kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая игра для старшеклассников "Планета времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая игра для старшеклассников.

Цель: осознание значимости полноценного проживания любого времени, проектирование дальнейших жизненных событий.

Задачи:

• способствовать обогащению эмоционального мира;

• помочь осознать ценности данного временного периода в жизни учащихся;

• формировать потребность в коррекции собственных стереотипов;

• развивать самосознание;

• развивать творческое самовыражение;

• способствовать сплочению коллектива.

План занятия:

1.Цели, задачи.

2.Ожидания от занятия (сеем «зерна в огороде»).

3.Знакомство.

4.Правила группы.

5.Визуализация «Страна Времени»

6.Знакомство с техникой арт-терапии «Фрактальное рисование»

7.«Моя Планета Времени»

8.Самосаботаж. Что мешает развитию успешной личности.

9.Подведение итогов занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая игра для старшеклассников "Планета времени"»

Планета времени Психологическая игра для старшеклассников.

Цель: осознание значимости полноценного проживания любого времени, проектирование дальнейших жизненных событий.

Задачи:

• способствовать обогащению эмоционального мира;

• помочь осознать ценности данного временного периода в жизни учащихся;

• формировать потребность в коррекции собственных стереотипов;

• развивать самосознание;

• развивать творческое самовыражение;

• способствовать сплочению коллектива.

Количество участников: 15-20 человек.

Необходимые материалы: музыка для релаксации, листы бумаги с нарисованным кругом, фломастеры, файлы, маркеры, цветные карандаши, один лист ватмана, листы бумаги формата А4, авторучки.

Время проведения: 45 мин.

План занятия:

  1. Цели, задачи.

  2. Ожидания от занятия (сеем «зерна в огороде»).

  3. Знакомство.

  4. Правила группы.

  5. Визуализация «Страна Времени»

  6. Знакомство с техникой арт-терапии «Фрактальное рисование»

  7. «Моя Планета Времени»

  8. Самосаботаж. Что мешает развитию успешной личности.

  9. Подведение итогов занятия.

ХОД ИГРЫ

После озвучивания целей и задач занятия, плана работы . ребятам предлагается на предварительно приготовленных бланках –«семенах» написать ответ на вопрос : «Что я ожидаю от сегодняшней встречи?». Прикрепить («посеять» зерна в «огородике»)

  1. Игра на знакомство «Будь внимательным»

Давайте проверим вашу наблюдательность. Посмотрите внимательно вокруг на других участников нашей группы. А теперь закройте глаза. Поднимите руку те, у кого сосед справа — обладатель темных глаз. А теперь откройте глаза и проверьте себя.

Ведущий благодарит всех за активное участие в игре, желает, чтобы в жизни каждого было больше приятных знакомств и все были более внимательны друг к другу.





Правила группы (обговариваем перед началом).

  • Активность

  • Искренность

  • Доверие

  • Ответственность

  • Вежливость

  • «тут и сейчас»

  • Коммуникабельность

  • Доброжелательность

  • «стоп»



  1. Упражнение-визуализация «Дворец Часов»

Звучит музыка для релаксации, ведущий под музыку читает текст:

Каждый из нас живет в особой стране, властителю которой мы подчиняемся. Несмотря на возраст, пол, звания и регалии все мы подвластны правителю этой страны. Иногда мы забываем про нее, пытаемся обмануть ее правителя, прибегая к различным хитростям и уловкам. Иногда уповаем на помощь ее правителя. Это Страна Времени. В Стране Времени есть главный дворец — дворец Часов. Он может быть круглым, квадратным, хрупким или массивным, сделанным из разных материалов. В основе этого дворца может быть песок, а могут быть лучи Солнца. В этом дворце и живет властитель — Хранитель Времени. Внутри дворца кипит жизнь, что-то движется, вращается, издает звуки. Там работает сложный механизм. Механизм каждого дворца настроен на свой лад, у каждого своя жизнь, свое предназначение, как и у нас, людей.

