kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология для пятиклассниа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Психология для пятиклассника" расчитана на бучающихся 5 класса. Кружок относится к социально - педагогической направленности. Данная программа является  адаптированной и разработана на основе программы О.Н. Рудяковой «Развитие позитивного творческого общения».

Цель и задачи программы

Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а так же по формированию активной, социально - устойчивой личности.

Поставленная цель обусловила необходимость решить ряд задач:

Задачи:

- обучающие: изучение  и установление правил группы; обучить пятиклассников методам уверенного поведения;

-воспитательные: воспитание социально - активной  позиции обучающихся, повышение мотивации к обучению;

развивающие: развитие личностных качеств школьников, снятие эмоционального напряжения, тревожности обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология для пятиклассниа »





Программа кружка

«Психология для пятиклассника»


Сроки реализации: 1 год (2014-2015 г.)




Руководитель кружка:__________Рыжикова С.Ю.

















2014 г.


Содержание программы


  1. Пояснительная записка……………………………………………..2-7 стр.

  2. Учебно-тематический план……………………………………….8-16 стр.

  3. Содержание изучаемой программы……………………………..17-26 стр.

  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………..27-38 стр.

  5. Список литературы………………………………………………….39 стр.

Приложение

























Пояснительная записка

Программа кружка «Психология для пятиклассника» относится к социально – педагогической направленности. Данная программа является адаптированной и разработана на основе программы О.Н. Рудяковой «Развитие позитивного творческого общения». По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью учащихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".

Тревожность – весьма распространенное психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. Высокий уровень тревожности в основном проявляется в периоды того или иного кризиса, например при поступлении в школу – 1 класс, при переходе на многопредметное обучение – 5 класс, кризис 13 лет (переходный возраст) – 8 класс, профессиональное самоопределение - 9 и 11 классы. Поэтому стало актуальным создание данной программы в 5 классе. Занятия с элементами тренинга проводятся в групповой форме.

По данной программе могут обучаться младшие подростки в возрасте от 10 до 13 лет.

Программа занятий рассчитана на 1 год обучения (38 часов).

Цель и задачи программы

Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а так же по формированию активной, социально - устойчивой личности.

Поставленная цель обусловила необходимость решить ряд задач:

Задачи:

- обучающие: изучение и установление правил группы; обучить пятиклассников методам уверенного поведения;

-воспитательные: воспитание социально - активной позиции обучающихся, повышение мотивации к обучению;

развивающие: развитие личностных качеств школьников, снятие эмоционального напряжения, тревожности обучающихся.

Основные методы и формы обучения

Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях:

- устное изложение материала;

- практические занятия с элементами тренинга;

- самостоятельная работа;

Формы обучения:

- учебно – плановые – теоретические, практические;

- индивидуальные и групповые, работа в парах и подгруппах;

- игровые формы;

- круглые столы;

- мозговой штурм;

Формы воспитательной работы:

- праздники;

- социально – значимые дела;

- творческие конкурсы.

Форма контроля – отчетные занятия, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

Стабильность показателей психологического здоровья детей, повышение мотивации к обучению;

Снижение уровня тревожности обучающихся;

Повышение самооценки, придание уверенности в себе;

Формирование активной, социально – устойчивой личности.

Обеспечение программы

Внутренние ресурсы:

  • Все участники образовательного процесса;

  • МБОУ Виткуловская СОШ.

Технические ресурсы:

  • Персональный компьютер;

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Проектор;

  • Музыкальный центр.

Информационные ресурсы:

  • Учебная, методическая, научная литература по психологии























Учебно-тематическое планирование

программы «Психология для пятиклассника»


п/п

Наименование

тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие «Я пятиклассник»

1


1

2

Установление правил группы

1

1

2

3

Первичная диагностика (Изучение тревожности Спилберг-Ханин)


1

1

4

Сплочение группы


2

2

5

Школьная тревожность

1

1

2

6

Снятие школьной тревожности


1

1

7

Школьные страхи


2

2

8

Изгоняем страхи


1

1

9

Снятие напряженности


1

1

10

Формирование позитивного отношения к школе


1

1

11

Закрепление позитивного отношения к школе


1

1

12

Уверенное поведение


2

2

13

Формирование уверенного поведения


2

2

14

Принятие себя


2

2

15

Самооценка

1

1

2

16

Формирование адекватной самооценки


2

2

17

Похвали меня


2

2

18

Промежуточная диагностика (методика САН)


1

1

19

Рисование под музыку


1

1

20

Зачем нужно знать себя

1

1

2

21

Аппликация "Имя - Ромашка


1

1

22

Разыщи радость


2

2

23

Рисование самого себя


1

1

24

Повторное тестирование (Изучение тревожности Спилберг-Ханин)


1

1

25

Итоговое занятие: тренинг активности


2

2


Итого:

5

33

38














Содержание программы «Психология для пятиклассника»


  1. Вводное занятие «Я пятиклассник». Ознакомление с возрастными особенностями пятиклассника, правами и обязанностями.

  2. Установление правил группы. Установление и принятие правил в группе. Закрепление правил на практике.

  3. Первичная диагностика. Изучение уровня тревожности пятиклассников с помощью методики Спилберг-Ханина.

  4. Сплочение группы. Занятие с элементами тренинга на сплочение группы.

  5. Школьная тревожность. Мозговой штурм «ассоциации на тему «тревожность». Знакомство с понятием «тревожность» и ее видами. Обсуждение.

