Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков РROобщения»
Развитие коммуникативных навыков «PROобщение»
Встреча 1
Час невербального общения
Задачи:
-развивать коммуникативные навыки;
-упражнять в использовании невербальных приемов взаимодействия
Содержание встречи:
1. Притча «Метафора общения»
Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Как вы думаете, о чем эта история? (общение)
Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто нас окружает, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.
2. Информационный блок «Об общении»
O трех взаимосвязанных сторонах общения
В процессе совместной деятельности люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и устанавливают различные связи, взаимодействия. Поэтому в процессе общения выделяются три взаимосвязанных стороны:
Перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка в общении)
Интерактивная (регулирование взаимодействия собеседников)
Коммуникативная (передача информации)
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми в процессе общения и в обмене в процессе речи не только словами, знаниями и идеями, но и действиями, поступками.
Перцептивная сторона общения предполагает восприятие людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания между ними.
Каким образом, вступая в процесс общения, мы можем обмениваться информацией? Любое общение между людьми (процесс коммуникации) осуществляется по двум основным каналам общения:
речевому (вербальному или словесному);
неречевому (невербальному, несловесному).
Содержание информации передается нами главным образом с помощью языка, то есть в словесной форме, ведь общаясь между собой, люди используют речь как одно из важнейших средств общения. В речевом обращении важно умение говорить красиво, убедительно, ярко. Недаром существует такое понятие – «ораторское искусство». Об этом мы будем говорить на следующих занятиях.
Немаловажное значение в общение играют: мимика (положение и движение частей лица); пантомимика (положение и движение частей тела); зрительный контакт… Очень важно уметь использовать вербальные и невербальные средства общения, грамотно сочетать их в общении.
3. Игра «Найди пару»
Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
4. Упражнение «Картина»
Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.
Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д., пока все не примут участия в рисовании картины.
Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? НЕ было ли желания использовать еще и речь?
5. Упражнение «Невербальный подарок»
(развитие навыков невербальной коммуникации)
Все стоят в кругу. Пусть каждый из вас сделает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что вы ему подарили. Тот кто получает должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.
6. Обратная связь.
Заполнение анкеты «Обратная связь».
Встреча 2
Семинар-практикум для педагогов
Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
Цель: содействие преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями.
Задачи:
Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
Содействовать повышению уверенности в себе;
Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Содержание:
Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня я предлагаю вместе разобраться как завоевать доверие родителей с первой встречи?
Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы
Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.
Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— любит свою работу;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства и т.д.
Из чего же складывается успех общения? Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.
«Правила построения эффективного общения»
Первое впечатление
«Искусство нравиться есть тайна,
которая, даруемая ли природой или похищаемая упорным усилием,
в обоих случаях достойна уважения и зависти;
в последней дани ей немногие и отказывают»
П.А. Вяземский
Статистика гласит: впечатление на 60% зависит от того КАК ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ, на 30% - ОТ ТОГО КАК ЗВУЧИТ ВАШ ГОЛОС и только на 7% - ОТ ТОГО, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ!!!
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Мы должны встретить новых родителей во всеоружии!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правила плюсов
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Важно помнить, что в общении действует законотзеркаливания:собеседник начинает подражать манере общения, причем делает это непроизвольно.
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Притча о храме тысячи зеркал (видеопоказ)
2. Владение информацией
Практикум «Мифы об адаптации»
У родителей существует ряд мифов о периоде первого посещения ребенком детского сада. Попробуем их развеять!
(Педагоги делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает "Миф об адаптации". Задача: развеять этот миф. Время 10 минут. Каждая группа представляет свои варианты).
Миф 1.
Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у моего ребенка будет то же самое?
Миф 2.
Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?
Миф 3.
У ребенка, который начинает ходить в детский сад портится характер, он становится просто не выносимым.
вялость, слабость во всем теле, бледность, скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы, нарушение ритма дыхания, голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная бесцветность, речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки, враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость, ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины, ощущение потери контроля над ситуацией
Уверенность:
легкость во всем теле, ощущение внутренней силы, непринужденность жестов и поз, грациозность движений, позитивное восприятие мира, эмоциональная окраска и образность речи, ощущение собственной значимости, гордость, ощущение полного контроля над ситуацией.
Уверенность – это основа успеха. Уверенное поведение любого из нас в разных ситуациях не только повышает успешность какой-либо деятельности, но и снижает уровень страха. Однако уверенность не рождается сама по себе, это результат постоянной и кропотливой работы.