  1. Упражнение-визуализация «Страна Времени»

Ведущий. Расслабьтесь... Можете закрыть глаза… Представьте, что вы находитесь в Стране Времени. Вы смотрите на Волшебные Часы и возвращаетесь в детство. Вы видите дом, в котором оказались сразу после рождения. Это самые первые минуты вашей жизни. Вы младенец. Что вы видите вокруг себя? Видите ли лица? Кто это? Что вы слышите? Какой запах вы чувствуете? А теперь осознайте этот момент времени. Время бежит дальше, вы вырастаете. Вы ребенок. Вот еще один чудесный момент вашей жизни. Сколько вам лет? Три? Четыре? А может быть, пять или шесть? Где вы? Кто находится рядом? Что вам говорят, что вы отвечаете? Что вы видите вокруг себя? Какие слышите звуки? Может быть, вы видите рядом предметы, какие они? Что вы чувствуете? Осознайте то, что видите, слышите, чувствуете в этот момент времени, в котором вам от трех до шести лет…вам десять лет…

А сейчас вы оказываетесь во времени, где вам столько лет, сколько сейчас. Рядом с вами люди. Кто они? У вас есть что-то ценное — что это? А сейчас вы видите себя через десять лет. Где вы? Чем занимаетесь? Кто с вами рядом? Как вы себя чувствуете? Но вот Волшебные Часы звонят — нам пора возвращаться. Поблагодарите их за прошлое, настоящее и будущее. Любое время важно и прекрасно!

Мы возвращаемся в настоящее. Мы чувствуем звуки, видим людей, нам хорошо и спокойно.

А сейчас я раскрою вам секрет. Секундная стрелка символизирует Время Детства, и мы сейчас туда отправляемся.

  1. Упражнение «Фрактальное рисование»

Браун Трейси, американский, бизнес-тренер, оратор-мотиватор, автор книг на темы самореализации и лидерства говорит : «Думайте на бумаге…». Мы сейчас вместе «подумаем на бумаге…»

Итак, представим себе, что мы маленькие дети…Все малыши любят рисовать, и только они в невразумительных каракулях способны увидеть множество образов и целые сказочные истории. Вот и мы с вами будем рисовать. Возьмите авторучку, поставьте точку в любом месте листа. А теперь закройте глаза и, пока звучит музыка, рисуйте непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа. Откройте глаза, посмотрите, что у вас получилось. Сейчас вы придадите цвет вашему рисунку. Закройте глаза, левой рукой выберите карандаш, снова откройте глаза и найдите ту часть-ячейку рисунка, которую хочется закрасить (левши выбирают карандаш и работают правой рукой). После выполнения задания дайте название вашему рисунку.

  1. Упражнение «Моя Планета Времени»

Минутная стрелка самая большая. Она тонкая и хрупкая, как наша юность, пора надежд и открытий — ведь в это время вы верим, что все еще будет! В юности мы постоянно меняемся, примеривая на себя разные образы. Мы можем заселить свою Планету Времени образами самого себя в самых разных ипостасях: я как музыка, я как животное, я как сказочный герой… На Планете Времени двенадцать домов. Нарисуйте в каждый домике образ того самого главного, что есть у вас сейчас в жизни, чем бы вы хотели заполнить свою «Планету времени» расположите образы по степени значимости для вас. №1- самое важное на сегодня и т.д.

Обсуждение.

На вашей Планете Времени появились первые дома, образы, ценности, смыслы... Вся наша жизнь — это время, когда мы собираем себя из поступков, ценностей и событий! Часы Жизни еще покажут вам Время зрелости, время, когда все собирается воедино — Время часовой стрелки. Но это позже..

А сейчас посмотрите, какие интересные часы у вас получились! Они только ваши, они принадлежат вам, и только вы руководите стрелками своей жизни...Всегда есть возможность заселить свои домики по-новому, что-то откорректировать.

II часть нашего занятия имеет такое интересное название:

Самосаботаж. Что мешает развитию успешной личности.

Самосаботаж – это ваше контрпродуктивное поведение. Это тот механизм, который мешает вам быть успешным. 
Важно увидеть и осознать проявления Вашего контрпродуктивного поведения. Чем точнее Вы определите свой стиль избегания важных дел, тем эффективнее Вы станете в выполнении задач и достижении целей. 

Самосаботаж
 – это «нелогичное» поведение. Когда вы знаете, как нужно поступать, но почему то делаете совсем наоборот. Вы понимаете, что ваши действия приведут к плачевным результатам, но все равно продолжаете делать.

«Я занимаюсь своим бизнесом, но почему то никак не могу получать высокий доход. Уже прошло больше года, а я все еще топчусь на месте»

Самосаботаж – это когда вы постоянно отвлекаетесь на второстепенные дела или вообще сжигаете свое время и силы в интернете, в играх, в телевизоре.

«Каждый раз, когда мне нужно заниматься важной работой, я начинаю отвлекаться, бродить по интернету или болтать с коллегами. Мои проекты движутся слишком медленно и трудно»

Самосаботаж – промедление, остановка, тормоз, человек откладывает на «потом» все важное . Арт- терапевты говорят, что успешный человек делает сначала важное, а неуспешный- срочное.

Самосаботаж – уныние, отказ от победы над собой каждую минуту( есть ли на ночь или нет, сходить в спортивный зал, гимнастику утром или лучше поваляться).

Когда мы что-то откладываем, привычка откладывать становится частью нас. А потом мы удивляемся, что наши мечты не сбываются..

Правило 72 часов Бодо Шефера

Бодо Шефер (нем. Bodo Schäfer, р. 10 сентября 1960 в Кёльне) — всемирно известный бизнес-консультант, оратор, успешный бизнесмен, автор 20 популярных книг и практических тренингов.

Правило 72 часов: если решил, что предпринять – предпринимай не позднее 72 часов. Пришла грандиозная мысль – соверши пусть и мили шажочек, но соверши действие в ее реализации. Если ничего не сделаешь в течении 72 часов – большая вероятность, что мысль станет просто мечтой вместо того, что бы стала целью, а то и забудется.

То есть, если появилась идея и вы за 72 часа ничего не сделали, чтобы в этой идее продвинуться, откажитесь от нее.

Сценка «Не забывается такое никогда».

Тренер: Вы сейчас это увидите, себя узнаете, и как только это будет входить в вашу жизнь, вы с этой минуты будете говорить: «Стоп, мне это не надо».

Тренер приглашает 7 человек. У каждого своя роль. Под эту роль придумываем какое-то движение. Состояние роли показываем через тело. Итак, действующие лица:

  1. Цель ( Очень хочу чего-то)

  2. Страх. (Боюсь, что неидеально.)

  3. Откладываю ( 2 человека)

  4. Откладываю

  5. Самобичевание ( 2 человека синхронно «бьют» себя по телу)

  6. Самобичевание

  7. Не люблю себя.

Все придумываем движение, говоря при этом фразу, соответствующую роли. Кто в паре, договоритесь, чтобы движения были одинаковыми.





Тренируемся по очереди. Потом по порядку. Далее тренер указывает на «исполнителя», тот представляет свою роль. Схема:

  • По порядку

  • По порядку

  • Откладываю

  • Самобичевание

  • Не люблю себя

  • Откладываю

  • Самобичевание

  • Самобичевание

  • Самобичевание

  • Не люблю себя

  • Не люблю себя

  • Не люблю себя

  • Не люблю себя

  • Всем известный алгоритм самосаботажа:

  1. Цель

  2. Боимся

  3. Откладываем ( находим отговорки, причины.)

  4. Самобичевание ( вот я поленился, не сделал, а надо было бы…)

  5. Не люблю себя. Неуспешные люди находятся на этой последней стадии.

  • Познание себя, своего потенциала, возможность повернуться к себе любимому- путь к спасению и развитию. Успех- это труд. Не бывает успешных людей, которые валяются на диване, это иллюзия. Они все время в развитии, в движении.

  • Упражнение «Доска»

  • Раскладываем дорожку из 7 листочков формата А-4. Приглашается желающий.

  • Представим, что это доска. Отслеживаем то эмоциональное состояние, которое сопровождает вас при выполнении задания. Задания:

  1. Просто прошли по доске (воображаемая дорожка)

  2. Высота под доской 30 метров, вы на крыше, пройти от одного здания к другому по доске. А под вами 30 метров.

  3. На одном конце здание. Высота та же. 30 метров. Но на другом конце- пожар. Вам нужно пройти по доске.

  4. На этом конце- пожар. Высота та же -30 метров, на другом конце здание, внизу над землей батут. Вам нужно пройти по доске.

  • Вопросы к участнику эксперимента.

  1. Когда, в каком из четырех вариантов, вы ощущали больше всего энергии ? ( в 4 варианте)

  2. А когда меньше всего? ( в 1 варианте)

  • Вопросы к аудитории.

  1. Кто думает, что больше всего было энергии в 4 варианте?

  2. В 3 варианте?

  3. Во 2 варианте?

  4. В 1 варианте?

  • Приблизительно считается количество голосов. Вывод. Большинство думает, что меньше всего энергии было в 1 варианте. Это все про нашу жизнь!

  • Тренер становится на дорожку, идет медленно. Вот у человека цель: закончить школу, подготовиться к экзаменам. И всем понятно , что нужно делать.

  • Тренер проходит по листочкам. Делаем раз, делаем два, делаем 3.4.5.6.7.

  • Но это же скучно человеку! То ли дело 30 м над землей, то ли дело: «Я не сдал лабораторные. Не успеваю с рефератом, не выучил стихи…» а время идет, семестр заканчивается; желание есть, но человек начинает откладывать. Каждое откладывание- мостик отрывается от земли. Все выше. Выше. И тут появляется энергия( за ночь подготовиться к семинару, выучить хотя бы половину билетов к экзамену, сдать срочно все хвосты… знакомо?).

  • А пожар- это все, учитель завтра выставляет оценки… Это же такой драйв. «Страшные выводы»: люди откладывают на потом, т.к. они зажимают себя в эти обстоятельства, чтобы себя почувствовать ЖИВЫМ.

  • Задумайтесь, когда в жизни нет радости, нет развития, мы из своей деятельности начинаем извлекать энергию, промедляя и откладывая, чтобы чувствовать себя в тонусе, в эмоциях, в драйве, даже в негативе. Отсюда подростковое пьянство, наркомания и т.д. ( различные девиации). Механизм запущен: самобичевание, самобичевание, самобичевание, не люблю себя. Не люблю себя… Человеку все равно…

  • Есть такое понятие- антирасписание. Антирасписание- когда ты в свой жизненный план вносишь здоровый досуг и развитие, а потом работу. Если вы пришли с тренировки, с прогулки, подышали свежим воздухом, пообщались с родными ( бабушку проведайте, посуду дома вымойте), то вы уроки сделаете эффективнее, чем если засядете на сутки за книги…

  • Будьте активными, энергия должна быть правильно извлечена. Творите, только тогда вы развиваетесь. Главное- быть интересным для самого себя. Придумайте праздники для родных и друзей. Девиз: надо что-то делать, для того, чтобы быть успешным. Умейте отдыхать, наполняйтесь миром. Начинайте что-то новое.

  • Схема успеха: тренер рисует 2 круга:

  • 1. Зона комфорта. (лень, бездействие, «болотце с тиной»)

  • 2. Зона, где происходят чудеса.

  • Эти зоны не одно и то же. Чтобы попасть в №2, надо выйти из зоны комфорта. То есть начать что-то новое( плести бисером, писать стихи, картины, изобретать машину времени).

  • Люди успешные всегда получают удовольствие от себя. Задумайтесь, вы человек какого масштаба? Когда человек находит себя, свое дело, вся Вселенная крутится вокруг него ( он оказывается в нужное время в нужном месте, ему попадаются нужные люди и т. д.

  • Итог. Признаки самосаботажа:

  • Откладываем важные дела. Неуспешные люди откладывают важные дела и занимаются срочными.

  • Много думаем, мало делаем

  • Бросаем дело на полпути

  • Обвиняем других в том, что что- то не получилось.

  • Предварительно мы прошли диагностику Дж. Холланда. Опросник Холланда
  • В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.

  • Цель: Выявление подходящей сферы деятельности. Продиагностировали именно свои, приоритетные типы личности, по которым рекомендуется выбирать профессию. Например, если ваш ведущий тип личности- социальный, то рекомендуются профессии- учитель, врач, психолог и т.д.

  • Это очень важно. Не уступайте, ищите дело вашей жизни, чтобы не загонять себя в угол и не ходить на работу, как на каторгу.

  • Важно понять (метафоричным языком)- в чем ваша игра? Важно играть в свою игру на своем поле. Только тогда ждет успех. И тогда все будет так. Как вы захотите.

  • Тина Силиг — доктор наук, невролог Стэнфордской школы медицины, читает курс по предпринимательству и инновациям в Стэнфордском университете, автор книги «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след», говорит:
  • «Вселенная на все наши мысли говорит- ДА!»
  • Поэтому пусть ваши мысли будут зрелыми, целесообразными, просветленными. И тогда Вселенная скажет вам –ДА!
  • Завершение.
  • Наши зерна проросли. Прошу подойти к нашему небольшому «огороду», оставить «плоды» сегодняшней встречи ( мысли, ощущения, пожелания). Прикрепляя, озвучиваем.
  • Приложение 1.

  • Фрактальное рисование

  • Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

  • Одно из направлений арт-терапии - энергетическое фрактальное рисование. Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. На метод не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет. Везде, где применяется этот метод, — результат всегда одинаково высок. Простота и доступность метода основана на надежной научной базе - работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера, Полуяхтова Т.З, Комов А.Е. и др.)

  • Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности, который я применяю в работе с людьми. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

  • Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

  • При освоении метода возрастает духовная составляющая человека, проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас. Фракталы являются символом нового этапа развития естествознания, этапа слияния науки и искусства, этих двух дополняющих друг друга способов познания природы - аналитического и интуитивного.

  • Инструменты:

  1. набор цветных карандашей, фломастеров и ручек по возможности большего количества цветовых оттенков;

  2. лист ватмана формата А 4;

  3. шариковая (гелевая) ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае, черный тонкий фломастер.

  • Как рисовать.

  1. Лист перед собой расположить по горизонтали;

  2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа;

  3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;

  4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;

  5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;

  6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм.

  7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

  8. Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

  • Несколько полезных советов:

  1. Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).

  2. Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

  3. Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.

  4. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек.

  5. Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

  6. Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.

  7. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.

  8. Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и ручки.

  • Анализ фрактального рисунка

  • Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества и особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

  1. характер линии;

  2. размер и конфигурация рисунка;

  3. размер и конфигурация ячеек;

  4. цветовая гамма рисунка,

  5. отдельные доминирующие цвета и оттенки.

  • Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены.  Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

  • 1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

  • Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

  • Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

  • Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

  • Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

  • Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

  • Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

  • Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

  • 2. Размер и конфигурация рисунка

  • Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

  • Средний размер (около2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

  • Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

  • Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

  • Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

  • 3. Ячейки. Конфигурация и размеры

  • Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т.д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

  • Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

  • Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

  • Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

  • Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

  • Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

  • Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

  • Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

    Примечание. 
    Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

  • а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

  • б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

  • 4. Пятна

  • Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

  • Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

  • Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

  • Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера

  • 5. Характерные цветовые акценты.

  • Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

  • Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

  • Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

  • Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

  • Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

  • 6. Цвет

  • Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

  • Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

  • О других цветах можно сказать следующее:

  1. лимонно-желтый — цвет педагога, учителя

  2. цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора

  3. зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству

  4. синий цвет:

  • Голубой — цвет спокойной энергии

  • Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии

  • Сиреневый — цвет сильной энергии

  1. фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии

  2. лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии

  3. красный цвет:

  • розовый — цвет теплой энергии

  • алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги

  1. густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

  2. оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии

  3. светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный)— цвет чистой энергии, святой энергии

  4. коричневый, темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)

  5. серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

  6. черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

  • Примечание. В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

  • а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

  • б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

  • в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

  • В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов .

  • Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

  • Метод фрактального рисунка может использоваться в индивидуальной работе с клиентом, для снятия на­пряжения и усталости у детей и взрослых, с целью диагностики и в корррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми, для изучения взаимоотношений в коллективе, с целью выявления психологической совместимости членов коллектива.

  • Литература

  1. Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности    М.: Из­дательский Дом «Деловая литература», 2002

  • Приложение 2.


  • САМОРАЗВИТИЕ

  • ПРАВИЛО 72 ЧАСОВ
  • Если вы в течение 72 часов не приступите к реализации только что намеченной цели, тогда вы можете смело ее отбрасывать в корзину для мусора. Почему? Дело в том, что мозг человека так запрограммирован, что если некая идея не стала мотивом для действий его хозяина, тогда он понимает: «Ага, хозяин лишь видит какую-то картинку, но действия он не принимает. Значит, она не имеет для него значения!».

  • Бодо Шефер (нем. Bodo Schäfer, р. 10 сентября 1960 в Кёльне) — всемирно известный бизнес-консультант, оратор, успешный бизнесмен, автор 20 популярных книг и практических тренингов. Почетный гость семинаров и лекций по личностному росту, развитию бизнеса, тайм-менеджменту и рациональному управлению финансами, проводящихся во многих странах мира. Управляя несколькими компаниями, Бодо Шефер добился немалых успехов в разных сферах деятельности и является признанным наставником начинающих и опытных предпринимателей. Для многих состоятельных людей книги и семинары Бодо Шефера стали учебными пособиями по финансовым вопросам и управлению своим временем. Выступления Бодо Шефера помогают каждому человеку самостоятельно определить уровень своей успешности и реализовать мечты, изменив свое мировоззрение. Правило 72 часов: если решил, что предпринять – предпринимай не позднее 72 часов. Пришла грандиозная мысль – соверши пусть и мили шажочек, но соверши действие в ее реализации. Если ничего не сделаешь в течении 72 часов – большая вероятность, что мысль станет просто мечтой вместо того, что бы стала целью, а то и забудется.