  6. Снятие школьной тревожности. Занятие с элементами тренинга (упражнения: зоопарк, один стул, дерево настроения).

  7. Школьные страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: в магазине зеркал, страх, рассказ о школьном страхе).

  8. Изгоняем страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: рисуем картинки в уме, паровозик).

  9. Снятие напряженности. Упражнения: гномики, игра «наоборот», подари улыбку другу.

  10. Формирование позитивного отношения к школе. Занятия с элементами тренинга (упражнения: ласковое имя, прогулка по сказочному лесу, школа для людей).

  11. Закрепление позитивного отношения к школе. Занятие с элементами тренинга (упражнения: полет на ковре самолете, урок и перемена).

  12. Уверенное поведение. Знакомство с понятием «уверенное поведение». Изучение техник уверенного поведения.

  13. Формирование уверенного поведения. Занятие с элементами тренинга (упражнения: кораблик, я сильный, я слабый, я смогу).

  14. Принятие себя. Занятия с элементами тренинга (упражнения: новое, хорошее, изобрази чувство, передача чувств прикосновением, что мне нравится в себе).

  15. Самооценка. Знакомство с понятием «самооценка».

  16. Формирование адекватной самооценки. Занятие с элементами тренинга (упражнения: открытые вопросы, похвальное слово самому себе, комплименты, маяк).

  17. Похвали меня. Занятие с элементами (упражнения: хвалилки, что я люблю, что я могу, что мне нравится в самом себе, золотой шар)

  18. Промежуточная диагностика (методика САН). Оценка общего самочувствия обучающихся.

  19. Рисование под музыку. Работа в подгруппах.

  20. Зачем нужно знать себя. Знакомство с понятием «личность». Упражнения: я рад общаться с тобой, продолжи письменно предложения, горячий стул, зоркие глазки.

  21. Аппликация "Имя – Ромашка». Творческая работа со своим именем.

  22. Разыщи радость. Упражнение «разыщи радость». Поиск радостей в мелочах.

  23. Рисование самого себя. Рисуем себя в прошлом, настоящем и будущем.

  24. Повторное тестирование (Изучение тревожности Спилберг-Ханин).

  25. Итоговое занятие: тренинг активности. Упражнение: Я- лидер-визитка, космос, гром-ураган-землетрясение.


Итого по курсу обучения: 38 часов.
























Методическое обеспечение

образовательной программы «Гражданин»

первый год обучения


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие «Я пятиклассник»



 лекция

 объяснительно-иллюстративный

 презентации

 компьютер, проектор

 опрос

2

Установление правил группы

 лекция

 объяснительно-иллюстративный, наглядный

  презентации

 компьютер, проектор

 опрос

3

 Первичная диагностика (Изучение тревожности Спилберг-Ханин)

 диагностика

 диагностический

 Опросный лист

 

 Анализ результатов

4

Сплочение группы

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры

 компьютер, проектор, магнитофон

рефлексия

5

Школьная тревожность

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

презентации

 компьютер, проектор

 опрос

6

Снятие школьной тревожности

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, карандаши, наглядный материал

 компьютер, проектор

рефлексия

7

Школьные страхи

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

 Бумага, фломастеры, карандаши


рефлексия

8

Изгоняем страхи

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

 Бумага, фломастеры, карандаши


рефлексия

9

Снятие напряженности

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

карточки с заданиями,

компьютер,

проектор

рефлексия

10

Формирование позитивного отношения к школе

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши


рефлексия

11

Закрепление позитивного отношения к школе

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши


рефлексия

12

Уверенное поведение

лекция

Объяснительно-иллюстративный

презентации

 компьютер, проектор

опрос

13

Формирование уверенного поведения

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Спокойная музыка, краски, кисточки

 компьютер, проектор, магнитофон

рефлексия

14

Принятие себя

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши


рефлексия

15

Самооценка

лекция

Объяснительно-иллюстративный

презентации

 компьютер, проектор

опрос

16

Формирование адекватной самооценки

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, ручки


рефлексия

17

Похвали меня

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши.


рефлексия

18

Промежуточная диагностика (методика САН)

диагностика

диагностический

Бланки диагностики


Анализ результатов

19

Рисование под музыку

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши, кисточки, краски, спокойная музыка,

 компьютер, проектор, магнитофон.

рефлексия

20

Зачем нужно знать себя

лекция

Объяснительно-иллюстративный

презентации

 компьютер, проектор

опрос

21

Аппликация "Имя - Ромашка

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши, кисточки, краски, клей, ножницы.


рефлексия

22

Разыщи радость

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, ручки


рефлексия

23

Рисование самого себя

Занятие с элементами тренинга

 Наглядно-практический

Бумага, фломастеры, карандаши, кисточки, краски


рефлексия

24

Повторное тестирование (Изучение тревожности Спилберг-Ханин)

диагностика

диагностический

Бланк теста


Анализ результатов

25

Итоговое занятие: тренинг «Я- лидер»

Занятие с элементами тренинга

Наглядно-практический

Бумага, фломастеры


рефлексия






















Литература


  1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие

для студ. Высш. Учеб. Заведений, 2004 г.

  1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 2008 г.

  2. Родионов В. Игры. В которые играют все, программа тренинговых занятий для учащихся старших классов/ В. Родионов, Е.Лангунева// Школьный психолог.- 2005. - № 2, 5

  3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.- Ярославль 2004 г.

  4. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- Питер 2003 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психология для пятиклассниа

Автор: Рыжикова Светлана Юрьевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178519


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства