8 – 11 классов (анонимно)
Цель: Получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из вариантов ответов, или предложите свой.
1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?
ухаживание
поцелуи
секс
другое ______________________________________________________
2. О половых отношениях я узнал (а) …
из телепередач
из чтения специальной литературы
из разговора со сверстниками
от родителей
от учителей
укажите другие источники _______________________________________________
3. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?
из любопытства (интерес познания чего-то нового)
от безделья
случайно
быть как другие
казаться взрослее
под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ
другое ______________________________________________________
4. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?
Упражнение «Образ современного мужчины, образ современной женщины».
Цель: показать воспитанникам, как социальная модель женщин и мужчин в обществе и традиционные взгляды определяют роль в семье.
Методы: «мозговой штурм», обсуждение, работа в группах.
Время проведения: 35 минут
Участники делятся на группы и с помощью «мозгового штурма» обсуждения определяют обобщенный образ мужчины, обобщенный образ женщины.
Каждая группа изображает в виде коллажа «Образ современной женщины» и «Образ современного мужчины».
Каждая группа представляет свою работу, после чего участники могут высказать свои дополнения к проекту.
ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ!
- красота и элегантность;
- доброта;
- скромность;
- уступчивость;
- любовь к детям;
- умение вести домашнее хозяйство;
- верность.
Коллаж «Образ современной женщины».
Женщине тоже иногда достаются достижения цивилизации, но они нужны ей в основном для того, чтобы наилучшим образом выполнять роли «домохозяйки» или «соблазнительницы». В отличие от мужчины, женщине крайне редко приписывают черты социально и профессионально активного субъекта.
Чрезвычайно упорным является убеждение подростков в том, что состоятельность и даже «нормальность» женщины определяется тем, есть ли у нее партнер (молодой человек, жених, муж). Это заблуждение распространено очень широко. Часто приводит к тому, что девочки начинают считать желательным и лестным внимание со стороны лиц мужского пола (в том числе действия, которые относятся к категории сексуальных домогательств и оскорблений), а также соглашаются на очевидно тягостные, а подчас и насильственные отношения только ради того, чтобы не потерять партнера и «не остаться одной». Наряду с этим нередко встречается уверенность в необходимости как можно более раннего приобретения сексуального опыта, которая приводит к насмешкам над теми сверстниками, кто такой опыт не имеет.
ОБОЩЕННЫЙ ОБРАЗ МУЖЧИНЫ:
- социальная и профессиональная успешность;
- твердость характера;
- смелость;
- уверенность в себе;
- физическая сила.
Коллаж «Образ современного мужчины».
Иными словами, мужчина глазами подростка – это хозяин жизни, победитель и потребитель не только материальных благ, но и женщин (« … мой единственный CAPRIS», - так говорит о женщине герой коллажа). Отсюда следует убеждение в желательности для молодого человека напористого и даже агрессивного социального и сексуального поведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯОБСУЖДЕНИЯ:
Какую роль определяют мужчины для женщины?
Какой образ жизни, систему ценностей вы определяете для мужчины в семье?
Когда происходит полный контроль мужчины над женщиной.
Упражнение «Я – мальчик, я – девочка».
Цель: уточнение представлений подростков о тех трудностях, которые связаны с половой принадлежностью.
Время проведения: 25 минут.
Каждому участнику выдается карточка, на которой необходимо написать либо «Я – мальчик», либо «Я – девочка». В карточке есть две графы, в правой нужно написать, что нравиться в положении своего пола, в левой графе – что не нравиться. Затем все участники встают с мест и обмениваются информацией (читают карточки друг друга, задают уточняющие вопросы). Потом ведущий проводит небольшую дикскуссию.
Вопросы дискуссии:
Чем отличаются проблемы мальчиков от проблем девочек?
Что похожего в этих проблема?
Почему появляются эти проблемы?
Кто нас учит быть мальчика и девочками?
Насколько удобно в реальной жизни пользоваться этими правилами?
Становиться ли это проблемой, когда вы пытаетесь выполнять свои желания?
(Таким образом, мы имеет возможность сделать вывод о том, насколько адекватно участники понимают гендерные проблемы, существующие в настоящее время).
Резюме ведущего:
В результате такого обмена информацией мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков и девочек есть основания, чтобы иногда сожалеть, что они именно такими родились. Но важно помнить о том, что в этом нет вашей вины, а, может быть, не хватает достаточного понимания того, что никто не имеет право принуждать вас делать то, чего вы не хотите. Правда, нужно отметить, что кроме прав, есть еще и обязанности. Однако, в силу определенных обстоятельств, таки как, например, существование в обществе гендерных установок и стереотипов, эти права и обязанности между мужчинами и женщинами распределены не совсем справедливо. Чем же отличаются мальчики от девочек? Или, может в них вообще больше сходства, чем различия?
Информация: «Особенности психического развития подростков в период полового созревания (комплексы и влечения), или почему «ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА»? Биологические, социальные и психологические детерминанты пола».
Цель: уточнить представления подростков о периоде подросткового развития, чтобы снять ложные страхи, связанные с принятием нового образа «Я».
