Просмотр содержимого документа
«Психолого -педагогический консилиум " Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене"»
Разработка психолого-педагогического консилиума «Адаптация пятиклассников к новой ступени обучения»
Цель консилиума: Изучение степени и особенностей приспособления пятиклассников к новой социальной ситуации, составление программы психолого-педагогического сопровождения учащихся на новой ступени обучения.
На консилиуме присутствуют:
педагоги, работающие в классе; классные руководители, администрация школы, медицинский работник (при наличии в школе), психолог.
Форма проведения: круглый стол.
Проводит консилиум : психолог.
Время проведения: ноябрь-декабрь
План проведения:
1. Деловая игра «Психологические особенности пятиклассников» (мадерация).
2. Выступление классных руководителей пятых классов с вопросом: «Характеристика класса. Данные диагностических исследований».
3. Выступление медицинского работника с вопросом: « Результаты диспансеризации. Динамика развития здоровья пятиклассников».
4. Выступление учителей-предметников.
5. Выступление педагога-психолога с вопросом: «Психологические особенности пятиклассников. Адаптация к новой ступени обучения».
6. Деловая игра «Выработка рекомендаций педконсилиума» (мадерация).
7. Заседание творческой группы педагогов, работающих с пятиклассниками.
1. Деловая игра «Психологические особенности пятиклассников».
Психолог предлагает всем присутствующим на консилиуме написать на отдельных листах трудности, с которыми, по их мнению, сталкиваются пятиклассники при переходе в среднее звено (5-7 минут). Затем совместно ранжируем написанные педагогами трудности и называем вытекающие психологические особенности учащихся:
-индивидуально-психологические проблемы: память, внимание, тревожность, агрессивность, внушаемость, развитие мелкой моторики рук, данные социометрии.
-учебные и воспитательные возможности: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитываемость.
-психологические особенности: темперамент, ведущий канал восприятия, ведущее полушарие головного мозга
2. Выступление классных руководителей пятых классов с вопросом: «Характеристика класса. Данные диагностических исследований»
Классный руководитель предоставляет присутствующим:
- развернутую характеристику класса по следующему плану:
а) количество девочек, мальчиков б) дети из многодетных семей
в) дети из неполных семей г) дети из неблагополучных семей
д) одаренные дети е) логопедические дети
ж) результаты диспансеризации учащихся, динамика здоровья (при отсутствии медработника в школе)
з) дети, находящиеся в социально-опасном положении
и) особенности класса, взаимоотношения детей в классе
-представления на учащихся класса, находящихся в социально-опасном положении и детей с девиантным поведением (приложение 5), заполненные совместно с психологом до педконсилиума.
Классный руководитель рассказывает об изменениях учащихся, возникших на новой образовательной ступени обучения.
3. Выступление медработника школы с вопросом:
«Результаты диспансеризации. Динамика развития здоровья пятиклассников»
Медработник предоставляет присутствующим результаты диспансеризации и динамику развития здоровья учащихся пятых классов
4. Выступление учителей-предметников.
Учителя, работающие в классе, делятся своими впечатлениями о классе и проблемами, с которыми столкнулись; об особенностях данного класса в целом (по сравнению с другими классами) и некоторых учеников.
5. Выступление педагога-психолога с вопросом: «Психологические особенности пятиклассников. Адаптация к новой ступени обучения»
Когда дети приходят из начальной школы, самая большая сложность, с которой они сталкиваются, - это совершенно иная организация школьного пространства:
а) разные кабинеты
б) разные учителя, которые сосредоточены не на одном классе, как учитель начальных классов, и которым не хватает времени на регулярную и систематическую организацию деятельности самых маленьких детей среднего звена. Здесь более четкая, хотя и более сложная для детей, структура учебной деятельности.
В педагогической деятельности следует учитывать возрастные особенности пятиклассников:
- продолжается формирование высокого статуса качества учебной деятельности;
- происходит нарастание различий между учениками по типу ведущей нервной деятельности, в эмоционально-волевой сфере, в темпе обучения и в использовании ведущих психических процессов (памяти и мышления);
- происходит возрастное переструктурирование модулей головного мозга и это отражается в поведении и учебе пятиклассников.
Далее педагог-психолог предоставляет следующие результаты психологической диагностики:
Мотивация(отношение к школе):
Высокий уровень-4
Хорошая школьная мотивация-7
Позитивное отношение к школе, но внешняя мотивация-4
Низкая школьная мотивация- 4
Эмоциональное отношение к учебным предметам (Битянова)
Отношение к учебным предметам, соц. Статус и низкая мотивация-3
6. Деловая игра «Выработка рекомендаций педконсилиума» (мадерация).
Все присутствующие продумывают и пишут на отдельных листах свои предложения в организации процесса воспитания пятиклассников на основе диагностических данных. После ранжирования совместно разрабатываем рекомендации психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания пятиклассников (уделяя особое внимание детям с девиантным поведением), где прописываем виды и формы работ для всех участников пед. процесса. Рекомендации после консилиума оформляются и доводятся до каждого учителя.
