Цель: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.
Задачи: Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости. Воспитание ответственного отношения к личному времени. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.
Задачи: Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни; Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости. Воспитание ответственного отношения к личному времени. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.
Оборудование: компьютер, проектор, фильм «Путь героя» общественной организации «Общее дело», тест «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?».
Ход мероприятия
I. Вступительная беседа
1. Дискуссия о здоровье
Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?». Ответы школьников фиксируются на доске.
2. Разговор о зависимостях
– Какие виды зависимостей вы знаете?
Слайд Виды зависимостей:
• Игровая (гемблинг).
• Виртуальная.
• Зависимость от внешности.
• Зависимость от пищи.
• Зависимость от работы.
• Потребление (шоппинг).
• Мобильная зависимость.
• Рекламная зависимость.
• TV – зависимость.
• Зависимость от идеологий (религиозные движения).
• Лекарственная.
– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.
О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.
3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости
«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон). Согласны ли вы с этим выражением?
II. Интернет как источник зависимости
1. Рассказ об истории Интернета
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.
По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.
Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество пользователей в мире - 4 миллиарда.
- От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.
Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Некоторые признаки виртуальной зависимости:
• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.
• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего онлайнового сеанса;
увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»
Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:
Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
4. Причины виртуальной зависимости
– Как думаете, в чем причина такого поведения?
Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:
• доступность разнообразной информации;
• широкая интерактивность, постоянное общение;
• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;
• анонимность передаваемой информации.
5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости
Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.
Вот некоторые из них:
1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).
2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:
– ухудшение настроения;
– психологические разногласия с окружающими.
Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.
3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).
4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
III. Правила безопасности
1. Зависимость – отказ от альтернатив
Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Школьникам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.
Просмотр 2 части фильма «Путь героя»
2. Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
IV. Подведение итогов
- Каковы основные причины и признаки интернет-зависимости?