Информация должна быть предельно конкретной. Нужно рассказать о том, что это период бурного полового созревания организма, когда развитие различных функции идет неравномерно, по мере поступающих из внешней среды требований. Поэтому и выглядят подростки, как «гадкие утята». Но это временные проблемы. Через год или два они уходят, а вот ошибки, совершенные в этом возрасте, могут помниться долго. Тем не менее, нужно научиться контролировать свое поведение, потому что именно в подростковом возрасте неожиданно возникают такие желания, которые никогда в голову не придут взрослому человеку. Подростки склонны к рискованным формам поведения. Они хотят экспериментировать, как говориться, «все попробовать». Но это обычно заканчивается плохо, потому что подростки не всегда умеют вовремя остановиться, подумать над тем, что последует за этим поступком. Ведь именно в подростковом возрасте совершается много уголовных преступлений, за которые грозит суровое наказание. Нужно обратить внимание на то, что в этом возрасте очень важно научиться регулировать свои потребности, неожиданные желания, контролировать агрессивные импульсы. Порой подростки, чтобы привлечь внимание девочек, ведут себя очень агрессивно, а девочки устраивают драки между собой. При разбирательствах часто не могут объяснить причину своей жестокости, но это совсем не освобождает их от ответственности за поступок. Особенно агрессивно ведут себя подростки, собравшиеся в группы по сомнительным интересам. Это и бандитские нападения, и просто хулиганские действия. В этом возрасте подростки склонны к подражанию, жаль что не всегда хорошим формам поведения. Подростки стесняются быть самими собой, поэтому совершают поступки, о которых потом жалеют.
«Мозговой штурм» «Что такое любовь?»
Цель: выявить представление участников о любви.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: участника предлагается одним словом обозначить само понятие ЛЮБОВЬ.
Резюме ведущего:
- Вы сами смогли увидеть, как по-разному вы представляете себе любовь. Для одних это опасность и страдание, для других величайшее счастье. Но вот как отличить эту настоящую любовь, которая дарует счастье, от той, которая приносит одни проблемы?
ДЛЯ ВЕДУЩЕГО
Участники должны понять, что любовь – это чувство очень интимное, оно не выставляется на всеобщее обозрение. О том, что нужно деликатно относиться к тем, кто влюблен, даже если он не вызывает ответного чувства. Нужно просто вовремя твердо сказать «нет». Умение любить напрямую связано с душевной культурой. Любовь не навязывают, ее дарят как знак признательности за то, что эта встреча пробудила в человеке прекрасные чувства, дала возможность раскрыть какие-то скрытые таланты.
Упражнение «Молекулы».
Время проведения: 5 минут.
Все участники представляют себе, что они молекулы, которые двигаются хаотично. В зависимости от того, как повышается температура, их движения становятся быстрее и быстрее. Они вступают в реакцию с другими молекулами и соединяются по двое, трое и так далее. Команды дает ведущий: « Молекулы по две, три». Он следит за тем, чтобы участники, которые «не вступили в реакцию», уходили из общего круга.
Резюме ведущего:
- ребята, вы обратили внимание на то, что когда была команда на соединение, вы метались в панике и хватались за первую попавшуюся группу. А разве в любви так бывает? Когда все друзья и подруги выбрали пару, надо и мне как-то определиться. Но это не любовь, это подражание. Для того чтобы понять, пришла ли любовь, нужно очень многое: понимать другого человека, сопереживать ему. Так чего же мы ждем от любви?
Упражнение «Любовь и ярость».
Цель: дать возможность осознать участникам свои телесные ощущения в связи с сильными чувствами.
Время проведения: 15 минут.
Инструкция: Участники разбиваются на пары (мальчик и девочка), встают напротив друг друга, выбирают, кто будет делать упражнение первым, кто вторым.
Нужно закрыть глаза и представить себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, пусть это чувство усиливается больше и больше. Затем каждый участник подумает и выскажется о том:
Где это чувство располагается в теле?
Какой оно температуры?
Какой у него цвет?
Какое оно на ощупь?
Вопросы для наблюдателя:
Что ты видел?
Можно ли догадаться, о ком с такой любовью вспомнил твой партнер?
Вопрос к тому, кто делал упражнение:
Можешь ли ты описать это чувство?
Затем предлагается снова закрыть глаза и представить себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет.
Где это чувство располагается в теле?
Какой оно температуры?
Какой у него цвет?
Какое оно на ощупь?
Полностью сконцентрироваться на чувстве злости, которое усиливается все больше и больше. Направьте а него все мысли и ощущения. Затем нужно открыть глаза и выслушать рассказ партнера, что он наблюдал.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Может ли любимый человек вызвать чувство злости?
Почему это происходит?
Как сделать так, чтобы наши чувства были более доброжелательными?
Анализ упражнения:
Скажите, есть ли разница в переживании чувств любви и злости у мужчин и женщин?
В чем выражена разница?
Можно ли контролировать проявление этих чувств?
Почему говорят, что от любви до ненависти один шаг? Что должно этому предшествовать?
Упражнение «Юноши – налево, девушки – направо».
Время проведения: 35 – 40 минут.
Техника проведения:
Участники делятся на команды юношей и девушек. Каждой команде предлагается список заданий.
Задания для юношей:
1. Назовите пять причин, почему девушки могут не вызывать симпатии (не нравиться).
2. Назовите пять причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.
3. Девушки не правы, когда думают…
4. Мы бы хотели пожелать девушкам…
Задания для девушек:
1. Назовите пять причин, почему юноши могут не вызывать симпатии (не нравиться).
2. Назовите пять причин (качеств), по которым юноша всегда будет интересен, привлекателен.
3. Юноши не правы, когда думают…
4. Мы бы хотели пожелать юношам…
Участники каждой команды после коллективного обсуждения записывают ответы на данные вопросы на листах ватмана и передают результаты своих групповых наработок другой команде (юноши – девушкам, а девушки – юношам). Каждая группа знакомится с наработками другой команды, коллективно их обсуждает. Как правило, ответы представителей противоположного пола вызывают яркую эмоциональную реакцию, желание что-то прояснить, спросить. Для этого ведущий предоставляет право каждой команде продумать вопросы на уточнение и задать их команде представителей противоположного пола или высказать аргументированные возражения, если они имеются.