  • Разница между «срочностью» и «спешкой»
  • У вас есть цель, и вы решили действовать. Как чаще всего поступают люди в такой ситуации? Они хватаются за все подряд в некоторой спешке, стараются сделать все дела одновременно, мысли их путаются, ведь все нужно успеть, при этом ни одно действие не доходит до своего логического конца. Не важно, чем вы занимаетесь, будете ли вы предпринимателем крупной компании или простым рабочим, домохозяйкой или студентом, желающим испытать себя законами жизни, все ваши действия подчиняются определенным правилам. И нарушая их, вы нарушаете естественный ход реализации ваших целей.

  • Следует обратить внимание на излюбленную спешку в делах людей. Излишняя работоспособность вызывает лишь стресс и иногда приводит к болезням. Но самое печальное состоит в том, что силы могут вас покинуть на любом отрезке вашего передвижения. Так, например, вы разгружаете машину с тяжелыми ящиками. Вы, желая побыстрее закончить дело, яростно принимаетесь за работу, разгружая машину по несколько ящиков подряд.

  • В результате вы можете не закончить данную работу, так как быстро устанете, у вас не хватит сил на последующие обязанности, которые последуют после разгрузки машины или вы просто надорветесь. Выходит, что ваша спешка никуда вас не привела, как к истощению вашего организма. И в данном случае, важным становится не спешка, а срочность.

  • Да, за важные дела необходимо приниматься немедленно, однако не обязательно их выполнять с максимальной скоростью. Вы должны понимать, что работа не заставит себя ждать, но быстрое ее выполнение лишь заберет ваши силы и энергию. Поэтому приступайте к некоторым делам сейчас, то есть «срочно», однако не пытайтесь их выполнять быстро, то есть в «спешке».Уделите своему труду время на размышления, способы его выполнения, необходимую подготовку вас и подручных средств. Не стоит выполнять несколько дел одновременно, однако и не откладывайте важные вещи в долгий ящик.

  • И здесь в силу вступает правило 72 часов.

  • Правило 72 часов
  • Как только вы наметили свою цель, что и как будете достигать, вы должны тотчас же приступить к его исполнению. Вторым изъяном российского менталитета является то, что люди любят лишь мечтать о своей цели, но ничего не делать для ее достижения. Как часто можно увидеть «великие вершины», которые строятся лишь в головах у людей. Поэтому если вы в течение 72 часов не приступите к реализации намеченной цели, тогда вы можете смело ее отбрасывать в корзину для мусора. Почему?

  • Дело в том, что мозг человека так запрограммирован, что если некая идея не стала мотивом для действий его хозяина, тогда он понимает: «Ага, хозяин лишь видит какую-то картинку, но действия он не принимает. Значит, она не имеет для него значения!». Таким образом, человек начинает не верить в реализацию собственной цели. Поэтому, если вы хотите верить в реальность вашей мечты, тогда начните действовать в течение 72 часов. Это не значит, что вы должны реализовать ее в течение этого срока. Вам всего лишь нужно начать свои первые шаги на пути к цели в пределах отмеченного времени, иначе ваша мечта так и останется мечтой.

  • Приложени №3

  • Опросник Холланда
  • Автор методики: Холланд Дж.

  • Цель: Выявление подходящей сферы деятельности

  • В 1966 г. Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.

  • Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

  • На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации — Дж.Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный — на умственный труд; социальный — на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный — на четко структурированную деятельность; предпринимательский — на руководство людьми и бизнес; художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

  • Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из шести типов личности и среды (рис.1). Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный.

  • Согласно теории Дж.Холланда успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

  • Для установления типов личности Дж.Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы.

  • По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии, и, следовательно, составить альтернативные пути профессионального развития.

  • Оснащение: опросник с инструкцией; бланк ответов, в котором испытуемые отмечают выбранные ими варианты профессий (специальностей).

  • Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено.

  •   Текст опросника Дж. Голланда:

    • 1

    • а) инженер

    • б) социолог

    • 2

    • а) кондитер

    • б) священнослужитель

    • 3

    • а) повар 
      б) статистик

    • 4

    • а) фотограф 
      б) администратор
      торгового зала

    • 5

    • а) механик

    • б) дизайнер

    • 6

    • а) философ

    • б) врач

    • 7

    • а) эколог

    • б) бухгалтер

    • 8

    • а) программист

    • б) адвокат

    • 9

    • а) кинолог

    • б) переводчик художественной литературы

    • 10

    • а) страховой агент

    • б) архивист

    • 11

    • а)тренер

    • б) телерепортер

    • 12

    • а) следователь

    • б) искусствовед

    • 13

    • а) нотариус

    • б) брокер

    • 14

    • а) оператор ЭВМ

    • б) манекенщица

    • 15

    • а) фотокорреспондент

    • б) реставратор

    • 16

    • а) озеленитель

    • б) биолог-исследователь

    • 17

    • а) водитель автотранспорта

    • б) бортпроводник

    • 18

    • а) метеоролог

    • б) картограф

    • 19

    • а) радиомонтажник

    • б) художник росписи по дереву

    • 20

    • а) геолог

    • б) гид-переводчик

    • 21

    • а) журналист

    • б) режиссер

    • 22

    • а) библиограф

    • б) аудитор

    • 23

    • а) фармацевт

    • б) юрисконсульт

    • 24

    • а) генетик

    • б) архитектор

    • 25

    • а) продавец

    • б) оператор почтовой связи

    • 26

    • а) социальный работник

    • б) предприниматель

    • 27

    • а) преподаватель вуза

    • б) музыкант-исполнитель

    • 28

    • а) экономист

    • б) менеджер

    • 29

    • а) корректор

    • б) дирижер

    • 30

    • а) инспектор таможни

    • б) художник-модельер

    • 31

    • а) телефонист

    • б) орнитолог

    • 32

    • а) агроном

    • б) топограф

    • 33

    • а) лесник

    • б) директор

    • 34

    • а) мастер по ремонту и пошиву одежды

    • б) хореограф

    • 35

    • а)историк

    • б) инспектор ГАИ

    • 36

    • а) антрополог

    • б) экскурсовод

    • 37

    • а) вирусолог

    • б) актер

    • 38

    • а) официант

    • б) товаровед

    • 39

    • а) главный бухгалтер

    • б) инспектор уг. розыска

    • 40

    • а) парикмахер-модельер

    • б) психолог

    • 41

    • а) пчеловод

    • б) коммерсант

    • 42

    • а) судья

    • б) стенографист

  • Бланк ответов

  • Ф.И.О

  • Возраст_________ Школа №___________

  • Дата заполнения_______________________

  • Класс_____________

    • Р

    • И

    • С

    • К

    • П

    • X

    • За

    • 10а

    • 10б

    • 11б

    • 12б

    • 11а

    • 13а

    • 13б

    • 14б

    • 12а

    • 14а

    • 15а

    • 15б

    • 16а

    • 16б

    • 17б

    • 18б

    • 21а

    • 19б

    • 17а

    • 20а

    • 20б

    • 22б

    • 26б

    • 21б

    • 18а

    • 22а

    • 23б

    • 25б

    • 30а

    • 24б

    • 19а

    • 23а

    • 25а

    • 28а

    • 33б

    • 27б

    • 20а

    • 24а

    • 26а

    • 29а

    • 38б

    • 28б

    • 31а

    • 31б

    • 27а

    • 31б

    • 39б

    • 29б

    • 32а

    • 35а

    • 36б

    • 35б

    • 41б

    • 30б

    • 33а

    • 36а

    • 38а

    • 39а

    • 34б

    • 34а

    • 37а

    • 40б

    • 42б

    • 37б

    • 41а

    • 42а

    • 40а

    • Сумма

    • Тип

    • Предпочитаемый 
      вид деятельности

    • Личностные 
      характеристики

    • Предпочитаемое 
      окружение

    • Хобби, профессии

    • Примечание

    • Реалистический 
      (Р-тип)

    • • Механические виды деятельности, управление большегрузными машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации.

    • • Строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы

    • • Физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость, механические и математические способности • Эмоциональная стабильность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность консервативность, ригидность, конформность.

    • • Работает тщательно, аккуратно, систематично, предпочитает регламентацию работы

    • • Природа, сельская местность • Наименьшее взаимодействие с другими людьми • Организации, основанные на жесткой иерархической подчиненности и авторитарности (вооруженные силы, УВД и т. п.) • Организации, производящие конкретные ощутимые продукты.

    • • Транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия

    • Хобби:

    • • Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств

    • • Строительство и восстановительные работы

    • • Фермерство, обустройство дачи, охота, рыболовство, туризм.