А пока, давайте поговорим о том, как проявляется уверенность в нашем теле и почему так важно формировать мышечный «корсет уверенности».
Начнем с самого корсета – предмета, который был необычайно распространен в 19 веке, и который с успехом используется и в наши дни. Основная задача корсета – придание стройности нашему телу и горделивости нашей осанке.
Не зря говорят: «Без осанки конь – корова». Прямая спина, распрямленные плечи, слегка приподнятое положение головы – все это признаки хорошей осанки и внешней уверенности.
Прямо сейчас выпрямите спину, расправьте плечи, приподнимите подбородок и улыбнитесь! Правда, что дышать стало легче? Кстати, ваша безупречная осанка – необходимое условие для правильного дыхания.
Не сутультесь! Мир не лежит на наших плечах, он лежит у наших ног. Через уверенность в теле мы чувствуем уверенность в себе, ведь наше тело – это продолжение наших мыслей.
УПРАЖНЕНИЕ «СТЕНКА».
Упражнение способствует формированию мышечного корсета. Рекомендуется выполнять ежедневно в течение месяца.
Подойдите к свободной стене и плотно прижмитесь к ней спиной. Ноги при этом слегка расставлены. Ваш затылок, плечи, лопатки, локти, ладони, ягодицы и пятки как будь-то «приклеились» к поверхности стены.
Зафиксируйте это положение и постойте так минуты 2-3. Обратите внимание на спокойное носовое дыхание – вдох через нос и выдох через нос.
Стенка «прилипла» к вашему затылку, плечам, лопаткам, локтям, ладоням, ягодицам и вы уносите ее с собой. Двигайтесь 2-3 минуты в зафиксированном положении по всему пространству помещения в любом направлении. Важно – положение тела не менять!
По окончании – подойдите к стене и сравните положение своего тела до ходьбы и после.
Поэтому, формируйте свой мышечный "корсет уверенности" и он непременно станет вашей сильной стороной.
Психологическая зарядка (по М.А.Араловой)
Цель: Повышение энергетического потенциала. Рекомендуется проводить 15-20 минут каждый день.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
2. Попрыгивая на правой, потом на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична и дела идут отлично!"
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: "Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: "Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача".
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
6. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить "Покой и улыбку всегда берегу, и мне помогут, и я помогу".
7. Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: "Вселенная мне улыбается и все у меня получается".
8. Сжав кулаки и делая вращательные движения руками: "На пути у меня нет преграды, все получится как надо!".
9. Руки на бедрах, делая наклоны вперед-назад: "Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, я прекрасна!".
Показ мультфильма
Анкета "Обратная связь"
Памятка "Секреты общения"
Встреча 3
Семинар – практикум для педагогов
Нескучное родительское собрание: игры и упражнения для родителей"
Цель:
актуализация необходимости конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников; ознакомление с играми и упражнениями для использования в работе семьей.
Содержание:
Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны развития и воспитания ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Как правильно организовать родительское собрание, чтобы родители захотели приходить в детский сад?
Использование игр и упражнений на родительских собраниях
Игры и упражнения ориентированы на развитие разнообразных умений и навыков: социальных, коммуникативных, мыслительных, художественных, организаторских. Они позволяют учить родителей выражать свои мысли и чувства, анализировать проживаемый в игре опыт поведения и взаимодействия, способствуют признанию чужого и собственного «Я».
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной и «разное».
1.Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем.
Используем игры и упражнения, направленные на знакомство, на сплочение и объединение родителей.
«Свободный микрофон»
По очереди участники рассказывают о себе (имя, фамилия, где работаю, интересы, увлечения, жизненные планы, что-то, что еще хотелось бы сказать о себе). Можно использовать какой-либо предмет в качестве «микрофона» и передавать его друг другу. Можно передавать слово другому, перекидывая мячик.
Ассоциации
Какую ассоциацию вызывает у вас слово "Семья"
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Лучше использовать презентацию.
В зависимости от темы родительского собрания мы используем игры и упражнения, направленные на рефлексию родительских чувств, на самоосознание себя как родителя.
Упражнение «Любящий взгляд»
Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.
«Нельзя»
Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты на потребность ребенка в познании окружающего мира.
Один из участников - «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя - «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.
«Что мне нравится в моем ребенке, так это...»
«Что меня огорчает в моем ребенке, так это...»
Еще одна группа игр и упражнений, направленная на снятие напряжения, на раскрепощение, создание радостного настроения.
«Самолетик»
Цель: попытаться договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание. Ход: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик (или делают сердечко обрывая лист)
«Поменяйтесь местами».
Все участники садятся на стулья, поставленные полукругом. Ведущий стоит. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто...» (варианты: любит своих родителей, любит своих детей, несколько раз в день хвалит своего ребенка, несколько раз в день благодарит своего ребенка или родителя; иногда ворчит и т.д.). В то время, пока игроки меняются местами, ведущий старается занять свободное место.
Завершить родительское собрание можно тоже упражнениями, которые помогут услышать ощущения, впечатления родителей от встречи и дадут возможность почувствовать общность всей группы.
Игра «Связующая нить»
Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.
«Подарите подарок»
Каждый своему соседу слева дарит воображаемый подарок. Он изображает этот предмет мимикой, пантомимой, жестами. Получивший подарок должен отгадать, что он получил и поблагодарить. Далее он придумывает и «передает» свой подарок следующему участнику.
«Конверты для добрых пожеланий»
Материалы: конверты и карандаши или фломастеры каждому участнику. Кроме того, каждому потребуется столько листов бумаги, сколько участников в группе, включая вас.
Попросите участников написать свои имена на конвертах. Дальше попросите их написать, и напишите сами пожелание, благодарность для каждого члена группы. Сложите все листочки в соответствующие конверты. Если участники захотят, они могут поделиться этими высказываниями с группой.
«Комплименты».
Участники встают в круг. Тот. у кого в руках мяч, говорит кому-нибудь. из участников игры комплимент и бросает ему мяч. Второй ж рок благодарит затем говорит комплимент уже кому-нибудь другому комплимент. Причем комплимент бывает не только по поводу внешности, но и делах. После игры нужно выяснить, какой комплимент понравился больше других.
Солнышко пожеланий.
Каждый участник рисует солнышко с лучами по количеству присутствующих. Листы передаются по кругу. Каждый пишет пожелание на одном лучике, пока рисунок не вернется к нему.
Просмотр видеопрезентаций, видеороликов о жизни детей в детском саду, видеофильмов о воспитании ребенка, мультфильмов.
Это могут быть социальные ролики, памятки, стихи, рекомендации, детские фотографии.
У нас в детском саду уже стало традицией использовать Видео презентации "Один день из жизни детского сада"
3. В третьей части родительского собрания – «разное»– обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
К концу родительского собрания будут готовы откликнуться на любую вашу просьбу.
Когда мы стали использовать активные методы и приемы организации родителей, причем начиная с первого родительского собрания, посещаемость увеличилась. Родители знают, что они получат нужную и полезную информацию, с пользой и интересно проведут время.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
• установка на работу с родителями как на работу с единомышленника ми (вместо установки «родитель - враг, соперник»);
• доброжелательно е отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
• заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
• системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий).
Взаимодействие педагогов, работающих с семьей и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Семь обязательных правил:
Уважайте
Помогайте
Объясняйте
Доверяйте
Учитесь
Спрашивайте
Благодарите
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. Предложить в завершении положить на одну ладонь улыбку, на другую - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисментах.
Приложение
Памятка для педагогов
Как сформировать в себе личность
Личность сформировать в себе не так легко. Дело в том, что личность формируется сама по себе, следствие тех жизненных передряг, которые встречаются нам на пути, вследствие обогащения знаниями, вследствие общения с разными людьми. Это самостоятельный процесс, но ему можно помочь.
Личность - это совокупность свойств, присущих человеку и формирующих его индивидуальность. Подумайте, можете ли вы на самом деле сами сформировать эту совокупность? Ведь если вы сами хотите подобрать ряд каких-то характерных черт, то вы, скорее всего, будете руководствоваться или чьим-то примером, или собственными представлениями об идеале. Но привить себе что-то чужеродное очень сложно, если вообще возможно; в большинстве случаев происходит отторжение. Можно только попытаться измениться в лучшую сторону.
Пусть перед глазами у вас всегда будет какой-то положительный пример. Это может быть кто-то из ваших родственников или знакомых, который много сумел достичь. Копируйте самые лучшие его черты, постепенно, проверяя из раза в раз, может ли ваше "я" принять нововведения. Но никогда не следуйте идеалу вслепую: анализируйте его поступки, делайте своевременные выводы, спрашивайте мнение людей, которых вы уважаете. Глупо было бы копировать свою жизнь с чужой и заменять своё "я" чужим.