7. Заседание творческой группы педагогов, работающих с пятиклассниками.
На заседании творческой группы в составе педагога-психолога, заместителя директора по УВР и желающих учителей, заполняем «Индивидуальную методическую инструментовку» (приложение 19), которая включает в себя предпочтительные и противопоказанные методы, техники и технологии обучения для каждого ученика.
Памятки психолого-педагогического сопровождения процесса обучения пятиклассников.
Памятка №1
При наличии в классе тревожных, внушаемых и депрессивных детей:
а) учитывать особенности отношения к ним: создание педагогом эмоционального комфорта, диалог относительно его достоинств и сильных сторон.
Б) нельзя педагогу нагнетать обстановку, так как чрезмерное повышение тревоги у детей приводит только к дезорганизации деятельности.
в) создавать ситуации успеха, в которой ученик реально осознал бы потенциальный уровень своих возможностей. Высказывать поощрение типа: «Я уверен, что ты справишься». Посмотреть, улыбнуться, тем самым, сказав ученику: «Я здесь, с тобой, ты не один».
г) при решении самостоятельных и контрольных работ при возникающих вопросах ученика можно обратиться с одобрением: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».
Памятка №2
При недостатке произвольности (частая отвлекаемость от основного дела, суетливость, неуравновешенность, беспорядочное многословие, удивление, неуверенность, тревожность) у учащихся:
а) осуществлять помощь педагогом в самоорганизации, задавая вопросы: «Ты как?», «Что ты сейчас делаешь?»
б) обучать целеполаганию, планированию различных видов деятельности, умения принимать оптимальные решения.
в) постепенное усложнение задач, заданий; побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей, диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я- реального» и «Я-идеального».
г) подбор специальных средств фиксации.
Памятка№3
Использовать в работе педагога следующие особенности ребенка с медленной скоростью реакции:
а) низкий темп адаптации
б) низкий темп деятельности, т. к. опора обучения – повторение одного и того же, на что теряется время
в) обучение, опираясь на память, повторение одного и того же, на что теряется время.
г) имеет склонность к панике, стрессу
е) поведение у консерванта.
Для этих детей противопоказан фронтальный способ педагогического общения.
Памятка №4
При работе со слабым типом темперамента детей необходимо знать, что эти ученики:
а) обладают очень слабым терпением
б) они замкнуты, чаще недооценивают свои способности
в) у них глубокие и эмоциональные длительные переживания, обидчивое отношение к критике
г) подавленное отношение к опасности
д) большая внушаемость и мнительность.
В работе с этими детьми запрещается использование учителем психинтенсивных образовательных технологий, а также предъявлять педагогические требования, так как внушающий монолог или инструктирование подвергает этих детей в прострацию.
Памятка №5
Основываясь на данные диагностики, учитывать в деятельности педагога уровень агрессии детей, не провоцировать их. Рекомендовать этим подросткам занятия в спортивных секциях активными видами спорта (баскетбол, футбол, хоккей).
Памятка №6
Учитывать при проведении уроков, что подростки в пубертантном периоде находятся в состоянии постоянного стресса.
Памятка №7
Использовать в работе канал восприятия информации ребенка:
а) работая с учеником - визуалом, используйте слова, описывающие цвет, размер, форму расположения с высокой скоростью смены деятельности. Выделяйте цветом различные пункты и аспекты содержания. Записывайте действия, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия. Не следует использовать учителем долгие и эмоциональные повествования.
б) работая с учеником - аудиалом, используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм метронома ( особенно головой), со скоростью, характерной для этого стиля (стиля метронома). Рекомендуется использовать долгие и эмоциональные повествования.
в) работая с учеником - кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестеты обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше для запоминания. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации. Не следует использовать учителем долгих и эмоциональных повествований.
Памятка №8
Данные социометрии рекомендуется использовать при организации работы учащихся в малых группах, сформированных по следующим признакам:
При работе в малых группах развивается сотрудничество учащихся, оказывается поддержка и помощь отстающим и изолированным учащимся. Все это улучшает микроклимат в детском коллективе и через малые учебные группы в учебной деятельности создает условия для самореализации, саморазвития как сильных, так и слабых учеников.Рекомендуется использование данных социометрического исследования при работе учеников у доски – щадящее отношение педагога к детям со статусом принимаемый и отвергаемый.
Памятка № 9
Учитывать различие детей по доминанту функциональной асимметрии головного мозга: право - левополушарные дети, дети со смешанным типом восприятия. Исходя из того, что правополушарные склонны к описаниям, интуиции, при работе с ними необходимо использовать методы обучения – объяснительно-иллюстрированные, проектно – творческого характера. Для левополушарных, которым соприродна логика, рациональное познание, исследовательская деятельность, учитель может предложить палитру эвристических и проблемных методов обучения.