    • Профессии:

    • картограф, фермер, инженер, лесничий, пшют, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик

    • Более всего не схож с социальным типом. Взаимодействие с ним может вызвать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к интеллектуальному и конвенциональному типам личности

    • Интеллектуальный 
      (И-тип)

    • • Сбор информации и ее систематизация; выполнение сложных или абстрактных заданий

    • • Независимая, самостоятельная научная или лабораторная работа

    • • Развитые математические, аналитические способности, склонности к научной работе, склонности к рациональному логическому анализу • Рациональность, эрудированность

    • • Независимость, самомотивация, ориентация на задачу, сдержанность

    • • Интроспективность, оригинальность, ориентация на нетрадиционные методы

    • • Слабоструктурные организации

    • • Организации, ориентированные на достижение (исследовательские и проектные лаборатории, университеты, институты)

    • • Ограниченность общения с другими людьми

    • Хобби:

    • • Работа, сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих факторов, деталей, принципов (яхтенный спорт, альпинизм, астрономия и т. п.)

    • • Компьютеры, чтение научной литературы.

    • Профессии:

    • - биохимик, ботаник, энтомолог, генетик, геофизик, антрополог, астроном, геолог, программист, криминалист, инженер-конструктор, искусствовед, психиатр

    • Более всего не схож с предпринимательским типом. Это вызывает много проблем в процессе взаимодействия. Близок к реалистическому и артистическому типам

    • Социальный 
      (С-тип)

    • • Обучение, объяснение, разъяснение

    • • Оказание помощи организация групповых мероприятий, ведение дискуссий

    • • Развитые вербальные, коммуникативные способности

    • • Преподавательские, ораторские способности, навыки слушания

    • • Социальные организации, школы, религиозные организации

    • • Медицинские учреждения, психологические и консультативные службы

    • Хобби:

    • • Организация развлечений

    • • Выполнение благотворительной и социальной работы

    • Профессии

    • - учитель, воспитатель, работник здравоохранения, психолог

    • Более всего несхож с реалистическим типом, близок к артистическим и предприимчивым типами

    • Конвенциальный (К-тип)

    • • Работа, требующая внимания к деталям и аккуратности.

    • • Ведение карточек, хранение и систематизация записей, фактов, данных финансовых книг

    • • Подготовка отчетов, схем, таблиц, диаграмм

    • • Развитые арифметические и канцелярские способности, ручная тонкая моторика

    • • Высокий само-контроль, консервативность, практичность, упорство

    • • Потребность в четком планировании работы

    • • Большие организации, финансовые организации (банки, бухгалтерские конторы)

    • • Отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции

    • • Структурированные организации с четкой иерархией

    • Хобби

    • :• Коллекционирование

    • • Постройка моделей

    • •Игры с четкими и ясными правилами

    • Профессии

    • - бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь

    • Несхож с артистическим типом, ближе всего к реалистическому и предприимчивому типам

    • Предпринимательский
      (П-тип)

    • • Руководство организациями, управление людьми • Финансовый и межличностный риск • Продажа, покупка, коммерция, предпринимательство

    • • Развитые организаторские способности, вербальные способности

    • • Лидерские способности

    • • Доминантность, агрессивность, экстравертированность

    • • Ориентация на деньги, власть

    • • Посты в государственных и политических организациях

    • • Промышленные компании, агенства по продаже недвижимости

    • Хобби:

    • • Спортивные состязания

    • • Организация вечеринок, увеселении

    • Профессии:

    • предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер

    • Затруднено взаимодействие с интеллектуальным типом, хорошее взаимодействие с социальным и кон-венциальным типами

    • Художественный (Х-тип)

    • • Художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество) • Игра на музыкальных инструментах • Исполнительская актерская деятельность

    • • Развитые воображение, творческое мышление

    • • Музыкальные и артистические способности

    • • Нонконформизм, 
      экспрессивность, 
      интуитивность, 
      демонстративность, стремление 
      к самовыражению

    • • Неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т. д.)

    • • Музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы

    • Хобби

    • • Фотография, рисование, живопись, игра на музыкальных инструментах

    • • Посещение концертов, театров, музеев

    • Профессии

    • артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, музейный работник

    • Более всего несхож с конвенци-альным типом, эффективное взаимодействие с социальным и интеллектуальным типами

  • Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда лап «Самонаправленный поиск»: Руководство. Ярославль, 1993.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологическая игра для старшеклассников "Планета времени"

Автор: Корепова Галина Алексеевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285988


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства