Программа кружка "Психология для пятиклассника" расчитана на бучающихся 5 класса. Кружок относится к социально - педагогической направленности. Данная программа является адаптированной и разработана на основе программы О.Н. Рудяковой «Развитие позитивного творческого общения».
Цель и задачи программы
Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а так же по формированию активной, социально - устойчивой личности.
Поставленная цель обусловила необходимость решить ряд задач:
Задачи:
- обучающие: изучение и установление правил группы; обучить пятиклассников методам уверенного поведения;
-воспитательные: воспитание социально - активной позиции обучающихся, повышение мотивации к обучению;
развивающие: развитие личностных качеств школьников, снятие эмоционального напряжения, тревожности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психология для пятиклассниа »
Программа кружка
«Психология для пятиклассника»
Сроки реализации: 1 год (2014-2015 г.)
Руководитель кружка:__________Рыжикова С.Ю.
2014 г.
Содержание программы
Пояснительная записка……………………………………………..2-7 стр.
Учебно-тематический план……………………………………….8-16 стр.
Содержание изучаемой программы……………………………..17-26 стр.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………..27-38 стр.
Список литературы………………………………………………….39 стр.
Приложение
Пояснительная записка
Программа кружка «Психология для пятиклассника» относится к социально – педагогической направленности. Данная программа является адаптированной и разработана на основе программы О.Н. Рудяковой «Развитие позитивного творческого общения». По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью учащихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".
Тревожность – весьма распространенное психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. Высокий уровень тревожности в основном проявляется в периоды того или иного кризиса, например при поступлении в школу – 1 класс, при переходе на многопредметное обучение – 5 класс, кризис 13 лет (переходный возраст) – 8 класс, профессиональное самоопределение - 9 и 11 классы. Поэтому стало актуальным создание данной программы в 5 классе. Занятия с элементами тренинга проводятся в групповой форме.
По данной программе могут обучаться младшие подростки в возрасте от 10 до 13 лет.
Программа занятий рассчитана на 1 год обучения (38 часов).
Цель и задачи программы
Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а так же по формированию активной, социально - устойчивой личности.
Поставленная цель обусловила необходимость решить ряд задач:
Задачи:
- обучающие: изучение и установление правил группы; обучить пятиклассников методам уверенного поведения;
-воспитательные: воспитание социально - активной позиции обучающихся, повышение мотивации к обучению;
развивающие: развитие личностных качеств школьников, снятие эмоционального напряжения, тревожности обучающихся.
Основные методы и формы обучения
Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях:
Содержание программы «Психология для пятиклассника»
Вводное занятие «Я пятиклассник». Ознакомление с возрастными особенностями пятиклассника, правами и обязанностями.
Установление правил группы. Установление и принятие правил в группе. Закрепление правил на практике.
Первичная диагностика. Изучение уровня тревожности пятиклассников с помощью методики Спилберг-Ханина.
Сплочение группы. Занятие с элементами тренинга на сплочение группы.
Школьная тревожность. Мозговой штурм «ассоциации на тему «тревожность». Знакомство с понятием «тревожность» и ее видами. Обсуждение.
Снятие школьной тревожности. Занятие с элементами тренинга (упражнения: зоопарк, один стул, дерево настроения).
Школьные страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: в магазине зеркал, страх, рассказ о школьном страхе).
Изгоняем страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: рисуем картинки в уме, паровозик).
Снятие напряженности. Упражнения: гномики, игра «наоборот», подари улыбку другу.
Формирование позитивного отношения к школе. Занятия с элементами тренинга (упражнения: ласковое имя, прогулка по сказочному лесу, школа для людей).
Закрепление позитивного отношения к школе. Занятие с элементами тренинга (упражнения: полет на ковре самолете, урок и перемена).
Уверенное поведение. Знакомство с понятием «уверенное поведение». Изучение техник уверенного поведения.
Формирование уверенного поведения. Занятие с элементами тренинга (упражнения: кораблик, я сильный, я слабый, я смогу).
Принятие себя. Занятия с элементами тренинга (упражнения: новое, хорошее, изобрази чувство, передача чувств прикосновением, что мне нравится в себе).
Самооценка. Знакомство с понятием «самооценка».
Формирование адекватной самооценки. Занятие с элементами тренинга (упражнения: открытые вопросы, похвальное слово самому себе, комплименты, маяк).
Похвали меня. Занятие с элементами (упражнения: хвалилки, что я люблю, что я могу, что мне нравится в самом себе, золотой шар)
Промежуточная диагностика (методика САН). Оценка общего самочувствия обучающихся.
Рисование под музыку. Работа в подгруппах.
Зачем нужно знать себя. Знакомство с понятием «личность». Упражнения: я рад общаться с тобой, продолжи письменно предложения, горячий стул, зоркие глазки.
Аппликация "Имя – Ромашка». Творческая работа со своим именем.
Разыщи радость. Упражнение «разыщи радость». Поиск радостей в мелочах.
Рисование самого себя. Рисуем себя в прошлом, настоящем и будущем.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие
для студ. Высш. Учеб. Заведений, 2004 г.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 2008 г.
Родионов В. Игры. В которые играют все, программа тренинговых занятий для учащихся старших классов/ В. Родионов, Е.Лангунева// Школьный психолог.- 2005. - № 2, 5
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.- Ярославль 2004 г.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- Питер 2003 г.