Разработка адаптационной игры - путешествия: «Дорога в 5 класс» для 5-х классов
Разработка адаптационной игры - путешествия: «Дорога в 5 класс» для 5-х классов
Эта игра позволяет детям «вернуться» в начальную школу и еще раз «прожить» процесс расставания. Путешествие начинается с вокзала, поезд проходит через разные «станции», на которых ребята встречаются со своей начальной школой, с разными заданиями, проезжают через темный «тоннель» и выстраивают отношения с попутчиками. Задания подобраны таким образом, чтобы успех зависел от вклада каждого. Участникам предоставляется возможность почувствовать себя взрослыми и продемонстрировать свои навыки и умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка адаптационной игры - путешествия: «Дорога в 5 класс» для 5-х классов»
МОУ СОШ № 13 г. Железногорск Курская обл.
Педагог-психолог: Канищева Е.А.
Педагог- психолог: Леухина Е.Н.
Разработка адаптационной игры - путешествия:
«Дорога в 5 класс» для 5-х классов
Игра – путешествие «Дорога в 5 класс».
Содержание игры и игровая цель
Эта игра позволяет детям «вернуться» в начальную школу и еще раз «прожить» процесс расставания. Путешествие начинается с вокзала, поезд проходит через разные «станции», на которых ребята встречаются со своей начальной школой, с разными заданиями, проезжают через темный «тоннель» и выстраивают отношения с попутчиками. Задания подобраны таким образом, чтобы успех зависел от вклада каждого. Участникам предоставляется возможность почувствовать себя взрослыми и продемонстрировать свои навыки и умения.
Задачи игры
• Диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов.
• Развитие внутригрупповых отношений; диагностика умения работать в группах, по заданию.
• Осознание особенностей обучения и общения в средней и старшей школе.
• Помощь в осознании собственных индивидуальных особенностей и особенностей одноклассников.
Необходимые материалы:
бумага формата А4;
Ватман (2 шт.)
маркеры
цветные карандаши;
таблички для перрона;
номера купе;
кассы;
«билетики»;
музыкальное оформление.
Игра требует четкой организации деятельности «диспетчеров» этого путешествия. Необходимо скоординировать прохождение детьми отдельных этапов так, чтобы не было накладок и детям не надо было дожидаться, пока освободится пространство.
Каждое задание заканчивается обсуждением (это относится и к «семафору», и к «тоннелю»). Дети говорят о том, что им было интересно, что показалось трудным и т. д.
Участники:
Ученики пятых классов,
учителя начальной школы,
классные руководители классов,
ведущие.
Количество ведущих зависит от количества участвующих классов, если класс один – достаточно двоих ведущих. Один (классный руководитель) сопровождает класс, другой – работает на «станциях». Классный руководитель обязательно участвует в работе класса на всех станциях, только в «тоннеле» он помогает ведущему следить, чтобы у детей не было травм.
Сценарий игры
В актовом зале, превращенном на время игры в вокзал, звучит песенка «Голубой вагон». Ребята встают в круг, слушают ведущего.
Ведущий 1. Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде. Мы будем останавливаться на разных станциях, встречаться с разными людьми. Нас ждут старые друзья, и может так случиться, что мы приобретем и новых. Все зависит от нас. Наше путешествие начнется с вокзала.
На вокзале, естественно, много народу, все куда-то торопятся, толкаются. Я прошу всех участников свободно перемещаться по помещению, стараясь ни с кем не столкнуться. При этом вам необходимо слушать ведущего. Как только прозвучит команда, необходимо быстро объединиться в группу, состоящую из стольких человек, сколько назовет ведущий.
Участники объединяются в группы по двое, трое, пятеро человек.
В конце упражнения ведущий просит всех собраться в круг. Разминка закончена.
Ведущий 2. Звучит голос из репродуктора, т. е. из микрофона: «Внимание, пассажиры! Желающие приобрести билеты могут подойти к кассам».
Для того чтобы получить билет, вам необходимо у каждого члена коллектива найти какое-либо важное качество, которое могло бы помочь вашей команде преодолеть дорожные тяготы, и написать название качества на отдельном листочке. И только после этого вы получите заветные билетики. Билеты мы просим сохранить до конца поездки.
Ведущий 1. Но вот все билеты «проданы», «паровоз» (классный руководитель) занимает место в начале пути, дети выстраиваются за ним.
Звучит гудок паровоза, начинается путешествие по станциям.