Больше читайте. Узнать всё на свете самому невозможно. Рафинированная жизнь, протекающая из года в год в одним и тех же (обычно хороших) условиях, в кругу одних и тех же друзей (обычно совершенно неинтересных и ничего особенного не достигших), - удел очень немногих людей, но даже если жизнь вас и потрепала, всегда останется какая-то сфера - чувства, знаний, умений, принципов, которой вы так и не коснулись. Чтобы у вас сложилось хоть какое-то представление о ней, читайте книги, хорошие книги. Из них вы узнаете много того, чего вам, может быть, не удалось увидеть в жизни.
Не отталкивайте от себя людей. Ничто так не развивает личность, как соприкосновение с миром другой личности. При встрече не думайте, что тот или иной человек вам никогда не понадобится, не встретится больше или что вы не понадобитесь ему. Будьте с людьми осторожны, поскольку бывают такие экземпляры, что способны сломать любую личность, даже такую сильную, как у вас. Однако и не закрывайте на людей глаза, погрузившись в себя. Они вам смогут рассказать даже больше, чем книги.
Ваша личность развивается в течение жизни. Единственное, что вы можете сделать, - это как-то направить ход этого развития и стать тем, что соответствует другому определению слова «личность» - человеком с ярко выраженной индивидуальностью. Следите за собой, не забывайте о нормах морали и нравственности, о человеколюбии и милосердии. Это может звучать банально; но именно эти из века в век повторяемые принципы и формируют настоящую Личность.
Афоризмы от Дейла Карнеги
Искренне интересуйтесь другими людьми.
Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами.
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.
Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Будь мудрее других, если можешь, но не говори им об этом.
Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите, что он не прав.
Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Вежливость – это такое качество души, при котором не замечают поломанной калитки, а обращают внимание на цветы за калиткой во дворе.
Счастья вам, любви и
душевного равновесия!
Психологическая зарядка(по М.А.Араловой)
Цель: Повышение энергитического потенциала. Рекомендуется проводить каждый день.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь"
2. Попрыгивая на правой, потом на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична и дела идут отлично!"
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: "Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: "Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача".
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего"
6. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить"Покой и улыбку всегда берегу, и мне помогут, и я помогу"
7. Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: "Вселенная мне улыбается и все у меня получается"
8. Сжав кулаки и делая вращательные движения руками: "На пути у меня нет преграды, все получится как надо!"
9. Руки на бедрах, делая наклоны вперед-назад: "Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, я прекрасна!"
МАДОУ "Детский сад № 71" г. Перми
Секреты общения
Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери.
Правила педагогической гигиены
Пришла в детский сад – сделай умное и благородное дело.
Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
Деньги и педагогика малосовместимы.
Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
Не входи в душу к детям, если тебя об этом не попросили.
Иди на работу с радостью, с работы – с приятной усталостью.
Шути до тех пор, пока не научишься.
Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой педагог – испепелить душу.
Приходить к детям следует настолько подготовленной, чтобы знать точно: для чего пришла, куда пришла, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
Каждый раз, когда захочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую счастливую педагогическую жизнь.
Люби кого-нибудь и тогда у тебя будет все в порядке.
Если к тебе пришли на занятие, вспомни, что ты актриса, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала.
Помни, хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
Отдай работе все, а выйдя из стен из детского сада, начни новую жизнь.
Постарайся всегда быть здоровой даже, если в это кто-то не поверит.
Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе в след: «Вон учительница пошла»
Помни: если твой голос становиться угрожающе хриплым, значит ты делаешь что-то не то.
Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих воспитанников, лицо озаряется улыбкой.
Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.
Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения, с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.
Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей.
Да. Нет.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка.
Да. Нет.
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения.
Да., Нет.
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
Да. Нет.
5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение.
7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями.
Да. Нет.
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей.
Да. Нет.
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр.
Да. Нет.
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству.
Да. Нет.
11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии.
Да. Нет.
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома) размышлять над мотивами его поведения.
Да. Нет.
13.Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье.
Да. Нет.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцируемом) общении с родителями.
Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной литературы по семейному воспитанию.
Да, Нет.
16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений.
Да. Нет.
17.Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов).
Да. Нет.
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах.
Да. Нет.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями.
Да. Нет.
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.