Данное мероприятие можно проводить в рамках Единого дня толерантности (16 ноября). Детей увлекает прохождение станций с выполнением заданий различного характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический марафон "Дружный класс" (5-11 классы)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
Подготовила:
педагог-психолог
Е.А.Зайцева
г.Муром, 2013
Пояснительная записка
Актуальность: одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.
Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества.
Цель:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
Воспитание уважения и доброго отношения к людям.
Задачи:
развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран,
наглядный материал (плакаты в рекреации школы)
путевые листы
Направленность мероприятия: марафон «Дружный класс» рассчитан на учащихся среднего звена (5-8 классы)
Фомы работы: игра-тренинг, мозговой штурм, дискуссия, работа в малых и больших группах, разминка.
Место проведения: торжественное открытие марафона проводится в актовом зале школы, далее все расходятся по станциям, располагающимся в кабинетах школах.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (придумать название и девиз команды в соответствии с тематикой мероприятия, а также члены команды должны иметь единую форму или какой-либо отличительный атрибут).
Ожидаемые результаты:
Предметные - осмысление понятий: толерантность, права человека, национальная самоидентификация, этнос.
Личные: - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Практические: - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Метапредметные: - использование приобретенных знаний для дальнейшей успешной социализации в полиэтническом обществе - развитие коммуникативной компетенции.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Упражнение "Эмблема толерантности"
Цели:
• продолжение работы с определениями толерантности;
• развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение"Лукошко"
Цели:
• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;
• развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы:лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения.Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру".
Упражнение «Превращения»
Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.
Упражнение «Интересные люди»
Цели: - включить фантазию участников
- поощрить вербальную коммуникацию
- начать разговор о стереотипах
Участникам потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей разных социальных групп.
Необходимо раздать участникам по 3 фотографии. Рассмотрев которую, участники должны рассказать об этом человеке как можно больше информации (что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, о чем сейчас думает, какие у него жизненные проблемы и т.д.).
В конце упражнения небольшое обсуждение
трудным или легким было задание?
как они думают, соответствуют ли их предположения действительности?
часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)?
Упражнение «Привет!»
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран
сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
помахать рукой;
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
Обсуждение
понравилась ли вам игра?
было ли трудно здороваться каким-то способом?
показались ли какие-то из приветствий смешными?
какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Упражнение «Свое мнение»
Цели:
осознать возможность сосуществования различных мнений;
осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
научится правилам корректной дискуссии.
Ход занятия:
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы): Для младших детей:
Весна лучше осени.
Белый хлеб вкуснее черного
Самый важный предмет - математика.
Играть "в компьютер" веселее, чем смотреть телевизор.
Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.
Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
Лучше играть в футбол, чем баскетбол.
Все национальности достойны уважения.
Не иметь высшего образования - стыдно.
Курить – модная привычка.
Кока-кола вкуснее фанты.
Заниматься рыбалкой - старомодно.
Изучать иностранный язык легче, чем физику.
Обсуждение:
Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что поп поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? О чем спорят взрослые? На все ли вопросы, о которых они спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
Упражнение «Культурный словарь»
Цель:
исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности;
исследовать разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми;
улучшить процессы коммуникации в группе.
Вам понадобятся: список понятий, бумага и ручка для каждой команды.
Разделите участников на небольшие группы. (3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши.
Вызывайте к себе по одному представителю от каждой группы. Тихо сообщайте им слово-задание.
Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается.
Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме
Сначала удостоверьтесь, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова.
Обсуждение:
было ли трудно угадывать?
а рисовать?
какие слова удались легче, какие - труднее?
почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?
что отражается в том, как люди рисуют слова?
Упражнение «Экспресс»
Цель: выявить предрассудки в группе. Осознать неизбежность наличия предрассудков и научиться жить с ними. Вам понадобится: список пассажиров
Каждому участнику будет представлен список. Вопрос звучит так: "С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?". Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.
Обсуждение:
трудно ли было придти к единому мнению?
каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
как лучше всего поступать в таких случаях?
Список.
Цыганка
Явный гомосексуалист
Скинхед
Молодой человек, больной СПИДОМ
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
Кавказец-мусульманин
Человек из деревни с большим мешком
Африканский студент
Подросток, похожий на наркомана
Бывший заключенный
Таджик в национальной одежде
Милиционер
Инвалид со складной коляской
Кришнаит
Китаец, который ест странно пахнущую еду
Человек, говорящий на непонятном языке
Литература
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.