Рабочая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
Рабочая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников
Рабочая программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, осознанное восприятие своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетенции тем самым способствует развитию гармоничной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников»
14
Рабочая программа
психологической работы
по развитию эмоционально-волевой сферы
для учащихся 1- 2 классов
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..3
Тематический план…………………………………………………………….5
Содержание программы……………………………………………………….6
Ключевые слова………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………10
Пояснительная записка
Данная программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы, в рамках адаптированной программы обучающихся 1-2 классов.
Программа составлена на основе нормативной базы:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 17.06.2011) «Об образовании»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Объем программы 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия: 20 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Цель программы: развитие эмоционально- волевой сферы, повышение осознанного восприятия учащимся своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния;
- развивать самоконтроль
Методические приемы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
этюды;
упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);
дидактические и развивающие игры;
чтение художественных произведений;
беседы;
рассказы взрослого и рассказы детей;
свободное и тематическое рисование;
релаксация.
Основными видами деятельности являются:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
практическая деятельность.
К ожидаемым результатам реализации программы можно отнестиформирование следующих знаний и умений:
уметь рассказывать о себе и своем социальном окружении;
знать о существовании собственных индивидуальных особенностей и особенностей своих сверстников;
понимать и описывать свои желания и чувства;
выражать определённые эмоциональные состояния различными способами;
устанавливать связь между эмоциональным состоянием и событием;
контролировать свои эмоциональные реакции;
умение соблюдать очередность в совместной деятельности
Тематическое планирование
№
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечание
1,2
Диагностика
2
3,4
«Это Я!»
Это Я!
16
2
5,6
Это Я! Какой Я?
2
7,8
Мое имя
2
9,10
Я - ученик
2
11,12
Линия жизни
2
13,14
Моя семья
2
15,16
Мои друзья
2
17,18
Что такое дружба
2
«Мои чувства»
14
19,20
Мое настроение
2
21,22
Мои эмоции
2
23,24
Мои чувства: страх
2
25,26
Мои страхи
2
27,28
В гостях у Бабы Яги
2
29,30
Мои чувства: гнев
2
31,32
Учусь управлять собой
2
33
Диагностика
1
34
Итоговое занятие
Итого
1
34
Содержание программы
Программа состоит из 34 занятий.
Первичная диагностика. Беседа «Расскажи о себе», Рисунок человека, Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки)
Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей, выявление тревожности, агрессивности, изучение самооценки.
Занятие «Это Я!» -2ч
Развитие представлений о себе, содействие развитию положительного образа «Я», стимулирование интереса к другому человеку, создание положительного эмоционального фона.
Занятие «Это Я! Какой Я?»-2ч
Содействие развитию положительного образа «Я», самовыражению, улучшению общения со сверстниками, развитию самоконтроля.
Занятие «Мое имя» -2ч
Способствует принятию своего имени, самовыражению детей, улучшению общения со сверстниками.
Занятие «Я – ученик» -2ч
Способствует осознанию себя как учащегося, самовыражению, снижению эмоционального напряжения в школе.
Занятие «Линия жизни» -2ч
Способствует осознанию себя во времени, самовыражению ребенка, развитию уверенности в себе и своих силах.
Занятие «Моя семья» -2ч
Развитие представления детей о своей семье, способствует самовыражению детей, формированию у детей умения любить окружающих
Занятие «Мои друзья»-2ч
Развитие представления детей о дружбе, формирование взаимопонимания, содействие в формировании доброжелательных отношений в группе.
Занятие «Что такое дружба» -2ч
Развитие представления детей о дружбе, развивать умений сотрудничать, содействовать в развитии умений в формировании доброжелательных отношений в группе.
Занятие «Мое настроение»-2ч
Развитие представления детей об эмоциональных состояниях (радость, грусть); развитие способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, позы, жестов, походки; развитие способность понимать эмоциональное состояние другого.
Занятие «Мои эмоции» -2ч
Развитие способность выражать свое внутреннее состояние через эмоции, понимать эмоциональное состояние другого.
Занятие «Мои чувства: страх»-2ч
Развитие представлений детей об эмоциональных состояниях (страх), возможность для актуализации своего страха.
Занятие «Мои страхи» -2ч
Способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства, развитие умения выражать чувство страха в рисунке, возможность поработать с предметом своего страха.
Занятие «В гостях у Бабы Яги» -2ч
Преодоление стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок, снижение степени страха через придание объектам страха нетипичных для них характеристик.
Занятие «Мои чувства: гнев» -2ч
Развитие представления об эмоции «гнев», рефлексия своего агрессивного поведения, формирование доверия к окружающим.
Занятие «Учусь управлять собой» -2ч
Развивать самоконтроля, знакомство со способами саморегуляции.
Диагностика. Беседа «Расскажи о себе», Рисунок человека, Лесенка Щур (диагностика уровня самооценки)
Изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей, выявление тревожности, агрессивности, изучение самооценки.
Итоговое занятие
Закрепление полученных знаний об эмоциональных состояниях, развитие самоконтроля, положительного самовосприятия.
Ключевые слова
Восприятие
Дружба
Самовыражение
Самоконтроль
Сотрудничество
Страх
Тревожность
Эмоции
Литература
1. Пасечник Л.В. Помощь депрессивным детям: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.