Ведущий 2. Наш поезд сделал первую остановку. Эта станция называется «Таланты среди нас». Здесь вам необходимо продемонстрировать лучшие качества, присущие пятиклассникам. Это ум, юмор, дружба, находчивость. Вы согласны? Задания вы будете выполнять группами. Для выполнения первого задания нужны люди, умеющие думать, для второго – знатоки русского фольклора. Третье – для умеющих коллективно решать творческие задания, четвертое – требует умения изобретать.
Задание для юных изобретателей: нужно придумать и нарисовать несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве, а к нему – инструкцию по применению.
Задание фольклористам: продолжить частушки.
«Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града…»
«У медведя во бору
Много сору…»
«Я на улицу пойду,
Я себе найду…»
Задание для тех, кто умеет творчески решать задачи в коллективе: придумать и показать сказку, в которой принимают участие следующие герои: Красная шапочка, Буратино, Бэтмен, Золушка, Карлсон.
Задание для юных интеллектуалов (см приложение).
Группы выполняют задания, демонстрируют результаты всему классу, потом все вместе обсуждают, что помогало в выполнении задания, что мешало. После обсуждения класс опять строится «паровозиком» и отправляется дальше.
Когда паровозик переходит на следующую станцию, ему преграждает путь «семафор» (ведущий со знаком семафора с красным кружочком в руке).
Ведущий 1. Ваше дальнейшее движение возможно только в том случае, если вы скажете друг другу добрые слова, комплименты. Встаньте парами и идите вперед, около семафора остановитесь и скажите друг другу что-нибудь хорошее, приятное.
Когда все проходят, «семафор» дает «поезду» зеленый сигнал. Перед прибытием на следующую станцию ведущий спрашивает ребят, легко ли им было говорить добрые слова друг другу, приятно ли было слушать.
Ведущий 2. Наш поезд прибыл на станцию «Вспоминаем прошлое».
Давайте вспомним, что-то из того времени, которое вы провели в начальной школе, какими вы были.
Ведущий 1. Перед тем как мы покинем эту станцию, запишите ваши пожелания на листе «Начальная школа, спасибо за…» или просто распишитесь на нем на память.
Дети расписываются на плакате, строятся «паровозиком» и отправляются дальше.
Ведущий 2. Наш поезд отправляется дальше.
Ведущий 1. Ребята, наш поезд сейчас въедет в тоннель.
В тоннеле темно, вам надо крепко держаться за руки, не торопиться, помогать друг другу.
Берет за руку первого ребенка и медленно ведет его вперед
Ведущий 1. Уважаемые пассажиры, скорый поезд №13 прибывает на станцию « 5 класс»
Ведущий 2. Ребята, мы прибыли с вами на конечную станцию – 5 класс. Вы проделали долгий путь, длинной в 4 года. На вашем пути было множество трудностей, препятствий, радостей, побед, успехов. Но вместе вы все преграды преодолели. Впереди у вас ещё много разных станций (6, 7,…класс), которые вы будете проходить из года в год. Путь будет легче, если вы будете дружной командой.
Ведущий 1. Ребята, давайте мы с вами составим коллаж класса
или дерево дружбы.
Каждый из вас на листочке дерева напишет своё имя и важное качество личности, которое помогает ему в 5 классе. Этот листочек каждый из вас поместит на дерево дружбы. Все ваши отдельные Я составляют общее Мы. Каждый из вас является частичкой класса. Класс не может существовать без каждого из вас.
Мы все….
Ведущий 2. Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
Ребята, расскажите, что вам запомнилось из игры, что понравилось больше, что меньше (происходит обсуждение игры, подведение итогов путешествия).
Ведущий 1. Давайте встанем в круг и поблагодарим друг друга за игру.
Упражнение «Фонтан аплодисментов».
Опыт из игры – путешествия для классного руководителя, психолога.
Игра дает классному руководителю прекрасную возможность увидеть своих детей в ситуации организованного общения. Наблюдая за детьми на станциях, можно выделить тех, кто умеет организовать деятельность группы или разрушить ее, организовать обсуждение или разрушить его. Также можно понять, насколько класс владеет навыками работы в группах, какая помощь необходима им в таком виде деятельности. Все это может найти отражение в дальнейшей работе классного руководителя.
В процессе игры появляется список тем и вопросов, интересных детям, это можно учитывать в разработке и планировании различных мероприятий.
Литература:
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под. ред. М. Р. Битяновой.: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упржнения: Практическое пособие. В 4т.- М., Генезис, 1998.
Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2001.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.
Приложение.
Примерные задания для юных интеллектуалов.
Поставить знаки математических действий между семерками, чтобы равенства были верными.
7777 = 1 7777 = 2 7777 = 3
Вставьте недостающее число
Найдите общее начало для трех следующих слов:
Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок